«GRAND HOPES» OF THE RUSSIAN POETRY IN N. I. NOVIKOV’S HISTORICAL DICTIONARY OF RUSSAIN WRITERS
Table of contents
Share
QR
Metrics
«GRAND HOPES» OF THE RUSSIAN POETRY IN N. I. NOVIKOV’S HISTORICAL DICTIONARY OF RUSSAIN WRITERS
Annotation
PII
S013160950009791-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Sergei Nikolaev 
Occupation: Head of the Department for the Studies of Russian Literature of the 18th Century
Affiliation: Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom), Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation,
Edition
Pages
35-39
Abstract

In his Essay on the Historical Dictionary of Russian Writers (1772), N. Novikov states that certain writers entertain or have entertained high hopes for the future of the Russian literature. And while as far as the playwrights (Ya. B. Knyazhnin and D. I. Fonvizin) were concerned, Novikov’s hopes came true, in the case of the poets they seemed to have fallen short: the poems either haven’t survived at all, or only a negligible number has reached us, or the extant poems haven’t lived up to the hopes. Novikov, however, was pursuing a different goal: in his opinion, Russian literature did not stand still, but remained in constant flow, and new authors who were about to appear were expected to make it glorious. Rather than address just the past and the present, Novikov’s Historical Dictionary was also an attempt to predict the future.

Keywords
reputation of a writer, biography of a writer, progress in literature, N. I. Novikov, Essay on the Historical Dictionary of Russian Writers.
Received
22.05.2020
Date of publication
01.06.2020
Number of purchasers
29
Views
610
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2020-2-35-39
2 © С. И. НИКОЛАЕВ
3 «ПРЕВЕЛИКИЕ НАДЕЖДЫ» РУССКОЙ ПОЭЗИИ
4 В СЛОВАРЕ ПИСАТЕЛЕЙ Н. И. НОВИКОВА
5 В 1772 году был опубликован «Опыт исторического словаря о российских писателях» Н. И. Новикова. Уже в самом издании были помещены восторженные похвалы словарю пера Ивана Рудакова. В отличие и от европейской, и от отечественной практики они были опубликованы не в самом начале книги; здесь прямо в статье об академическом наборщике Иване Рудакове были приведены его довольно обширные «Стихи к „Опыту исторического словаря о российских писателях"»:
6 Представлен свету здесь мужей разумных род,
7 Которы принесли России вечный плод;
8 Не множеством веков, но со времен Петровых
9 Россия зрит в себе писателей сих новых.1
1. Новиков Н. И. Избр. соч. М.; Л., 1951. С. 346.
10 Выход словаря, действительно, стал важным событием в литературной жизни России. Но не у всех он вызвал восторг. Так, В. П. Петров был очевидно задет статьей о нем и свое раздражение выразил в послании «К ... из Лондона», написанном, вероятно, в том же 1772 году, но опубликованном только в 1811 году:
11 «Как так, — ты говоришь, — я шлюсь на словаря,
12 В нем имя ты мое найдешь без фонаря;
13 Смотри-тко, тамо я, как солнышко, блистаю,
14 На самой маковке Парнаса превитаю!»
15 То правда, косна желвь там сделана орлом,
16 Кокушка — лебедем, ворона — соколом;
17 Там монастырские запечны лежебоки
18 Пожалованы все в искусники глубоки;
19 Коль верить словарю, то сколько есть дворов,
20 Столь много на Руси великих авторов;
21 Там подлый наряду с писцом стоит алырщик,
22 Игумен тут с клюкой, тут с мацами батырщик.2
2. Поэты XVIII века: В 2 т. Л., 1972. Т. 1. С. 354 (Библиотека поэта. Большая сер.).
23 Но отзыв о Петрове — это единственный недоброжелательный отзыв в словаре.3 Исследователи единодушно отмечали, что характеристики писателей в словаре преимущественно доброжелательны, снисходительны или подчеркнуто нейтральны. Хотя в похвальных оценках Новикова есть своя система, они довольно однообразны и зачастую повторяются и переходят из статьи в статью: изрядное, весьма много похваляется, не худое, весьма изрядное, довольно похваляется знающими людьми и т. д.4 Эти оценки и характеристики не раз систематизировались и разбирались. Но вот одна характеристика творчества писателей, особенно поэтов, как кажется, еще не привлекала внимания.
3. См.: Мартынов И. Ф. «Опыт исторического словаря о российских писателях» Н. И. Новикова и литературная полемика 60-70-х годов XVIII века // Русская литература. 1968. № 3. С. 189.

4. См.: Лепехин М. П. «Опыт исторического словаря о российских писателях» Н. И. Новикова (Некоторые проблемы изучения) // XVIII век. Л., 1989. Сб. 16. С. 240-243.
24 О нескольких писателях-современниках Новиков пишет, что они подают или подавали надежды. Вот эти характеристики.
25 Богдан Егорович Ельчанинов: «По его склонности к театру превеликая была надежда видеть и еще много сочиненных им комедий; но к великому сожалению он убит при Браилове во время неприятельской вылазки 1769 года сентября 20 дня».5
5. Новиков Н. И. Избр. соч. С. 301.
26 Александр Григорьевич Карин: «Словом, он превеликую подавал надежду показать в себе хорошего стихотворца. Он сочинил комедию „Россиянин, возвратившийся из Франции", но, не докончав оной, умер; а комедия его хотя и довольно похваляется, но в свет еще не издана».6
6. Там же. С. 310.
27 Яков Борисович Княжнин: «В прочем подал он надежду ожидать в нем хорошего трагического стихотворца».7
7. Там же. С. 318.
28 Николай Васильевич Леонтьев: «...изданные им в 1766 году „Басни“ превеликую подают надежду видеть в нем хорошего стихотворца».8
8. Там же.
29 Алексей Мятлев: «Ко стихотворству имел он также превеликую склонность и сочинил много весьма изрядных мелких стихотворений и начал было сочинять трагедию, но смерть лишила его похвалы, которую бы ему за труд сей отдали знающие люди».9
9. Там же. С. 328.
30 Денис Иванович Фонвизин: «В заключение о нем сказать должно, что Россия надеется увидеть в нем хорошего писателя».10
10. Там же. С. 359.
31 Николай Хрущев: «Превеликая была надежда увидеть в нем хорошего стихотворца; но смерть, прекратя его жизнь в цветущих летах, лишила нас сей надежды».11
11. Там же. С. 362.
32 Иван Васильевич Шишкин: «Вообще сочинения его весьма много похваляются за чистоту слога и приятность вкуса; но смерть, лиша его жизни, отняла и надежду видеть в нем, может быть, славного стихотворца».12
12. Там же. С. 364.
33 В первой половине XVIII столетия каких-либо разговоров о будущих надеждах русской литературы не было. Более того, в 1764 году С. А. Порошин записал в своем дневнике, что П. И. Панин в разговоре о М. В. Ломоносове и А. П. Сумарокове заметил: «Как они двое переведутся, так Божией милостью не видать еще, кто б нам вместо их служить могли».13 Надо полагать, что при жизни Ломоносова говорить о будущих надеждах русской поэзии было бы неуместно. Но ко времени выхода словаря Новикова Ломоносов уже скончался, скончался и Тредиаковский. Из основоположников новой русской литературы был жив только Сумароков.
13. Порошин С. Записки. СПб., 1881. Стб. 107.
34 В словаре подают или подавали надежды, по мнению Новикова, 8 писателей из 315 включенных в его словник, и это все современники Новикова. Пятеро из восьми уже скончались ко времени выхода словаря. Из трех оставшихся безусловно оправдали надежды только двое — Княжнин и Фонвизин.
35 На кого же возлагал надежды Новиков? В первую очередь на поэтов, а затем на драматургов. Это в полной мере и наглядно, пусть и ожидаемо, отражает место и роль поэзии в русской литературе того времени. Прозаиков в этом перечне нет, и трудно было бы их ожидать: проза еще ценилась гораздо ниже поэзии. Новиков очень отмечает современных проповедников, но о надеждах в процветании красноречия ничего не говорит. Если в отношении драматургов надежды Новикова сбылись, то трудно избавиться от впечатления, что стихотворцам эти надежды были выданы авансом: либо их стихотворения вообще не сохранились (Мятлев, Н. Раздеришин), либо их дошло до нас ничтожно мало (всего одно стихотворение Шишкина, к тому же поправленное редакцией при печати), либо дошедшие стихотворения надежд совсем не оправдали.
36 Стоит помнить о том, что Новиков в словаре воздал должное поэтам, которые продолжали активную творческую деятельность: здравствовали и продолжали писать Богданович, Сумароков, Херасков, трудились Ржевский, Хемницер, Аблесимов, Чулков и другие, — но вот надежд с ними не связывал. Несомненно, что у Новикова были надежды на появление новых ярких талантов. И тут Новиков не был одинок. За четыре года до выхода словаря сходные надежды появились и в лейпцигском «Известии о русских писателях». Автор «Известия» тоже хвалит Ельчанинова, еще здравствующего.14 О кн. Ф. Козловском он пишет так: «Впрочем, он подает еще необыкновенные надежды, так как ему только двадцать лет от роду, и притом он старается образовать свой вкус». Но во французском переводе появилось скорбное дополнение к этой характеристике: «Он подавал весьма большие надежды, но умер, едва достигши 20 лет. Смерть его не могла быть прекрасней. Он погиб на службе нашей великой государыни в морском сражении при Чесме, 5 июля 1770 года, на корабле „Евстафие“, взлетевшем на воздух».15Автор «Известия» также называет Александра Карина: «Писал небольшие стихотворения, подававшие немалую надежду; но он скончался два года тому назад»16 — и Н. Леонтьева: «Подает большие надежды недавно изданными Баснями. Хотя они и не могут выдержать самой строгой критики, однакож обличают, что автор не без вкуса и что любовь к изящным искусствам может повести его далее».17 Новиков обе эти характеристики поддержит в своем словаре.
14. См.: Ефремов П. А. Материалы для истории русской литературы. СПб., 1867. С. 139.

15. Там же. С. 139.

16. Там же. С. 141.

17. Там же.
37 Надежды на будущие свершения будут появляться и после выхода словаря Новикова, в основном в откликах и рецензиях на те или иные публикации начинающих авторов. Как правило, увы, в большинстве случаев их имена потом можно будет найти разве что на страницах специальных справочных трудов. Но Новиков, как кажется, преследовал иную цель, — русская литература развивается, и ее прославят новые авторы, которые вот-вот появятся. Он, правда, не учитывал одного обстоятельства — меняется и литературная атмосфера, приходят новые направления, а с ними новые темы. Словарь вышел в 1772 году, в 1773-м появляются первые публикации Муравьева и Державина, а через десять лет начинает печататься Карамзин. Те авторы, которые подавали надежды в конце 1760-х годов, не всегда могли откликнуться на новые веяния, хотя и продолжали творить. Много времени спустя довольно жестко это отметил С. Н. Глинка, вспоминая своего товарища Н. А. Радищева: «Он умер в полноте жизни, и с ним сошли в могилу и мимолетные чернильные труды его; а их было много. Да и сколько чернильной славы отжило, едва ли не в колыбели! и сколько из них перешло на обертки новопечатной славы, об которой также в свою очередь скажут: „Всем сестрам по серьгам“».18 Но точнее всего эту проблему выразил Пушкин в 6-й главе «Евгения Онегина»:
18. Глинка С. Н. Записки. СПб., 1895. С. 205.
38 Быть может, он для блага мира,
39 Иль хоть для славы был рожден;
40 Его умолкнувшая лира
41 Гремучий, непрерывный звон
42 В веках поднять могла. Поэта,
43 Быть может, на ступенях света
44 Ждала высокая ступень.
45 Его страдальческая тень,
46 Быть может, унесла с собою
47 Святую тайну, и для нас
48 Погиб животворящий глас,
49 И за могильною чертою
50 К ней не домчится гимн времен,
51 Благословение племен.
52 XXXVIII. XXXIX
53 А может быть и то: поэта
54 Обыкновенный ждал удел.
55 Прошли бы юношества лета:
56 В нем пыл души бы охладел.
57 Во многом он бы изменился,
58 Расстался б с музами, женился,
59 В деревне счастлив и рогат
60 Носил бы стеганый халат;
61 Узнал бы жизнь на самом деле,
62 Подагру б в сорок лет имел,
63 Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
64 И наконец в своей постеле
65 Скончался б посреди детей,
66 Плаксивых баб и лекарей.19
19. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л., 1937. Т. 6. С. 133-134.
67 Вот этой второй, оборотной стороны ранней славы, ранних, пусть и вполне оправданных надежд Новиков не видел или не хотел замечать, поскольку своей целью ставил другое: «Польза, от таковых книг происходящая, всякому просвещенному читателю известна; не может также быть неведомо и то, что все европейские народы прилагали старание о сохранении памяти своих писателей: а без того погибли бы имена всех в писаниях прославившихся мужей. Одна Россия по сие время не имела такой книги, и, может быть, сие самое было погибелию многих наших писателей, о которых никакого ныне не имеем мы сведения».20
20. Новиков Н. И. Избр. соч. С. 277.
68 Из восьми подававших надежды авторов в словаре Новикова пятеро уже скончались ко времени выхода словаря. Понятно, что связанные с ними надежды уже не могли исполниться. Примечательно, что в русской литературе уже были поэты, жизнь и творчество которых прервала внезапная смерть, например, Сильвестр Медведев, сложивший голову на эшафоте в 1691 году, но в статье о нем в словаре об этом не сказано ни слова. К современникам Новиков относился с особым и понятным вниманием. Включение их в словарь также понятно в контексте общего замысла Новикова. Печальным камертоном звучат эти характеристики: «...но смерть лишила его похвалы, которую бы ему за труд сей отдали знающие люди», «…но смерть, прекрати его жизнь в цветущих летах, лишила нас сей надежды», «…но смерть, лиша его жизни, отняла и надежду видеть в нем, может быть, славного стихотворца». Эта тональность перейдет и в эпитафии поэтам XVIII века.21 Новиков, вероятно, не отдавал себе отчета в том, что он создает в суховатой прозаической форме словарной статьи один из важных поэтических образов, который войдет в русскую поэзию преромантизма и романтизма и разойдется позже на штампы из репертуара позднеромантической традиции. В. Н. Топоров, подробно исследовавший историю появления и развития образа «младого певца» в русской поэзии первой трети XIX века, прозорливо заметил, что «смерть становится знаком особой отмеченности поэта, его избранности, связи с судьбой».22 По мнению Топорова, этот образ сложился в самые первые годы XIX века и непосредственным толчком для его кристаллизации послужила внезапная смерть двадцатидвухлетнего Андрея Тургенева в 1803 году. В. Н. Топоров пишет: «Впервые ряд поэтический и ряд внетекстовый, событийный соединились и — более того — стали в отношении причины и следствия, дав начало образованию того исключительной сложности текста, который может быть выделен внутри русской поэзии».23 Это справедливо в отношении поэзии первой трети XIX века. Топоров не упоминает словаря Новикова, хотя, как мы видели, событийный ряд, т. е. факт смерти молодого поэта, был уже осмыслен и сформулирован Новиковым.
21. См.: Николаев С. И. Смерть поэта в эпитафии и элегии XVIII века // Окказиональная литература в контексте праздничной культуры России XVIII века. СПб., 2010. С. 291-297.

22. Топоров В. Н. «Младой певец» и «быстротечное время» (К истории одного образа в русской поэзии первой трети XIX века) // Russian poetics. Columbus (Oh), 1983. P. 430.

23. Ibid. P. 421.
69 «Опыт исторического словаря о российских писателях» Новикова был исключительно важным этапом в истории изучения русской литературы и охватывал несколько столетий. В чем-то он уступал очерку истории русской поэзии Тредиаковского «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (1755),24 но, безусловно, превосходил его по охвату жанров и включенных имен. Его словарь был и важной вехой в истории русской критики. Счастливым образом исторический словарь Новикова оказался обращен не только в прошлое и настоящее, но и пытался предугадать будущее русской литературы.
24. См.: Тредиаковский В. К. Избр. произведения. М.; Л., 1963. С. 425-450 (Библиотека поэта. Большая сер.).

References

1. Efremov P. A. Materialy dlia istorii russkoi literatury. SPb., 1867.

2. Glinka S. N. Zapiski. SPb., 1895.

3. Lepekhin M. P. «Opyt istoricheskogo slovaria o rossiiskikh pisateliakh» N. I. Novikova (Nekotorye problemy izucheniia) // XVIII vek. L., 1989. Sb. 16.

4. Martynov I. F. «Opyt istoricheskogo slovaria o rossiiskikh pisateliakh» N. I. Novikova i literaturnaia polemika 60-70-kh godov XVIII veka // Russkaia literatura. 1968. ¹ 3.

5. Nikolaev S. I. Smert’ poeta v epitafii i elegii XVIII veka // Okkazional’naia literatura v kontekste prazdnichnoi kul’tury Rossii XVIII veka. SPb., 2010.

6. Novikov N. I. Izbr. soch. M.; L., 1951.

7. Poety XVIII veka: V 2 t. L., 1972. T. 1 (Biblioteka poeta. Bol’shaia ser.).

8. Poroshin S. Zapiski. SPb., 1881.

9. Pushkin A. S. Poln. sobr. soch.: V 16 t. M.; L., 1937. T. 6.

10. Toporov V. N. «Mladoi pevets» i «bystrotechnoe vremia» (K istorii odnogo obraza v russkoi poezii pervoi treti XVIII veka) // Russian poetics. Columbus (Oh), 1983.

11. Trediakovskii V. K. Izbr. proizvedeniia. M.; L., 1963 (Biblioteka poeta. Bol’shaia ser.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate