1 Современное название - Эфиопия. В статье используется название «Абиссиния», более распространённое в конце XIX в.
2 Наши чёрные единоверцы / Сост. В. Бучинский, В. Балахнов. СПб., 1900. С. 3; Пуцыко-вич Ф.Ф. Абиссинцы. Чтение для народа. Изд. 5. СПб., 1910. С. 16; Ефрем (Цветаев), архим. Поездка в Абиссинию. М., 1901. С. 67, 70; Фёдоров В. [Машков В.Ф.] Абиссиния. Историкогеографический очерк. СПб., 1889. С. 19.
3 Болотов В.В. Несколько слов из церковной истории Эфиопии: к вопросу о соединении абиссин с православной Церковью // Христианское чтение. 1888. № 3-4. С. 467-469.
4 Итальянцы, стремившиеся в это время подчинить Абиссинию своему колониальному господству и выступавшие против контактов этой страны с Россией, широко распространяли (в переводе) статью Болотова среди абиссинцев, стремясь доказать, что между африканскими христианами и русскими нет никаких религиозных связей (Хренков А.В. Машков в Эфиопии (между подвигом и авантюрой) // Вопросы истории. 1999. № 2. С. 135).
5 Российско-эфиопские отношения в XIX - начале XX в.: Сборник документов. М., 1998. С. 105, 124, 212, 246, 249, 426.
6 Там же. C. 311-316, 317-319.7 Айрапетов О.Р. Внешняя политика Российской империи (1801-1914). М., 2006. С. 362369, 377-390.
8 Spectator [Грингмут В.А.]. Текущие вопросы международной политики. IV. Наши братья // Русское обозрение. 1890. № 7. С. 374, 379.9 См., в частности, записку, поданную Хитрово в МИД в 1885 г.: Российско-эфиопские отношения... С. 75-78.
10 Соловьёв М.П. Очерки Абиссинии // Русское обозрение. 1894. № 4. С. 797.
11 ГА РФ, ф. 694, оп. 1, д. 613, л. 10-10 об.
12 Ефрем (Цветаев), архим. Указ. соч. С. 100.13 Фёдоров В. Указ. соч.. С. 28.
14 Это сравнение приводилось в докладной записке, поданной Н.С. Леонтьевым начальнику Главного штаба Н.Н. Обручеву 4 июля 1895 г. (Российско-эфиопские отношения... С. 178). Абиссинию также сопоставляли с Грузией - маленькой горной христианской страной, долго отстаивавшей свою независимость от мусульман (Соловьёв М.П. Указ. соч. № 8. С. 741).
15 Елец Ю. Император Менелик и война его с Италией: По документам и походным дневникам Н.С. Леонтьева. СПб., 1898. С. 56-58.
16 Вуколов И., свящ. Рассказы абиссинца // Труды Киевской духовной академии. 1893. № 1. С. 119.
17 Долганев Е.Е. Современная Абиссиния // Богословский вестник. 1895. № 8. С. 251 (вторая пагинация); 1896. № 1. С. 116 (вторая пагинация).18 Ефрем (Цветаев), архим. Указ. соч. С. 72.
19 Вуколов И., свящ. Указ. соч. С. 96.
20 Подобный взгляд был весьма распространён в русских текстах об Абиссинии. «Россия, историческими судьбами поставленная во главе восточного христианства и нравственно ответственная за судьбу каждого его отдельного члена, согласно своим вековым традициям едва ли может оставаться спокойной зрительницей [того], как политически и духовно тяготеющая к нам страна... потеряет свою самостоятельность», - писал В.Ф. Машков в записке, направленной в 1890 г. в Главный штаб (Российско-эфиопские отношения... С. 138-139). А поручик А.К. Булатович на пути в Абиссинию в 1899 г. объяснял майору Ж.-Б. Маршану (известному благодаря эпизоду в Фашоде), что основой российской политики в африканской стране является «выражение традиционного сочувствия наших государей и России к слабейшим угнетённым христианам» (Булатович А.К. Третье путешествие по Эфиопии. М., 1987. С. 37).21 Порфирий (Успенский), еп. Абиссиния. Церковное и политическое состояние Абиссинии с древнейших времен до наших дней // Труды Киевской духовной академии. 1866. Т. I. С. 317, 335.
22 Порфирий (Успенский), еп. Восток христианский. Участие России в судьбах Абиссинии // Труды Киевской духовной академии. 1866. Т. II. C. 419, 423.
23 Российско-эфиопские отношения... С. 47-51.
24 Хренков А.В. Россия и Эфиопия: развитие двусторонних связей (от первых контактов до 1917 г.). М., 1992. С. 10-12, 19-21.25 Российско-эфиопские отношения... С. 75-78.
26 Рыбачёнок И.С. Закат великой державы. Внешняя политика России на рубеже XIX-XX вв.: цели, задачи и методы. М., 2012. С. 358.
27 Порфирий (Успенский), еп. Восток христианский... С. 424.
28 Об экспедиции Н.И. Ашинова см.: Луночкин А.В. «Атаман вольных казаков» Николай Ашинов и его деятельность. Волгоград, 1999.29 Письма Победоносцева к Александру III. Т. II. М., 1926. С. 188.
30 РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 518, ч. I, л. 4-5.
31 ГА РФ, ф. 102, оп. 92, д. 598, т. I, л. 168-168 об.
32 Там же, л. 170.
33 Там же, т. II, л. 29.34 РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 518, ч. I, л. 32 об.
35 Российско-эфиопские отношения... С. 129.
36 Всерьёз опасались религиозных контактов между Россией и Абиссинией и представители западных государств в Африке. Так, после прибытия Машкова в 1891 г. на берег Красного моря губернатор Обока Л. Лагард, сыгравший важную роль в разгроме миссии Ашинова, всячески уговаривал иеромонаха Тихона не отправляться в глубь континента. После того, как боязливый Тихон вернулся в Россию, участников экспедиции без проблем пропустили в Абиссинию. Примечательно и то, что когда Машков и его спутники проезжали через Каир, англичане приложили все усилия, дабы сорвать их встречу с коптским патриархом (Хренков А.В. Машков в Эфиопии... С. 130-132).
37 Российско-эфиопские отношения... С. 137.38 Там же. С. 123-125.
39 Хренков А. Африканское генерал-губернаторство поручика Н.С. Леонтьева // Азия и Африка сегодня. 2001. № 4. С. 36-37.
40 Ефрем (Цветаев), архим. Указ. соч. С. 38-46, 50-84, 111.
41 Соловьёв М.П. Указ. соч. № 4. С. 812; № 9. С. 209-210.42 Харэре - крупный провинциальный центр в Абиссинии.
43 Ефрем (Цветаев), архим. Указ. соч. С. 123-163.
44 Вуколов И., свящ. Указ. соч. С. 97.
45 Российско-эфиопские отношения... С. 176.
46 Ефрем (Цветаев), архим. Указ. соч. С. 168.
47 Там же. С. 138. Специальная православная миссия в Абиссинию так и не была послана, однако в состав санитарного отряда Русского общества Красного Креста, прибывшего в страну в 1896 г., входил иеромонах Александр, состоявший при походной церкви. По словам начальника отряда генерала Н.К. Шведова, абиссинцы охотно посещали православное богослужение и восхищались его красотой. Когда отряд покидал страну, о. Александр принял участие в своеобразной церемонии, призванной, по-видимому, свидетельствовать о высокой степени единения Русской и Абиссинской церквей: он отслужил православный молебен, сразу после которого был отслужен молебен абиссинским духовенством во главе с абуной Матеосом (Российско-эфиопские отношения... С. 200, 219).
48 Полунов А.Ю. К.П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М., 2010. С. 295-308.49 Российско-эфиопские отношения... С. 398-399, 401—402, 405-407. В Петербурге Матеос всё же был встречен православным духовенством, хотя в Одессе такая встреча не состоялась (Победоносцев специально писал об этом епархиальному начальству). См.: РГИА, ф. 797, оп. 72, отд. 2, ст. 3, д. 195, л. 7, 17-17 об.
50 Российско-эфиопские отношения... С. 472.
51 Так, иеромонах Антоний (Булатович), бывший офицер лейб-гвардии Гусарского полка, в 1890-х гг. несколько раз побывавший в Африке и входивший в окружение Менелика II, а затем принявший постриг в русском монастыре на Афоне, в 1911 г. безуспешно пытался учредить в Абиссинии афонское подворье и духовную миссию для распространения православия (Булатович А.К. Указ. соч. С. 115-117).
52 Соколов А. Православный прозелитизм на Ближнем Востоке и в Эфиопии: мифы и действительность // Азия и Африка сегодня. 2005. № 10. С. 65.53 Хренков А.В. К истории русско-эфиопских религиозных контактов // Страны и народы Востока. Вып. 27. М., 1991. С. 194-198.
54 Там же. С. 198-203.
55 Институт восточных рукописей (Санкт-Петербург). Архив. Разряд III, оп. 1, д. 34, л. 152— 152 об. Впрочем, помощь Шедевра абиссинцам была не вполне безвозмездной: в знак благодарности они обязывались передать России две часовни при храме Гроба Господня (из семи, исторически им принадлежавших) - тогда русское духовенство получило бы возможность самостоятельно совершать в храме славянское богослужение.
56 Там же, л. 180-181.
57 Российско-эфиопские отношения... С. 551.58 Крылова Н.Л. «Хорошо иметь любимую женщину и преданного кота»: Павел Булыгин в Абиссинии // Восточный архив. 2008. № 17. С. 71-76.
Комментарии
Сообщения не найдены