Тезис нередуцируемости квалиа: аргументированный вывод или необоснованная пресуппозиция?
Тезис нередуцируемости квалиа: аргументированный вывод или необоснованная пресуппозиция?
Аннотация
Код статьи
S1811-833X0000617-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
158-170
Аннотация
В статье обсуждается вопрос о возможности натуралистического объяснения феноменального опыта (квалиа). Анализу подвергается один из мысленных экспериментов, предложенных Д. Чалмерсом в книге «Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории», а именно, зомби-эксперимент. Показывается, что выводы данного эксперимента могут быть признаны верными лишь при условии, что экспериментатор представит себе полного функционального аналога человека. Однако условие это невыполнимо, поскольку от экспериментатора требуется владение тотальностью знаний о предмете представления. То, что экспериментатор представит, так или иначе определяется наличными концептуальными схемами. Делается вывод, что тезис нередуцируемости квалиа, аргументация которого основана на данных мысленных экспериментов, является пресуппозицией рассуждений о природе сознания, а не их следствием. И пресуппозиция эта может быть оспорена подобно тому, как Н.И. Лобачевский оспорил интуитивное правдоподобие пятой аксиомы Евклида. В качестве альтернативного понимания природы квалиа предлагается подход Дж. Макдауэлла, получивший в литературе название «перцептивный концептуализм».
Ключевые слова
феноменальный опыт, квалиа, философский зомби, Дэвид Чалмерс, перцептивный концептуализм, Джон Макдауэлл
Классификатор
Дата публикации
01.12.2020
Всего подписок
11
Всего просмотров
423
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М.: Прогресс-Традиция. 2009. 272 с. 
2. Гарнцева Н.М. Современные нередуктивные подходы к психофизической проблеме (Макгинн, Нагель, Чалмерс) // Философские науки. 2012. № 11. С. 129-139.
3. Иванов Д.В. Природа феноменального сознания. М.: УРСС. 2013. 240 c.
4. Карпенко А.С. Сверхреализм. Часть I: От мыслимого к возможному // Философский журнал. 2016. № 2(9). С. 5-23.
5. Нагуманова С.Ф. Материализм и сознание: анализ дискуссии о природе сознания в современной аналитической философии. Казань: Казанский ун-т. 2011. 221 с.
6. Секацкая М.А. Исследование сознания в философии и когнитивных науках: почему трудная проблема сознания не нуждается в решении // Вопросы философии. 2015. № 4. С. 185-194.
7. Секацкая М.А. Почему разрыв в объяснении не является решающим аргументом против натурализма в философии сознания // Эпистемология и философия науки. 2015. № 2. С. 125-135.
8. Brewer, B. "Perceptual Experience Has Conceptual Content", in: M. Steup, E. Sosa. (eds.) Contemporary Debates in Epistemology. Malden: Blackwell, 2005, 364 pp.
9. Byrne, A. "Experience and Content", Philosophical Quarterly, 2009, vol. 59, pp. 429-451.
10. Chalmers, D.J. The Conscious Mind. Search of a Fundamental Theory. Oxford: Oxford University Press, 1996, 414 pp.
11. Chalmers, D.J. "The Two-Dimensional Argument Against Materialism", in: Chalmers, D. The Character of Consciousness. New York: OUP, 2010, pp. 141-192.
12. Chalmers, D.J. "Intuitions in Philosophy: a Minimal Defense", Philosophical Studies, 2014, vol. 171, no. 3, pp. 535-544.
13. Dennett, D.C. Sweet Dreams: Philosophical Obstacles to a Science of Consciousness. Cambridge, Massachusetts: MIT Press. 2005, 199 pp.
14. Hill, C.S. "Imaginability, Conceivability, Possibility and the Mind-Body Problem", Philosophical Studies: An International Journal for Philosophy in the Analytic Tradition, 1997, vol. 87, no. 1, pp. 61-85.
15. Jackson, F. "Epiphenomenal Qualia", Philosophical Quarterly, 1982, vol. 32, pp. 127-136.
16. Kirk, R. Zombies and Consciousness. Oxford, UK: Oxford University Press, 2005, 235 pp.
17. Kripke, S.A. Naming and Necessity. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1980, 184 pp.
18. Levine, J. "Materialism and Qualia: The Explanatory Gap", Pacific Philosophical Quarterly, 1983, vol. 64, pp. 354-361.
19. McDowell, J. Mind and World. Cambridge. MA: Harvard University Press, 1994, 191 pp.
20. McGinn, C. The Mysterious Flame: Conscious Minds in a Material World. New York: Basic Books, 1999, 242 pp.
21. Peacocke, C. "Does Perception Have a Nonconceptual Content?", Journal of Philosophy, 2001, vol. 98, pp. 239-264.
22. Popper, К. The Logic of Scientific Discovery. Abingdon-on-Thames: Routledge, 2002, 513 pp.
23. Stoljar, D. Ignorance and Imagination: The Epistemic Origin of the Problem of Consciousness. Oxford, UK: Oxford University Press, 2006, 249 pp.
24. Szabó Gendler, T., Hawthorne, J. (eds.). Conceivability and Possibility. New York: Oxford University Press, 2002, 518 pp.
25. Tye, M. "Non-conceptual Content, Richness, and Fineness of Grain", in: Gendler, T. and Hawthorne, J. (eds.) Perceptual Experience. Oxford, UK: Oxford University Press, 2005, 560 pp.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести