A Literary Fraud: The Case of a «Billectrist» Yakov Hansburg
Table of contents
Share
QR
Metrics
A Literary Fraud: The Case of a «Billectrist» Yakov Hansburg
Annotation
PII
S013160950004535-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
I. A. Nazarov 
Affiliation: Museum of M. A. Bulgakov
Address: Russian Federation,
Edition
Pages
162-170
Abstract

The  article describes the  literary fraudster Yakov  Davidovich Hansburg, who  in  1929–1933, initially by mutual consent, and  then by blackmailing and  pressuring the  writer Iosaf Arianovich Lyubich-Koshurov, published under his  own name several volumes of the  latter’s novel  Bushes and Hares. In preparation for the  First Congress of Soviet Writers (1934), the  fraud of Hansburg, who «exploited like a kulak» the  labor of a writer, was exposed.

 

Keywords
Jacob Hansburg, Iosaf Lubich-Koshurov, Soviet literature 1920–1930s, literary fraud, the Union of Soviet Writers
Received
27.03.2019
Date of publication
29.03.2019
Number of purchasers
89
Views
668
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-162-170
2 © И. А. Назаров
3 ЛИТЕРАТУРНОЕ МОШЕННИЧЕСТВО: ДЕЛО «БИЛЛЕКТРИСТА» ЯКОВА ГАНЗБУРГА
4 Восприятие художественной литературы не в рамках контекста искусства, а как источника материальных ценностей (заработка, привилегий и т. д.) в 1920–1930-х го- дах — тема актуальная и многогранная. Обратив внимание на отечественную перио- дику указанного периода, можно ознакомиться как с упоминанием внушительных гонораров некоторых литераторов, так и с темой писательской бедности. Например, в январе 1926 года Алексей Толстой в интервью «Вечерней Москве» на вопрос об ав- торском гонораре за пьесу «Заговор императрицы» ответил, что точную сумму указать не может, но уверен, что «за 10 месяцев им получено гораздо больше, чем получал ког- да-то Л. Андреев в самые урожайные для себя годы — за все свои пьесы, ставившиеся в течение тех же десяти месяцев!»1 Начинающие авторы, не скрывавшие своих матери- альных интересов, в периодике не только становились предметом высмеивания, но ви- делись как серьезная проблема советской литературы. Так, в журнале «Читатель и пи- сатель» приводилось интервью с пятнадцатилетним поэтом, пришедшим в Москву пешком из Рязани: «Я <…> служил подмастерьем и получал всего 9 р. 20 к. в месяц, а стихотворение в 28 строк написал в один вечер и получил за него 14 рублей. У меня <…> сложилось убеждение, что если я буду писать хотя бы по 12 строчек в сутки, то и это может дать около 500 руб. в месяц».2 Количество новоявленных литераторов (точнее — тех, кто утверждал, что является литератором) росло: в статье «Быть писа- телем» сообщалось, что на вопрос «чем занимаетесь?» шесть тысяч советских граждан ответили «Я писатель!», а еще восемь тысяч человек оказались поэтами.3 Характер- ным было и то, что часть начинающих авторов не стремилась постигать литературное ремесло, а занималась литературным мошенничеством — явлением незаконным, но способным принести искомые ценности в более короткие сроки. В периодической печати 1920–1930-х годов термин «литературное мошенничест- во» использовался для характеристики целого ряда ситуаций: незаконного издания произведений (нарушение авторского права), случаев литературного воровства (пуб- ликации под своим именем чужих произведений), использования сторонне привле- каемых авторов (т. н. литературных «рабов» или «негров»), фактов открытого заимст- вования и плагиата, фальшивых интервью и ряда других случаев. Пресса осуждала литературных воров: В. Ковалева, опубликовавшего под своей фамилией стихи С. Не- жинцева («Тоннель») и Монтевилло («Весеннее»), П. Корюкина — за стихотворения «Стройка» (М. Шефер) и «Мускул» (Б. Борецкая) и других лже-писателей. Отметим, что ситуация возможной кражи у настоящего автора его произведений принимала
5 1 [Б. п.]. Алексей Толстой о себе, об «Азефе», «Заговоре», своем гонораре и о новых своих работах // Вечерняя Москва. 1926. 13 янв. № 11. С. 3. 2 Новокшонов И. О литературных «ходоках» // Читатель и писатель. 1928. № 7–8. С. 7. 3 Миндлин Эм. Быть писателем // Вечерняя Москва. 1926. 20 фев. № 44. С. 3.
6 163Дело «биллектриста» Якова Ганзбурга
7 иногда необычную форму — литератор Иван Новокшонов в статье «О литературных „ходоках“» приводил письмо психически больного поэта Вощинина: «Простите, что надоедаю вам, но я никак не могу добиться у наркома Луначарского согласия на выда- чу мне гонорара за мои произведения, издаваемые под фамилией А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и И. А. Крылов. Одолжите мне десять рублей, пока я добьюсь полу- чения денег из Госиздата…».4 В упомянутом источнике освещалась и другая крайность поведения начинающих авторов — некоторые разочаровавшиеся писатели публично сводили счеты с жизнью: автор статьи сообщал о шести случаях суицида в Доме Герце- на в 1926 году (и об одном — в 1927 году). Упоминания о литературных мошенничествах в периодических изданиях 1920– 1930-х годов появлялись в публикациях различного характера: от редакционных ста- тей-размышлений о курсе и состоянии советской литературы5 до освещения судебных разбирательств, от сатирических фельетонов до травли того или иного автора — «обви- няемыми» в разное время оказывались как писатели и поэты (О. Э. Мандельштам, В. Г. Шершеневич, М. А. Шолохов), так и просто аферисты. В 1934 году, за несколько месяцев до Первого съезда советских писателей, широкое распространение в отечест- венной прессе получили две истории, в центре внимания которых оказались литера- турные мошенники Соломон Оскарович Бройде и Яков Давидович Ганзбург («весовые категории» аферистов были неравны и определялись в печати по соотношению «Брой- де — десять Ганзбургов»).6 В данной статье мы изложим некоторые подробности био- графии малоизвестного писателя Я. Д. Ганзбурга, а также сведения о литературном скандале, в котором он был замешан. В письме к М. Горькому от 15 июня 1929 года7 Ганзбург привел несколько сведе- ний из своей биографии: он родился в 1897 году в селе Макошино (Черниговская гу- берния), во время Гражданской войны был на хозяйственных и строительных работах, в начале 1920-х годов увлекся литературой и редакторским делом. Персона Ганзбур- га упоминается в справочнике псевдонимов И. Ф. Масанова, где приводится краткая характеристика деятельности (журналист, редактор, писатель и драматург), указаны используемые псевдонимы («Яков Черномор», «Я. Черномор», «Яков Запорожец») и различные публикации («Кусты и зайцы», «Весна», «Весенняя быль»).8 В рукопис- ной энциклопедии художественной литературы и искусств А. М. Фемелиди на 1931 год приводятся сведения лишь о романе «Кусты и зайцы».9 Размещенные на страницах книг Ганзбурга посвящения, а также его переписка с редакциями и другие документы позволяют сделать вывод о том, что у писателя была сестра Софья, а также супруга Мария Ивановна Юдина-Ганзбург. Отметим, что биография Ганзбурга изобилует не- проясненными эпизодами и является перспективной темой для отдельного научного разыскания. Часто материалом для исследования жизни и творчества малоизвестного писателя служат задокументированные пересечения с более известными литератора- ми, и ниже мы обратим внимание на некоторые из них. В начале 1920-х годов Ганзбург был редактором владимирского литературного сборника «Рассвет», где публиковались авторы, представлявшие собой различные ху- дожественные направления: от В. Я. Брюсова и А. И. Безыменского до «Рабочего Дмитрия» и других малоизвестных литераторов (а также коллективные произведе- ния). К некоторым публикациям упомянутого издания возможен дополнительный комментарий: так, в феврале 1921 года Ганзбург отправил письмо в ЛИТО московско-
8 4 Новокшонов И. О литературных «ходоках» // Читатель и писатель. 1928. № 7–8. С. 7. 5 Тема мошенничества в области искусства распространялась не только на литературу, но и на музыку, а также кинематограф. Например, в редакционной статье «Маска Чаплина» (Ве- черняя Москва. 1925. 3 авг. № 194) обнаруживаются сообщения о мошенниках в области зару- бежного искусства, в частности аферисте Чарли Аплине, выдававшем себя за Чарли Чаплина. 6 Замойский П. Накануне суда // Вечерняя Москва. 1934. 15 мая. № 110. 7 ИМЛИ. Архив А. М. Горького. КГ-П. № 19-2-1. Л. 1. 8 Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деяте- лей: В 4 т. М., 1960. Т. 4. С. 121. 9 РГАЛИ. Ф. 626. Оп. 1. № 7. Л. 182.
9 164И. А. Назаров
10 го Главполитпросвета — лично Брюсову.10 Редактор «Рассвета» просил известного пи- сателя прислать какой-либо материал для литературного сборника (упомянем и то, что автор письма подчеркивал тяжесть своего положения и в целом литературной ра- боты в городе Ковров).11 В ответ на просьбу, как мы полагаем, Брюсов отправил сти- хотворение «Апрель», опубликованное в 5-й книге сборника.12 Материалом для исследования биографии Ганзбурга является его переписка с пи- сателем А. С. Неверовым, а также различные очерки, посвященные им памяти автора повести «Ташкент — город хлебный».13 Начинающий литератор упоминал, что при- сутствовал в Москве в октябре 1920 года на Первом Всероссийском съезде пролетар- ских писателей, куда вместе с драматургом Е. Н. Локтевым был делегирован от влади- мирского «губнароба». В указанное время они познакомились с Неверовым в квартире у А. С. Серафимовича.14 «Квартирный вопрос» был сложно разрешим для начинаю- щих авторов — в одной из редакций воспоминаний Ганзбурга приводилась примеча- тельная история о том, как вместе с Неверовым и Локтевым они пытались воплотить в жизнь мечту о писательской коммуне: «У меня созрела мысль, которую я стал осу- ществлять — создать коммуну в одной из загородных дач Москвы. <…> Пришлось отремонтировать двухэтажную дачу. <…> Нашей мысли — жизни в „даче писателей“ не суждено было сбыться: назначенная нам плата оказалась для нас высокой, и мы бросили эту мысль».15 Впоследствии, в 1922 году, писатели продолжали видеться в Москве — у Локтева и другого литератора — П. Ярового.16 После съезда пролетарских писателей, вспоминал автор очерка, Неверов часто отправлял в журнал «Рассвет» свои произведения, однако начало переписки между литераторами носило конфликтный характер. Неверов был возмущен тем, что редак- тор сменил название его рассказа «Стишок» на «В тисках» — самарский писатель по- спешил указать Ганзбургу, что такое поведение непозволительно по отношению к «старому литератору», известному со времен В. Г. Короленко. В начале 1920-х го- дов, во время голода в Поволжье, Ганзбург обратился к Неверову с предложением сов- местной работы над журналом «Ковров» — Ганзбург сетовал на то, что вокруг него не было никаких литературных сил и опытных литераторов, знавших тонкости изда- тельской деятельности. Ганзбург достаточно высоко оценивал свой вклад в развитие литературного дела: «…вся организация и возглавляющая работа по собиранию и ор- ганизации всех творческих сил Владимирской губернии лежала исключительно на мне. Мне приходилось ведать и собранием литературного материала, и изданием, и ре- дактированием».17 В марте 1922 года редактор «Рассвета» просил Неверова прислать художествен- ное произведение на тему голода — адресат признавался, что все, написанное на эту тему, успел отдать в другие издания. (Однако следующее письмо содержало информа- цию о том, что самарский литератор отправил в «Рассвет» некое произведение «Ужасы
11 10 РГБ. Ф. 386. Оп. 82. № 9. Л. 1. 11 Обратный адрес, указанный в письме: «г. Ковров, ул. Георгиевская, д. 21». Отметим и то, что не все номера «Рассвета» были изданы в Коврове. № 6 сборника за 1921 год был опубликован в городе Вязники — под редакцией Ганзбурга в издательстве «Коллектив писателей „Новым пу- тем“». 12 Рассвет: Литературный сб. [Ковров], 1921. Кн. 5. С. 5. 13 Ганзбург Я. Воспоминания об А. С. Неверове // Львов-Рогачевский В. Л. Книга для чте- ния по истории новейшей русской литературы. Рабоче-крестьянское творчество за 30 лет. Л., 1925. С. 204–205. 14 В дневниках Неверова (Александр Неверов. Из архива писателя. Исследования. Воспо- минания. Куйбышев, 1972) сохранились воспоминания об А. Серафимовиче, Г. Чулкове, А. Но- викове-Прибое, но не о Ганзбурге. 15 Черномор Я. [Ганзбург Я. Д.]. Александр Сергеевич Неверов. Воспоминания (1921– 1923) // РГАЛИ. Ф. 337. Оп. 1. № 287. Л. 2. 16 В справочниках «Вся Москва» за 1920-е годы указано, что Локтев (как представитель «Коллектива писателей им. Неверова») проживал по адресу: Сытинский тупик, д. 1, кв. 59, а П. Яро- вой (наст. имя — Федот Емельянович Комаров) по адресу: Арбат, Староконюшенный переулок, д. 33, кв. 10. 17 Черномор Я. [Ганзбург Я. Д.]. Александр Сергеевич Неверов. Л. 1.
12 165Дело «биллектриста» Якова Ганзбурга
13 голода».) В одном из писем Неверова примечательна положительная характеристика личных качеств адресата: «К чести вашей нужно сказать, что вы очень добрый, чуткий на нищету писательскую, а если мне иногда и приходится говорить о гонорарах, то ведь не я, нужда говорит, чтобы ей шею сломал. Я, если угодно знать, противник де- нег, ненавижу их и никогда бы не подумал о них, если бы у меня не была семья в пять человек».18 Весной того же года Ганзбург заболел туберкулезом и отправился на лече- ние в подмосковный санаторий — находясь в Москве проездом, он встречался с Неве- ровым на Пречистенском бульваре. В воспоминаниях Ганзбурга был запечатлен и последний год жизни Неверова: «Помню последний год его жизни — двадцать третий. Зашел к нему, когда он жил уже с семьей на Староконюшенной.19 Застал его с Силычем (Новиковым-Прибоем) за чар- кой вина. Была только одна чарка — и Неверов предложил: „Ну, друг, выпьем что ли… не побрезгуй, что одна…“. И налил. После беседы он повел меня в смежную комнату, отдельную, где он работал — взял новый экземпляр пьес, только что изданный „Крас- ной новью“, и написал: „Дружески на память. А. Неверов. 12/VIII — 23. Москва“».20 24 декабря 1923 года Неверов скончался — среди многочисленных очерков о жиз- ни писателя на страницах различных изданий обнаруживаются и воспоминания Ганз- бурга.21 В машинописной редакции очерка с авторской правкой от 21 декабря 1926 го- да было отмечено: «В последних днях декабря 1923 года я подъезжал ночью к Гомелю. В душном — третьеклассном вагоне было людно, грузно, накурено. Весь вечер я думал о том, что приездом в Москву я займусь возрождением литературного журнала „Рас- свет“, который мной был основан в небольшом уездном городе Коврове, Владимир- ской губ., и затем под моей же редакцией был перенесен во Владимир, и в Москву. Среди многих моих сотрудников даровитых, был у меня на первом плане — Неверов. В этот вечер я почему-то особенно думал о Неверове, потому лишь, что считал его исключительным художником современности и по умению дать в коротких вещах — лицо жизни, живые вещи».22 В беллетризованных воспоминаниях Ганзбург призна- вался, что во время той поездки случайно узнал о смерти Неверова, заглянув в газету попутчика. За три последующих года, не без скепсиса констатировал Ганзбург, жизнь и творчество Неверова оказали услугу новому поколению издателей и критиков, кото- рые зарабатывали на переиздании его произведений и создавали себе имя, комменти- руя его творчество. Очерк Ганзбурга насыщен революционным пафосом — умершего писателя вслед за М. Горьким он называл «красным Чеховым», а также «верным сыном Октябрьской революции», который, как все честные писатели, прошел через дорогу мучений и ни- щеты. Лейтмотивом очерка является противопоставление бедности настоящих со- ветских писателей и разжившихся авторов эпохи НЭПа. Смерть Неверова, по мысли автора очерка, должна была напомнить, что «пора писательской братии, всем верно понявшим заветы Октября, — совместным коллективным путем, отстаивать жизнь, свободную от всяких пут прошлой буржуазной марки и теперешней развращенной раз- лагающим НЭПом».23 Указывал он и на то, что обращался к Неверову за помощью от- носительно литературного мастерства, однако, ознакомившись с творчеством Ганзбур- га, сложно представить, что ему помогли советы более опытного литератора. В 1925 году в Доме Герцена был открыт «Коллектив рабоче-крестьянских писате- лей им. А. С. Неверова» — в справочнике «Вся Москва» главная задача коллектива была сформулирована следующим образом: «…посредством литературно-художественного
14 18 Там же. Л. 2. 19 В справочнике «Вся Москва» за 1920-е годы указан следующий адрес Неверова: Арбат, Староконюшенный переулок, д. 33, кв. 11. 20 Черномор Я. [Ганзбург Я. Д.]. Александр Сергеевич Неверов. Л. 4. 21 Черномор Я. [Ганзбург Я. Д.]. Воспоминания об А. С. Неверове (1920–1923) // Наш труд: Сб. литературы, драмы и критики. Иваново-Вознесенск, 1924. № 2. С. 104–105; Ганзбург Я. Вос- поминания об А. С. Неверове. С. 204–205. 22 Черномор Я. [Ганзбург Я. Д.]. Александр Сергеевич Неверов. Л. 1. 23 Ганзбург Я. Воспоминания об А. С. Неверове. С. 205.
15 166И. А. Назаров
16 творчества пробуждать самосознание трудовых масс и способствовать переустройству быта на основе октябрьских завоеваний». Коллектив стремился объединить «всех пи- сателей и поэтов, вышедших из рабочей или крестьянской среды».24 Председателем правления значился Н. А. Афиногенов, его заместителем Н. П. Телешев, секретарем Е. Н. Локтев; последним в списке членов коллектива был указан Я. Ганзбург.25 При- мечательно, что к 1927 году «коллектив» сменил адрес (вместо Тверского бульвара, д. 25 — ул. Герцена, д. 6, кв. 77), а также своих руководителей: председателем числил- ся Ф. Е. Комаров, секретарем — С. М. Минаев. Однако несмотря на всеобщее внима- ние к «красному Чехову», память писателя почтили по-разному: так, в ноябре 1925 го- да газета «Вечерняя Москва» в редакционной статье «Литературные суды» сообщала, что вдова писателя предъявила иск против ГИЗ за публикацию без ее ведома хресто- матии с несколькими произведениями А. Неверова (составителями были указаны Л. Гинзбург, Е. Сидоров, А. Шапиро, С. Шувалов).26 Произведение, ставшее центральным в литературной судьбе Якова Ганзбурга — роман «Кусты и зайцы», первый и второй том которого были изданы в 1930 и 1931 го- дах в издательстве «Федерация» тиражом в 5000 экземпляров каждый. В центре сю- жета романа — столкновение повседневной жизни еврейской общины с историческими событиями 1914–1918 годов: в произведении любовный и социальный конфликты переплетались с политическим и другими. Книга Ганзбурга и ее различные пласты могут стать предметом различных исследований, и из современных работ мы особо от- метим статью В. Ю. Вьюгина, в рамках которой роман «Кусты и зайцы» был рассмо- трен в контексте конспирологического нарратива русской литературы.27 В переписке Ганзбурга с издательством «Федерация» прослеживаются некоторые обстоятельства работы над вторым и третьим томами романа. Так, в январе 1931 года писатель обратился в издательство с заявлением: «Ввиду нужды — прошу в счет вто- рого тома „Кусты и зайцы“ уплатить мне причитающуюся сумму полностью. Нужда острая — невыплата не даст возможности закончить третий том. Прошу вас выдать мне в срочном порядке, так как я нахожусь в тяжелом положении и невыплата озна- ченных денег приостановит и сорвет мою работу, которую я закончу в ближайший месяц».28 В мае того же года Ганзбург сообщал главе издательства Г. М. Шульцу о том, что закончил вчерне третий том романа «Кусты и зайцы», обещал выправить книгу к августу и просил выслать аванс в размере 250 рублей, сообщая при этом: «У меня острейший туберкулез легких и я зверски голодаю. Надеюсь на удовлетворение моей просьбы. Рукопись сдам аккуратно, как и все предыдущие сдавал».29 Вероятно, срок сдачи романа был продлен, поскольку 16 сентября 1932 года издательство рекомендо- вало автору поторопиться со сдачей материала. В период 1929–1933 годов роман «Кусты и зайцы» проходил внутреннее рецен- зирование, о чем свидетельствуют рукописные отзывы С. Мстиславского, А. Тихонова и других литераторов — членов издательства.30 Рецензии в основном носили отри- цательный характер — произведение Ганзбурга критиковали за отсутствие связей между частями романа, явные хронологические провалы, слабость и невыразитель- ность (за исключением нескольких эпизодов) сюжета. В меньшей степени крити- ковались художественно-выразительные средства — рецензенты, хоть и находили в различных эпизодах чрезмерность описаний, но к литературному языку претензий практически не предъявляли и видели в авторе беллетриста. Добавим, что в своих письмах Ганзбург неоднократно благодарил М. Горького и П. П. Крючкова за ока-
17 24 Вся Москва. М., 1925. С. 395. 25 В справочнике «Вся Москва» за 1925 год упоминается «ГАНЗБУРГ. Гоголевский бул., 25, кв. 19 (Коллект. писат. им. Неверова)» (Там же. С. 368). 26 [Б. п.]. Литературные суды // Вечерняя Москва. 1925. 2 нояб. № 262. С. 3. 27 Вьюгин В. Ю. Роман о зайцах и советский канон (Конспирологическая морфология пери- ферийного текста) // Русская литература. 2015. № 4. С. 42–55. 28 РГАЛИ. Ф. 625. Оп. 2. № 3. Л. 9. 29 Там же. 30 Там же. Оп. 1. № 103. Л. 86–97.
18 167Дело «биллектриста» Якова Ганзбурга
19 занную ими помощь в издании первых двух томов романа и просил помочь с улуч- шением бытовых условий жизни (получением жилплощади) для работы над третьим томом.31 22 февраля 1934 года в «Литературной газете» была опубликована редакционная заметка «Литературное мошенничество», где сообщалось, что в 1930 году издательст- во «Федерация» не только опубликовало роман Ганзбурга, но и с большим участием отнеслось к молодому литератору: благодаря ходатайству Горкома писателей его мате- риально-бытовое положение было улучшено.32 За последующие два года писатель опубликовал второй том романа и сдал в редакцию третий том, попутно Ганзбург до- бился предоставления ему комнаты в Москве, а также спецснабжения и различных пособий. Однако летом 1933 года в Горком писателей поступило заявление от литера- тора Иосафа Ариановича Любича-Кошурова о том, что автором всех трех частей рома- на «Кусты и зайцы» является он, а не Ганзбург. В заявлении сообщалось, что Ганзбург поручил ему написание романа и оплачивал эту работу мелкими суммами, а впослед- ствии присвоил себе авторское право. Горком рассмотрел заявление, осуществил про- верку и признал авторство за потерпевшим, однако Ганзбург выступил с требованием проверки выводов Горкомитета, для чего была создана комиссия во главе с В. Кирпо- тиным, К. Горбуновым и Вс. Ивановым. Протокол постановления специальной комиссии за подписью В. Кирпотина и К. Гор- бунова проливает свет на различные стороны скандала.33 Согласно архивному доку- менту, для рассмотрения дела комиссия получила в свое распоряжение часть руко- писей первого и второго томов романа «Кусты и зайцы», черновики третьего тома, а также черновики пьесы «Дзержинский» и старые литературные произведения обоих писателей. В постановлении сообщалось, что в процессе первого допроса Ганзбург категорически настаивал на том, что все три тома романа были написаны им самим, а Любич-Кошуров отвечал исключительно за художественное редактирование. В про- токоле подчеркивалось, что под термином «художественное редактирование» Ганз- бург подразумевал обработку стиля, дорисовку образов, написание заново отдельных сцен и правку орфографии. Комиссия сопоставила текст рукописи первого тома рома- на с текстом первой изданной книги, а также сравнила стиль романа «Кусты и зайцы» с дореволюционной прозой Любича-Кошурова и установила, что рассказы последнего были включены во второй том романа. Особое место в постановлении занимают сведения о перекрестном допросе обоих литераторов с целью выявления их знакомства с содержанием обоих томов книги «Кусты и зайцы», а также определения их культурного уровня. Комиссия определила, что рукописи Любича-Кошурова полностью вошли в текст первого тома, а рукописи Ганзбурга, напротив, практически не совпадают (за исключением отдельных выраже- ний и внешней ситуации) с текстом книги. Во время рассмотрения дела было установ- лено, что Ганзбург не знал, что Любич-Кошуров вставил во второй том книги свои ста- рые рассказы. Примечательно и то, что «автор» очень слабо разбирался в содержании «собственных» книг, а «культурный уровень Ганзбурга явно низок для художествен- ного оформления материала, легшего в основу книги, чего опять-таки нельзя сказать о Любич-Кошурове».34 Публикации Ганзбурга (очерки о Неверове, «Весенняя быль») были охарактеризованы комиссией как «кричащая безграмотность» и «литературно- беспомощные попытки». Обвиняемый не смог предоставить комиссии доказательств в пользу написания им третьего тома романа, а также пьес «Дзержинский» и «Фрунзе»,35
20 31 Письмо Я. Ганзбурга к М. Горькому от 11 октября 1931 года (ИМЛИ. Архив А. М. Горь- кого. КГ-П. № 19-2-3); Письмо Я. Ганзбурга к П. П. Крючкову от 9 сентября 1932 года (Там же. КК-РЛ. № 4-5-4). 32 [Б. п.]. Литературное мошенничество // Литературная газета. 1934. 22 фев. № 21. С. 4. 33 Постановление Комиссии Оргкомитета по делу о присвоении Я. Д. Ганзбургом авторских прав на литературные труды И. А. Любич-Кошурова // РГАЛИ. Ф. 2196. Оп. 2. № 76. Л. 1–5. 34 Там же. Л. 2. 35 В письме к П. П. Крючкову от 20 сентября 1932 года (ИМЛИ. Архив А. М. Горького. КК-РЛ. № 4-5-5) Ганзбург сообщал, что рецензент Кирстен (из редакции «История Гражданской 168И. А. Назаров
21 в то время как Любич-Кошуров передал специалистам рукописи черновиков этих про- изведений.36 Уже во время работы комиссии Ганзбург признался в том, что «художественное редактирование» всех томов романа принадлежало Любичу-Кошурову, а также в том, что, вступая в договор с издательством, он умышленно не сообщил о соавторстве и не указал второй фамилии на титуле книги. Материальная сторона договора между писа- телями также не была выполнена полностью: Ганзбург сначала уверял специалистов в том, что полностью выплатил Любичу-Кошурову причитавшийся гонорар, но впо- следствии признал, что не доплатил тысячу рублей. Особо примечательным для ко- миссии было и то, что Ганзбург оказывал психологическое давление на писателя. Под влиянием свидетельских показаний Ганзбург сообщил, что, заведомо зная о смерти сына Любича-Кошурова, обращался с заявлениями к авторитетным работникам ЦКК РКИ с просьбой предоставить информацию относительно обстоятельств смер- ти.37 Свидетели единогласно подтвердили факты запугивания Любича-Кошурова (упо- миналось об умышленном афишировании Ганзбургом своих «высоких связей»). В заключении комиссии, помимо установленного факта мошенничества, сообща- лось, что Ганзбург (оказавшийся сыном лесопромышленника) на протяжении ряда лет пытался использовать литературу в явно корыстных и авантюристических целях. Подчеркнем, в выводах комиссии прослеживается определенный идеологический па- фос, что было характерно накануне Первого съезда советских писателей: о Ганзбурге сообщалось, что, «столкнувшись со старым литератором Любич-Кошуровым, он путем использования его слабоволия, материальной нужды, аполитичности, полной само- изоляции от советской общественности, а также путем запугивания и прямого шанта- жа, возмутительно, по-кулацки эксплуатировал его труд. Это могло случиться только на почве беспринципных, враждебных советским писателям взглядов на литературу со стороны Ганзбурга».38 Часть вины была возложена и на потерпевшую сторону — Любич-Кошуров при- знавался, что допустил крупную ошибку, дав возможность «беспринципному аван- тюристу» поставить себя в положение сочинителя, механически поставляющего част- ному заказчику литературные произведения. Однако причины этого «прозревший» Любич-Кошуров находил не в том, что после революции его произведения перестали печататься, а сам он испытывал серьезные материальные трудности, а в том, что «недооценивал значение советской литературы, как могучего орудия идеологического воздействия на общественность, что перед разбором дела и особенно во время разбора в нем произошел большой переворот в смысле пересмотра своих взглядов на советскую литературу и деятельность писателя и он докажет это последующей своей литератур- ной работой».39 Следующим произведением Любича-Кошурова должен был стать ро- ман «Вальпургиева ночь». Две главы романа и его тематическая схема показывают, что книга должна была отразить кризис германского общества 1930-х годов на при- мере судьбы художника Отто Кирхера, решившего стать «кюхельманом» («человек- кружка»), т. е. продавать свою кровь и внутренние органы за еду.40 Скандальную историю романа «Кусты и зайцы» Любич-Кошуров отразил в неда- тированном письме к известному библиографу И. Ф. Масанову: «Писать начал в дет-
22 войны») дал положительный отзыв на его пьесу «Фрунзе» и выразил мнение, что она может быть приемлема для МХАТа. Ганзбург просил П. П. Крючкова помочь с продвижением пьесы на сцену. 36 В статье Е. Бермонта «На ту же скамью» (Вечерняя Москва. 1934. 5 марта. № 3131. С. 1) сообщалось, что написанную Любичем-Кошуровым пьесу «Фрунзе» впоследствии переделывал писатель Лугин, а публиковаться она должна была под именами Соломона Бройде и Якова Ганз- бурга. 37 В качестве свидетелей в тексте постановления были указаны Лукашевич, Иванов, Шебу- ев, Добржинский. 38 Постановление Комиссии Оргкомитета по делу о присвоении Я. Д. Ганзбургом авторских прав… Л. 5. 39 Там же. 40 Любич-Кошуров И. А. Вальпургиева ночь. Роман (1934) // РГАЛИ. Ф. 613. Оп. 1. № 6961. Л. 1. 169Дело «биллектриста» Якова Ганзбурга
23 ском возрасте, печататься — с 17 лет, сначала в провинции, затем в Москве, где первые годы работал в сатирических журналах и в журналах для детей. После революции, ис- пытывая остро-материальную нужду, написал по предложению Я. Д. Ганзбурга роман „Кусты и зайцы“ в 3-х частях, две части коего (1 и 2) вышли под фамилией Ганзбурга. Кроме того, Любичем-Кошуровым для Ганзбурга были написаны 3 пьесы и повесть. В 1933–1934 гг. решением Мосгоркома и Оргкома писателей, а затем постановлением Верх<овного> Суда Любич-Кошуров был восстановлен в авторских правах».41 4 марта 1934 года в «Литературной газете» была помещена заметка «Дело Я. Ганз- бурга», сообщавшая о том, что в рамках выездной сессии московского горсуда под председательством С. В. Ястржембского началось слушание дела по обвинению писа- теля Ганзбурга в литературном мошенничестве: «В качестве эксперта по делу выделен Иванов Вс., привлечены 16 свидетелей. Общественный обвинитель — т. Зорин (Орг- комитет), защищает Ганзбурга т. Зорохович».42 Слушание дела проходило в Оргко- митете ССП СССР. Уже на следующий день в «Вечерней Москве» был опубликован судебный очерк Е. Бермонта «Человек со статьей», в котором были изложены харак- тер и результаты судебного разбирательства, их можно рассматривать как дополнение к уже изложенному нами заключению специальной комиссии. Несмотря на то, что ранее сообщалось об инстанциях, в которых числился Ганзбург, и публикациях его произведений, на суде обвиняемый уклончиво отвечал на вопросы о своей деятель- ности в период с 1923 по 1930 год: «Я создавал культурные ценности <…> Скитался. Служил в лесной конторе. А потом перешел в литературу. Мне тогда одну статью дали <…> уголовную. Из кодекса».43 В газете сообщалось, что, планируя устроить литера- турную карьеру, Яков Давидович обратился за помощью к литератору Лукашевичу — последний давал уроки начинающему писателю, однако, резюмировал Е. Бермонт: «Одно дело — издать роман, когда умеешь писать. Это всякий Бальзак умеет. А вот попробуй издать его, когда писать не умеешь! Тут-то надо быть Ганзбургом».44 Автор статьи упоминал и о договоре с Любичем-Кошуровым, и об успехе первого тома рома- на «Кусты и зайцы» (в достаточно саркастичном тоне Бермонт подмечал, что знатоки литературы из столовой Дома Герцена увидели в романе талант юного дарования — настоящему автору было 63 года), и об ускорении работы над вторым и третьим томом романа с помощью системы театральных эффектов — таинственных телефонных звон- ков, писем и преследователей.45 В заключении статьи о «литературном вечере», на котором открылось, что автор, «написавший» роман-трилогию, не успел его прочитать, Бермонт находил, что показательный суд был излишней мерой, поскольку безграмотный некультурный «сухаревец» Ганзбург не имел ничего общего с настоящими литераторами и портил репутацию всей советской литературы. Точка зрения Бермонта подверглась критике в статье «Дело „биллектриста“ Ганзбурга», опубликованной в «Литературной газете» 8 марта 1934 года. Автор статьи отвечал предшественнику: «Тов. Бермонт неправ. Эксплуатация человека человеком, конечно, не является характерной для взаимоотношений советских писателей. Но нельзя забывать о том, что если в деле Ганзбурга обвиняемый был один, то виновных можно насчитать больше», — последних автор статьи обнаруживал в составе различных писательских организаций, способствовавших вхождению в литературу подозрительных личностей, тянущихся не к искусству, а к материальным благам (квартирам, путевкам в дома отдыха и т. д.).46 Д. Кальм сообщал о самом пока- зательном произведении обвиняемого — его анкете в Горкоме писателей, где в графе профессионального статуса значилось авторское определение «биллектрист». Сообща- лось в статье и о том, что в отношении литературного скандала советский суд вынес следующее решение: Любич-Кошуров получил 5000 рублей и авторские права на ро- ман «Кусты и зайцы», а Я. Ганзбург — два года лишения свободы. Уже после оглашен- ного приговора в «Литературной газете» (от 10 марта 1934 года) на последней полосе была помещена карикатура «После процесса или краткая история о литературном зай- це (Карьера Ганзбурга)», состоявшая из двух частей: на первой был изображен трамвай с советской символикой и надписью «Литература», на прицепе которого ехал ухмыляющийся заяц, на второй части — все тот же заяц находился под конвоем милиционера. Впоследствии в парижской газете «Возрождение» была опубликована статья (по авторскому определению, в жанре «советского этюда») «Кусты и зайцы», которая представляла собой перепечатку упомянутой статьи Бермонта с немногочисленными комментариями — советская литература язвительно оценивалась сквозь призму лите- ратурного скандала: «Теперь, после славы советского писателя Ганзбурга, с его „социа- листическим реализмом“, только по случайности не объявленного даже за рубежом новым советским „достижением“, может казаться, что в советской литературе немало таких двойников. С виду „кусты“, а в кустах несчастные „зайцы“».47 Нам не удалось обнаружить сведений о дальнейшей судьбе Якова Давидовича Ганзбурга. На соответствующий запрос Центральный архив МВД России (ответ № 3/167716067151 от 29 декабря 2016 года) и Центральный архив ФСБ России (ответ № 10/А-Н-4440 от 21 ноября 2016 года) ответили, что документальными материалами о применении политической репрессии, аресте, судимости, нахождении в местах ли- шения свободы, в ссылке, высылке и другими данными относительно биографии Якова Ганзбурга не располагают — значит, вопрос остается открытым.
24 41 РГАЛИ. Ф. 317. Оп. 1. № 228. Л. 1. 42 [Б. п.]. Дело Я. Гансбурга // Литературная газета. 1934. 4 марта. № 26. С. 4. 43 Бермонт Е. Человек со статьей // Вечерняя Москва. 1934. 5 марта. № 53. С. 1. В письме к М. Горькому от 15 июня 1929 года (ИМЛИ. Архив А. М. Горького. КГ-П. № 19-2-1) Ганзбург сообщал, что с 1912 года начал работать на лесопильных заводах на Волге. Благодаря сохранив- шимся письмам Ганзбурга к П. П. Крючкову (Там же. КК-РЛ. № 4-5-1, 4-5-2) и Е. П. Пешковой (Там же. ФЕП-КР. № 18-34-1), известно, что с зимы 1930 до весны 1931 года писатель был под арестом в Козьмодемьянске и Йошкар-Оле — ему было предъявлено обвинение в контрреволю- ционной деятельности и вредительстве. Исходя из дальнейшей переписки Ганзбурга с Крючко- вым (Там же. КК-РЛ. № 4-5-3, 4-5-4), можно сделать вывод, что в июне 1931 года писатель нахо- дился на свободе. 44 Бермонт Е. Человек со статьей. С. 1. 45 Отметим, что сатирический образ столовой Дома Герцена достаточно часто фигурирует в отечественной прессе. В сентябре 1930 года в «Литературной газете» были представлены кари- катуры, высмеивающие процесс «смычки» в столовой Дома Герцена. Критиковалось заведение и по другим причинам: через год в той же газете (редакционная статья «Почему вас плохо кормят в столовой ВССП») сообщалось, что заведующий столовой Я. Розенталь был снят с должности за многочисленные нарушения (антисанитарные условия, отсутствие контроля со стороны хозяйст- венной комиссии), в том числе и за коммерциализацию столовой, обитателями которой оказы- вались не только писатели ([Б. п.]. Дела не по масштабу // Литературная газета. 1930. 24 сент. № 43. С. 3). 46 Кальм Д. Дело «биллектриста» Ганзбурга // Литературная газета. 1934. 8 марта. № 28. С. 4. 47 И. Л. Кусты и зайцы // Возрождение (Париж). 1934. 19 марта. № 3211. С. 2.

References

1. Александр Неверов. Из архива писателя. Исследования. Воспоминания. Куйбышев, 1972.

2. [Б. п.]. Алексей Толстой о себе, об «Азефе», «Заговоре», своем гонораре и о новых своих работах // Вечерняя Москва. 1926. 13 янв. № 11.

3. [Б. п.]. Дела не по масштабу // Литературная газета. 1930. 24 сент. № 43.

4. [Б. п.]. Дело Я. Гансбурга // Литературная газета. 1934. 4 марта. № 26.

5. [Б. п.]. Литературное мошенничество // Литературная газета. 1934. 22 февр. № 21.

6. [Б. п.]. Литературные суды // Вечерняя Москва. 1925. 2 нояб. № 262.

7. [Б. п.]. Маска Чаплина // Вечерняя Москва. 1925. 3 авг. № 194.

8. Бермонт Е. На ту же скамью // Вечерняя Москва. 1934. 5 марта. № 3131.

9. Бермонт Е. Человек со статьей // Вечерняя Москва. 1934. 5 марта. № 53.

10. Вся Москва. М., 1925.

11. Вьюгин В. Ю. Роман о зайцах и советский канон (Конспирологическая морфология периферийного текста) // Русская литература. 2015. № 4.

12. Ганзбург Я. Воспоминания об А. С. Неверове // Львов-Рогачевский В. Л. Книга для чтения по истории новейшей русской литературы. Рабоче-крестьянское творчество за 30 лет. Л., 1925.

13. Замойский П. Накануне суда // Вечерняя Москва. 1934. 15 мая. № 110.

14. И. Л. Кусты и зайцы // Возрождение (Париж). 1934. № 3211.

15. Кальм Д. Дело «биллектриста» Ганзбурга // Литературная газета. 1934. 8 марта. № 28.

16. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. М., 1960. Т. 4.

17. Миндлин Эм. Быть писателем // Вечерняя Москва. 1926. 20 февр. № 44.

18. Новокшонов И. О литературных «ходоках» // Читатель и писатель. 1928. № 7–8.

19. Рассвет: Литературный сб. [Ковров], 1921. Кн. 5.

20. Черномор Я. [Ганзбург Я. Д.]. Воспоминания об А. С. Неверове (1920–1923) // Наш труд: Сб. литературы, драмы и критики. Иваново-Вознесенск, 1924. № 2.

Comments

No posts found

Write a review
Translate