Президиум РАНОбщественные науки и современность Obshchestvennye nauki i sovremennost

  • ISSN (Print) 0869-0499
  • ISSN (Online) 2712-9101

Исламизм и модернизация: полемические заметки

Код статьи
S086904990011492-3-1
DOI
10.31857/S086904990011492-3
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 5
Страницы
134-146
Аннотация

Данная статья стала реакцией на позицию, высказанную Э. Паиным (см. ОНС. 2016. № 5), в которой подъем исламизма рассматривается как демодернизация. Основные приведенные в статье аргументы, опровергающие данную позицию, сводятся к следующему. Во-первых, исламизм нельзя отождествлять с фундаментализмом и джихадизмом, это движение неоднородно и представляет собой набор разных течений с различными стратегиями. Во-вторых, исследования демонстрируют, что исламисты – носители как модернизационных, так и антимодернизационных ценностей, что некогда было характерно, например, для последователей протестантской Реформации. В-третьих, путь к модерну объективно сложен, противоречив и конфликтен и не сводится к механическому заимствованию рецептов других стран, что характерно не только для исламского мира. Понимание сложности и неоднозначности данного явления важно для выработки эффективной политики противодействия радикализации молодежи.

Ключевые слова
модернизация, исламизм, исламский фундаментализм, джихадизм, исламское государство, реформация, ценности
Дата публикации
17.10.2017
Год выхода
2017
Всего подписок
4
Всего просмотров
1109

Библиография

  1. 1. Армстронг К. (2013) Битва за Бога. История фундаментализма. М.: Альпина нон-фикшн.
  2. 2. Вебер М. (2011) Протестантская этика и дух капитализма. М.: Директ-медиа.
  3. 3. Дюркгейм Э. (1996) О разделении общественного труда. М.: Канон.
  4. 4. Жижек С. (2010) О насилии. М.: Европа.
  5. 5. Инглхарт Р., Вельцель К. (2011) Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство.
  6. 6. Калхун К. (2006) Теории модернизации и глобализации: кто и зачем их придумывал // Лекция 17.01.2006 в рамках проекта “Русские чтения” (www.inop.ru/files/calhoun.doc).
  7. 7. Капуто Дж. (2011) Как секулярный мир стал постсекулярным // Логос: философско-литературный журнал. № 3. С. 136–205.
  8. 8. Паин Э.А. (2016) Исламизм: социально-политическая сущность и новые угрозы для России // Общественные науки и современность. № 5. С. 115–127.
  9. 9. Парк Р.Э. (2011) Физика и общество // Парк Р. Э. Избранные очерки. М.: ИНИОН РАН. С. 158–179.
  10. 10. Порозовская Б.Д. (1995) Жан Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность // Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М.: Республика. С. 167–256.
  11. 11. Фурман Д.Е. (2011) Идеология реформации и ее роль в становлении буржуазного общественного сознания // Фурман Д.Е. Избранное. М.: Издательский дом “Территория будущего”. С. 41–109.
  12. 12. Хабермас Ю. (2003) Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир.
  13. 13. Bayat A. (2013) Post-Islamism at Large // Post-Islamism. The Changing Faces of Political Islam. Oxford Univ. Press. Pp. 3–32.
  14. 14. Eisenstadt S.N. (2003) Multiple Modernities // Comparative Civilizations and Multiple Modernities. Part II. Boston: Brill Leiden. Pp. 535–560.
  15. 15. Roy O. (2004) Globalized Islam: The Search for a New Ummah. New York: Columbia Univ. Press.
  16. 16. Walzer M. (1965) The Revolution of the Saints. A Study in the Origins of Radical Politics. Cambridge (MA): Harvard Univ. Press.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека