Президиум РАНОбщественные науки и современность Obshchestvennye nauki i sovremennost

  • ISSN (Print) 0869-0499
  • ISSN (Online) 2712-9101

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНДАРТНОЙ МОДЕЛИ В ФИЗИКЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ И ИСТОРИИ ЕЕ СОЗДАНИЯ

Код статьи
S1811-833X0000617-8-1
DOI
10.7868/SX0000617-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Аннотация
В статье рассматриваются социокультурные аспекты стандартной модели (СМ) в физике элементарных частиц и истории ее создания. СМ - это квантовополевая калибровочная теория электромагнитного, слабого и сильного взаимодействий, являющаяся основой современной теории элементарных частиц. Процесс ее разработки охватывает двадцатилетний период: начиная с 1954 г. (концепция калибровочных полей Ч.Янга и Р.Миллса) до начала 1970-х гг., когда было завершено построение перенормируемых квантовой хромодинамики и электрослабой теории. Социокультурные аспекты СМ исследуются на основе квази-эмпирического подхода, путем изучения текстов ее творцов и участников соответствующих событий. Показана важная роль такого «внешнего» фактора, как масштабные государственные проекты по созданию ядерного и термоядерного оружия, которые позволили обеспечить кадровую и финансовую поддержку фундаментальных исследований в области ядерной физики и физики элементарных частиц (реализация термоядерных проектов происходила как раз в 1950-е гг., а большинство теоретиков, связанных с созданием СМ, были одновременно главными разработчиками термоядерного оружия, особенно в СССР). Формирование СМ рассматривается как конкуренция двух исследовательских программ (парадигм) - калибровочно-полевой и феноменологической, связанной с отказом от полевой концепции. В этот период происходит расщепление научного сообщества физиков, связанное с этой конкуренцией, сопровождающейся своего рода «переговорами», которые в начале 1970-х гг. приводят к триумфу калибровочно-полевой программы и восстановлению единства научного сообщества. Регулирующую роль при этом выполняли нормы и правила научного этоса. Подчеркнуты научно-реалистическая позиция метафизических установок большинства теоретиков и их негативное отношение к концепциям философского релятивизма и социального конструирования научного знания. Отмечены также некоторые особенности истории создания СМ, такие, как позитивная роль суждений эстетического характера; «научно-школьная» форма исследований (в СССР), ее плюсы и минусы; как связь историко-научной «драмы идей» с «драмами людей», сделавших ошибочный выбор и (или) «упустивших свои возможности».
Ключевые слова
стандартная модель, элементарные частицы, фундаментальные взаимодействия, калибровочные поля, социокультурные аспекты, термоядерное оружие, конкуренция исследовательских программ, научный этос, научные школы, научный реализм
Дата публикации
01.09.2020
Год выхода
2020
Всего подписок
11
Всего просмотров
501

Библиография

QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека