English
English
en
Русский
ru
About
Archive
Contact us
Везде
Везде
Author
Title
Text
Keywords
Искать
Home
>
Issue 1
>
New Data on M. Yu. Lermontov
New Data on M. Yu. Lermontov
Table of contents
Annotation
Estimate
Publication content
References
Comments
Share
Metrics
New Data on M. Yu. Lermontov
1
New Data on M. Yu. Lermontov
R. Yu. Danilevsky
Annotation
PII
S013160950004559-8-1
DOI
10.31860/0131-6095-2019-1-239-240
Publication type
Review
Status
Published
Authors
R. Yu. Danilevsky
Send message
Affiliation:
Institute of Russian Literature (the Pushkin House), RAS
Address: Russian Federation,
Edition
Issue 1
Pages
239-240
Abstract
-
Keywords
-
Received
29.03.2019
Date of publication
29.03.2019
Number of purchasers
89
Views
576
Readers community rating
0.0
(0 votes)
Cite
Download pdf
Download JATS
GOST
Danilevsky R. New Data on M. Yu. Lermontov // Russian literature. – 2019. – Issue 1 C. 239-240 . URL: https://ruslitras.ru/s013160950004559-8-1/?version_id=9041. DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-239-240
MLA
Danilevsky, R. Yu "New Data on M. Yu. Lermontov."
Russian literature.
1 (2019).:239-240. DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-239-240
APA
Danilevsky R. (2019). New Data on M. Yu. Lermontov.
Russian literature.
no. 1, pp.239-240 DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-239-240
Publication content
1
DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-239-240
DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-239-240
DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-239-240
2
©
Р
.
Ю
.
Д
анилевски
й
<em><strong>©</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>Р</strong></em><em><strong>.</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>Ю</strong></em><em><strong>.</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>Д</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>анилевски</strong></em><em><strong>й</strong></em><em><strong> </strong></em>
<em><strong>©</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>Р</strong></em><em><strong>.</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>Ю</strong></em><em><strong>.</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>Д</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>анилевски</strong></em><em><strong>й</strong></em><em><strong> </strong></em>
3
НОВЫ
Е
МАТЕРИАЛ
Ы
О
М
.
Ю
.
ЛЕРМОНТОВ
Е
*
<strong>НОВЫ</strong><strong>Е</strong><strong> </strong><strong>МАТЕРИАЛ</strong><strong>Ы</strong><strong> </strong><strong>О</strong><strong> </strong><strong>М</strong><strong>.</strong><strong> Ю</strong><strong>.</strong><strong> </strong><strong>ЛЕРМОНТОВ</strong><strong>Е</strong><strong>*</strong>
<strong>НОВЫ</strong><strong>Е</strong><strong> </strong><strong>МАТЕРИАЛ</strong><strong>Ы</strong><strong> </strong><strong>О</strong><strong> </strong><strong>М</strong><strong>.</strong><strong> Ю</strong><strong>.</strong><strong> </strong><strong>ЛЕРМОНТОВ</strong><strong>Е</strong><strong>*</strong>
4
Новый сборник «Лермонтовских чтений» оставляет то же самое впечатление, что и его предшественник:1 в распоряжении исследова- телей находится обширный материал, до сих пор еще мало изученный, а подчас и совсем не- исследованный, связанный с жизнью и творче- ством великого поэта. Особенность сборника, которую можно считать его недостатком, а мож- но принять и за достоинство, — это широкая разбросанность тематики — от обзоров музей- ных собраний (раздел I) до иллюстративного (разделы II и III) и музыкального материала (раздел IV), а также разделы «Лермонтовский кинематограф» (раздел V), топонимика (раз- дел VII), двухсотлетие со дня рождения поэта (раздел VIII) и библиографические материалы (раздел IX). Четвертый раздел — «Филологические ас- пекты произведений М. Ю. Лермонтова», за- нимает в сборнике не первостепенное, но важ- ное место. Обратим особенное внимание имен- но на него. Небольшая статья М. Н. Михеевой-Ника- тиной «С. Н. Дурылин о М. Ю. Лермонтове: ощущение неповторимого бытия» (с. 88–92) несколько удручает своей краткостью. Несмо- тря на имеющиеся уже подходы к теме, указан- ные в подстрочной библиографии, «особое от- ношение» (с. 92) такого яркого литературове- да, как С. Н. Дурылин, к наследию Лермонтова остро нуждается в дальнейшем подробном ис- следовании. Обзор Н. Е. Купцовой «Восприя- тие романа „Герой нашего времени“ М. Ю. Лер- монтова исследователями и читателями из США» (с. 100–104) обогащает читателя ма- лоизвестными фактами, которые, однако, не всегда свидетельствуют о понимании этого произведения
(
ср.: «хорошая книга на дождли- вый день» (с. 104)
)
. Примечательно, что неко- торые американские исследователи лермонтовского романа обращают внимание на его сложный психологизм, по-видимому совсем
Новый сборник «Лермонтовских чтений» оставляет то же самое впечатление, что и его предшественник:1 в распоряжении исследова- телей находится обширный материал, до сих пор еще мало изученный, а подчас и совсем не- исследованный, связанный с жизнью и творче- ством великого поэта. Особенность сборника, которую можно считать его недостатком, а мож- но принять и за достоинство, — это широкая разбросанность тематики — от обзоров музей- ных собраний (раздел I) до иллюстративного (разделы II и III) и музыкального материала (раздел IV), а также разделы «Лермонтовский кинематограф» (раздел V), топонимика (раз- дел VII), двухсотлетие со дня рождения поэта (раздел VIII) и библиографические материалы (раздел IX). Четвертый раздел — «Филологические ас- пекты произведений М. Ю. Лермонтова», за- нимает в сборнике не первостепенное, но важ- ное место. Обратим особенное внимание имен- но на него. Небольшая статья М. Н. Михеевой-Ника- тиной «С. Н. Дурылин о М. Ю. Лермонтове: ощущение неповторимого бытия» (с. 88–92) несколько удручает своей краткостью. Несмо- тря на имеющиеся уже подходы к теме, указан- ные в подстрочной библиографии, «особое от- ношение» (с. 92) такого яркого литературове- да, как С. Н. Дурылин, к наследию Лермонтова остро нуждается в дальнейшем подробном ис- следовании. Обзор Н. Е. Купцовой «Восприя- тие романа „Герой нашего времени“ М. Ю. Лер- монтова исследователями и читателями из США» (с. 100–104) обогащает читателя ма- лоизвестными фактами, которые, однако, не всегда свидетельствуют о понимании этого произведения <strong>(</strong>ср.: «хорошая книга на дождли- вый день» (с. 104)<strong>)</strong>. Примечательно, что неко- торые американские исследователи лермонтовского романа обращают внимание на его сложный психологизм, по-видимому совсем
Новый сборник «Лермонтовских чтений» оставляет то же самое впечатление, что и его предшественник:1 в распоряжении исследова- телей находится обширный материал, до сих пор еще мало изученный, а подчас и совсем не- исследованный, связанный с жизнью и творче- ством великого поэта. Особенность сборника, которую можно считать его недостатком, а мож- но принять и за достоинство, — это широкая разбросанность тематики — от обзоров музей- ных собраний (раздел I) до иллюстративного (разделы II и III) и музыкального материала (раздел IV), а также разделы «Лермонтовский кинематограф» (раздел V), топонимика (раз- дел VII), двухсотлетие со дня рождения поэта (раздел VIII) и библиографические материалы (раздел IX). Четвертый раздел — «Филологические ас- пекты произведений М. Ю. Лермонтова», за- нимает в сборнике не первостепенное, но важ- ное место. Обратим особенное внимание имен- но на него. Небольшая статья М. Н. Михеевой-Ника- тиной «С. Н. Дурылин о М. Ю. Лермонтове: ощущение неповторимого бытия» (с. 88–92) несколько удручает своей краткостью. Несмо- тря на имеющиеся уже подходы к теме, указан- ные в подстрочной библиографии, «особое от- ношение» (с. 92) такого яркого литературове- да, как С. Н. Дурылин, к наследию Лермонтова остро нуждается в дальнейшем подробном ис- следовании. Обзор Н. Е. Купцовой «Восприя- тие романа „Герой нашего времени“ М. Ю. Лер- монтова исследователями и читателями из США» (с. 100–104) обогащает читателя ма- лоизвестными фактами, которые, однако, не всегда свидетельствуют о понимании этого произведения <strong>(</strong>ср.: «хорошая книга на дождли- вый день» (с. 104)<strong>)</strong>. Примечательно, что неко- торые американские исследователи лермонтовского романа обращают внимание на его сложный психологизм, по-видимому совсем
5
* Лермонтовские чтения — 2016: Современ- ные аспекты изучения творчества М. Ю. Лер- монтова: Сб. статей. СПб.: Лики России, 2017. 143 с. 1 См.:
Д
анилевский
Р.
Ю
. Событие в лер- монтоведении // Русская литература. 2015. № 4. С. 180–182. новый для русской прозы 1840-х годов. «У ав- тора нет стремления сделать повествование легким для чтения, — пишет о романе Д. По- велсток. — Напротив, можно сказать, что кни- га является вызовом для читателя» (цит. на с. 102). Зарубежный образ Лермонтова — вот еще одна проблема, требующая в будущем бо- лее подробного освещения, несмотря на вклю- ченную в настоящий сборник работу К. Б. Мо- розовой «Мероприятия, посвященные 200-ле- тию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, за рубежом» (с. 109–114). В связи со статьей С. А. Шульца «„Маскарад“ Лермонтова и „Ген- рих VIII“ Шекспира (жанрово-мотивный ас- пект)» (c. 93–99) можно задуматься о право- мерности подобных сопоставлений и даже о не- которой их спорности. Арбенин —
пародия
ли на «высокое безумие романтических героев», как считает автор статьи (с. 98), или это все- таки крайне сложный психологический тип характера, открытый Лермонтовым? В «Критико-библиографическом разделе» (раздел IХ) опубликованы письмо В. А. Ма- нуйлова к С. А. Макашину от 30 октября 1956 года (с. 115–117; публикатор В. В. Те- мяков) с несколькими предложениями по из- данию посвященных Лермонтову книг, а так- же отзыв Б. М. Эйхенбаума о диссертации В. А. Мануйлова «Детские и отроческие годы М. Ю. Лермонтова» (с. 118–121; публикатор В. А. Захаров). Мы видим, как накаплива- ются материалы о жизни и работе главно- го редактора «Лермонтовской энциклопедии» (1981) — издания, уникального в истории русской литературы, которое заслуживает от- дельного исследования, точно так же, как и деятельность самого редактора, инициатора создания первой русской энциклопедии од- ного писателя, обаятельного и незабвенного В. А. Мануйлова. Статьи сборника по-своему интересны для чтения и ценны как собрание редких фактов жизни лермонтовского наследия. При- ведем в пример хотя бы работу Л. А. Скаф- тымовой «Обращаясь к Лермонтову: вокаль- ный цикл Г. Свиридова» (с. 57–64). Однако почти у всех статей один общий недостаток: они слишком лаконичны. Одно из исклю- чений — обстоятельная работа Н. С. Беляе- ва «М. Ю. Лермонтов на экране: основные проблемы изучения и их отражение в опубли- кованных источниках» (с. 76–87). Хотелось бы читать о Лермонтове много и долго, проникая в смысл музыкальных и жи- вописных интерпретаций созданных им обра- зов, возвращаясь вновь и вновь к бессмертным строкам великого поэта.
* Лермонтовские чтения — 2016: Современ- ные аспекты изучения творчества М. Ю. Лер- монтова: Сб. статей. СПб.: Лики России, 2017. 143 с. 1 См.: <em>Д</em><em>анилевский</em><em> </em><em>Р.</em><em> </em><em>Ю</em>. Событие в лер- монтоведении // Русская литература. 2015. № 4. С. 180–182. новый для русской прозы 1840-х годов. «У ав- тора нет стремления сделать повествование легким для чтения, — пишет о романе Д. По- велсток. — Напротив, можно сказать, что кни- га является вызовом для читателя» (цит. на с. 102). Зарубежный образ Лермонтова — вот еще одна проблема, требующая в будущем бо- лее подробного освещения, несмотря на вклю- ченную в настоящий сборник работу К. Б. Мо- розовой «Мероприятия, посвященные 200-ле- тию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, за рубежом» (с. 109–114). В связи со статьей С. А. Шульца «„Маскарад“ Лермонтова и „Ген- рих VIII“ Шекспира (жанрово-мотивный ас- пект)» (c. 93–99) можно задуматься о право- мерности подобных сопоставлений и даже о не- которой их спорности. Арбенин — <em>пародия</em><em> </em>ли на «высокое безумие романтических героев», как считает автор статьи (с. 98), или это все- таки крайне сложный психологический тип характера, открытый Лермонтовым? В «Критико-библиографическом разделе» (раздел IХ) опубликованы письмо В. А. Ма- нуйлова к С. А. Макашину от 30 октября 1956 года (с. 115–117; публикатор В. В. Те- мяков) с несколькими предложениями по из- данию посвященных Лермонтову книг, а так- же отзыв Б. М. Эйхенбаума о диссертации В. А. Мануйлова «Детские и отроческие годы М. Ю. Лермонтова» (с. 118–121; публикатор В. А. Захаров). Мы видим, как накаплива- ются материалы о жизни и работе главно- го редактора «Лермонтовской энциклопедии» (1981) — издания, уникального в истории русской литературы, которое заслуживает от- дельного исследования, точно так же, как и деятельность самого редактора, инициатора создания первой русской энциклопедии од- ного писателя, обаятельного и незабвенного В. А. Мануйлова. Статьи сборника по-своему интересны для чтения и ценны как собрание редких фактов жизни лермонтовского наследия. При- ведем в пример хотя бы работу Л. А. Скаф- тымовой «Обращаясь к Лермонтову: вокаль- ный цикл Г. Свиридова» (с. 57–64). Однако почти у всех статей один общий недостаток: они слишком лаконичны. Одно из исклю- чений — обстоятельная работа Н. С. Беляе- ва «М. Ю. Лермонтов на экране: основные проблемы изучения и их отражение в опубли- кованных источниках» (с. 76–87). Хотелось бы читать о Лермонтове много и долго, проникая в смысл музыкальных и жи- вописных интерпретаций созданных им обра- зов, возвращаясь вновь и вновь к бессмертным строкам великого поэта.
* Лермонтовские чтения — 2016: Современ- ные аспекты изучения творчества М. Ю. Лер- монтова: Сб. статей. СПб.: Лики России, 2017. 143 с. 1 См.: <em>Д</em><em>анилевский</em><em> </em><em>Р.</em><em> </em><em>Ю</em>. Событие в лер- монтоведении // Русская литература. 2015. № 4. С. 180–182. новый для русской прозы 1840-х годов. «У ав- тора нет стремления сделать повествование легким для чтения, — пишет о романе Д. По- велсток. — Напротив, можно сказать, что кни- га является вызовом для читателя» (цит. на с. 102). Зарубежный образ Лермонтова — вот еще одна проблема, требующая в будущем бо- лее подробного освещения, несмотря на вклю- ченную в настоящий сборник работу К. Б. Мо- розовой «Мероприятия, посвященные 200-ле- тию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, за рубежом» (с. 109–114). В связи со статьей С. А. Шульца «„Маскарад“ Лермонтова и „Ген- рих VIII“ Шекспира (жанрово-мотивный ас- пект)» (c. 93–99) можно задуматься о право- мерности подобных сопоставлений и даже о не- которой их спорности. Арбенин — <em>пародия</em><em> </em>ли на «высокое безумие романтических героев», как считает автор статьи (с. 98), или это все- таки крайне сложный психологический тип характера, открытый Лермонтовым? В «Критико-библиографическом разделе» (раздел IХ) опубликованы письмо В. А. Ма- нуйлова к С. А. Макашину от 30 октября 1956 года (с. 115–117; публикатор В. В. Те- мяков) с несколькими предложениями по из- данию посвященных Лермонтову книг, а так- же отзыв Б. М. Эйхенбаума о диссертации В. А. Мануйлова «Детские и отроческие годы М. Ю. Лермонтова» (с. 118–121; публикатор В. А. Захаров). Мы видим, как накаплива- ются материалы о жизни и работе главно- го редактора «Лермонтовской энциклопедии» (1981) — издания, уникального в истории русской литературы, которое заслуживает от- дельного исследования, точно так же, как и деятельность самого редактора, инициатора создания первой русской энциклопедии од- ного писателя, обаятельного и незабвенного В. А. Мануйлова. Статьи сборника по-своему интересны для чтения и ценны как собрание редких фактов жизни лермонтовского наследия. При- ведем в пример хотя бы работу Л. А. Скаф- тымовой «Обращаясь к Лермонтову: вокаль- ный цикл Г. Свиридова» (с. 57–64). Однако почти у всех статей один общий недостаток: они слишком лаконичны. Одно из исклю- чений — обстоятельная работа Н. С. Беляе- ва «М. Ю. Лермонтов на экране: основные проблемы изучения и их отражение в опубли- кованных источниках» (с. 76–87). Хотелось бы читать о Лермонтове много и долго, проникая в смысл музыкальных и жи- вописных интерпретаций созданных им обра- зов, возвращаясь вновь и вновь к бессмертным строкам великого поэта.
Comments
No posts found
Write a review
Translate
Sign in
Email
Password
Войти
Forgot your password?
Register
Via social network
Comments
No posts found