В поисках «небесных миндалей»: кочующие души героинь в пьесах Зинаиды Гиппиус
В поисках «небесных миндалей»: кочующие души героинь в пьесах Зинаиды Гиппиус
Аннотация
Код статьи
S013160950004528-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Йовович Татьяна  
Должность: профессор
Аффилиация: Черногорский университет
Адрес: Черногория,
Выпуск
Страницы
60-67
Аннотация

В статье исследуются векторы и взаимоотношения физического и метафизического номадизмов, присущих протагонистам пьес  «Святая кровь» и «Маков цвет». Переход из  лунарного в солярный мир, соприкосновения посюстороннего и потустороннего, изменение исторического и физического пространств, утопия и ностальгия как  основные виды  бегства от настоящего и самоубийство как  крайний вид ухода — основные действия, совершаемые ими  в их максималистских духовных порывах, осложненных проблемой необратимости времени.

 

Ключевые слова
З. Н. Гиппиус, «Святая кровь», «Маков цвет», символизм, номадизм, утопия, ностальгия
Классификатор
Получено
27.03.2019
Дата публикации
29.03.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
608
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-60-67
2 © Т атьяна Йовович (Ч ерногори я)
3 В ПОИСКАХ «НЕБЕСНЫХ МИНДАЛЕЙ»: КОЧУЮЩИЕ ДУШИ ГЕРОИНЬ В ПЬЕСАХ ЗИНАИДЫ ГИППИУС
4 Линии биографических реалий З. Гиппиус тесно переплетаются с ее литератур- ными идеями. Подобно тому, как сама писательница стирала все пределы между жизнью и творчеством, так и в ее пьесах часто стираются границы между ее душой и душами ее женских персонажей. Одна из общих черт автора и ее героинь, на которой мы сосредоточим свое внимание, — постоянная жажда движения и бегство от ловушек быта. Парадигма путешествия равномерно прослеживается в ее жизнетворчестве. Даже четыре пьесы Гиппиус представляют собой движение через все фазисы симво- лизма, исследование новых форм, ответ на вызовы эпохи и постоянный опыт над жизнью и искусством. Этот драматургический поиск — в то же время и путешествие через символизм, пребывание на его мифопоэтических остановках («Святая кровь»), легкий отдых в попытке найти перемирие между символизмом и реализмом в кратком опыте на ничьей драматургической земле («Нет и да»), плотное вписывание симво- листских мотивов в ткань реалистической ангажированной пьесы («Маков цвет») и, наконец, фильтрование украшений символизма и переоценка семейной бытовой драмы («Зеленое кольцо»). Невозможность обитания на одном месте, физическом и метафизическом, беспо- койство, стремление, волнение, желание — все это связующие звенья в однородных философских поисках Зиночки Гиппиус и ее Русалочки, Сонечки, Финочки. Из-за сложности и обширности заданной темы в настоящей работе мы будем исследовать перемещения в пространстве и времени только героинь двух пьес — «Святая кровь» и «Маков цвет». Жизнь Гиппиус можно в нескольких аспектах описать как номадическую. Вспом- ним путешествия по Италии, поездку к хлыстам (обозначим это как добровольный приключенческий номадизм) и принудительную эмиграцию, когда она, прожив после Революции недолго в Польше, поселилась в Париже. Париж становится последней точкой ее физического путешествия, но ее духовный номадизм продолжается и там, осложняясь трагическими нюансами тоски по утраченной родине. Литературные са- лоны, организованные ею, — пространство для бегства из реальности. Гиппиус через личные маскарады и постоянную театрализацию ежедневных ритуалов отстраняла скуку монотонной жизни и строила параллельный мир, в котором находила убежище от быта. В петербургском салоне Мережковских декаденствовали ее современники, и эта традиция сохранилась и в Париже, где на собраниях «Зеленой лампы» воссозда- вался флер интеллектуального Петербурга. Первоначало жизни и творчества для Гиппиус — уход от замкнутости обыденно- го, привычного, повторяющегося, механического и способность окунуться в настоя- щую жизнь, осуществить прорыв по ту сторону ежедневного. Чтобы достичь жизни, необходима дистанция с повседневным и сопротивление кристаллизации (окаме- нению) жизни. Гиппиус насквозь утопична, и это свойство также характерно для ее героинь. Утопизм — одна из возможностей бегства из ненасыщающего настоящего и попытка прорыва в высшую реальность, одна из обязательных составляющих ее дво- емирий. Максималистские этические требования всегда манят Гиппиус в сферу уто- пии. Ее поэтическое credo, сформулированное стихами «Мне нужно то, чего нет на свете»,1 часто варьируется в написанном ею. Например, в письме Волынскому, дати- рованном 28 февраля 1895 года, она определяет один из своих идейных постулатов:
5 1 Гиппиус З. Н. Собр. соч.: [В 15 т.]. М., 2001. Т. 2: Сумерки духа: Роман. Повести. Расска- зы. Стихотворения. С. 448. Далее ссылки на Собрание сочинений приводятся сокращенно с ука- занием в скобках номера тома и страницы. В поисках «небесных миндалей» 61
6 «Я хочу невозможного, подснежников в июле <…> чтобы было то, чего нет…» (14, 20). Сестры Гиппиус часто использовали слово небесноминдальница, созданное из слово- сочетания небесные миндали, обозначающее женщину, которая живет «абстракциями и далекими от воплощения идеалами».2 В этом раскрывается еще одна параллель меж- ду биографическими и литературными фактами: героиням Гиппиус так хочется со- брать эти манящие миндали, что они усердно избегают ловушек быта, чтобы вкусить настоящую жизнь. Неудовлетворенность навязываемыми обществом стандартами и ролями являет- ся одним из побудителей движения. Видимая, ноуменальная реальность — отнюдь не пространство, которого хватит для широты душ героинь Гиппиус. В поиске неведомых миров и запрещенных истин они мечутся между двумя безднами, между полюсами противоположного. Чтобы ощутить божественное и вечное, им надо покинуть пределы здешнего. Чтобы выпить до дна нектар истинной жизни, необходимо оставить времен- ное, нарушить правила исторического времени, ощутить полноту личности в ее андро- гинном синтезе, без ограничений пола. Этого можно достичь либо стремлением к буду- щему (через утопические концепции, как в «Святой крови» и «Маковом цвете»), либо возвращением в прошлое, которое, если верить современной русской пословице, ино- гда становится «более непредсказуемым, чем будущее».3 Чтобы снять проклятие, тяготеющее над ее родом, вписаться в Божественную па- мять и окунуться в человеческое, Русалочка, протагонистка самой причудливой из пьес Гиппиус — «Святой крови», должна преодолеть несколько препятствий, даже из- менить свою сущность. Ее путешествие по вектору тварь — человек, небытие — бы- тие, языческое — христианское становится «хождением по мукам», в котором она из гармоничной области потустороннего, лунного, бессознательного покоя, осознавая смысл непонятных ей слов Бог, Христос, любовь, — очеловечивается, но одновремен- но понимает и темную сторону человеческого в солярном мире — ненависть, насилие, убийство. Это мифологическое водяное существо поднимается из радости первоздан- ной природы к неведомому ей миру культуры и благополучие беспечной жизни меняет на терзания среды, которая по отношению к ее роду является летальной. На метафизическом уровне движение героинь всегда устремлено в высоту, задан- ная историческая горизонталь всегда пытается развернуться в безвременную верти- каль, представляющую собой духовное усовершенствование и поиск собственной лич- ности, сущности и правды. Волнение их душ обратно пропорционально динамике их физического движения и перемещения в пространстве. Когда они находятся в пути, их духовное состояние вполне уравновешенно, как только попадают в состояние не- подвижности, физического смирения, их души пытаются вырваться из темницы тела и быта. Но мятежным душам нигде нет приюта. В мистически-идиллической иконографии ночи, пока ее сестрицы танцуют в кру- ге и поют песни о красоте жизни русалок, главная героиня сидит как «окостенелая» и погружается в созерцание, в котором ее терзают онтологические и эсхатологические вопросы. Она пойдет на все и совершит все, чтобы найти ответы на них. Неподвиж- ность и уединение позволяют Русалочке исследовать безграничность собственного внутреннего пространства и перейти в другой мир, также характеризующийся беспре- дельностью «одной из динамических характеристик спокойной грезы».4 Изоляция и окостенелость — состояния, необходимые для накопления сил перед попыткой выхода из «стада» и перехода от мы к я. Самые интенсивные волнения души проявляются в условиях физической неподвижности. Как замечает А. Ханзен-Лёве, «лунное сознание формируется либо воспоминанием, творящим лишь то, чего уже
7 2 Истории «новой христианской любви». Эротический эксперимент Мережковских в свете «Главного»: Из «дневников» Т. Н. Гиппиус 1906–1908 годов / Вступ. статья, подг. текста и прим. М. Павловой // Эротизм без берегов: Сб. статей и материалов / Сост. М. М. Павлова. М., 2004. С. 411. 3 Boym S. The Future of Nostalgia. New York, 2001. Р. 14. 4 Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства / Пер. с фр. М., 2004. С. 87. 62 Татьяна Йовович
8 нет, или никогда не сбывающимся ожиданием».5 Преображение ночной души Руса- лочки начинается с медитации, а продолжается совершением различных ритуалов, посредством которых она попадает из цикличного времени в линейное, а потом стара- ется приобретением души вернуться снова в вечное Божье лоно. В обеих пьесах важную роль в пересечении двоемирий играет песня: в «Святой крови» — «Песни Русалочки», а в «Маковом цвете» — стихи Андрея о лепестках крас- ного мака. Русалочку страшит исчезновение души в тумане, так в песнях описывается конец жизни русалок. Она одержима идеей задержаться в Божьей памяти, оставить след во времени, спастись от мглы небытия и закодировать свое присутствие в линейном вре- мени. Любовь — квинтэссенция, являющаяся основным элементом для получения субстанции души. Русалочка как сосуд, который должен наполниться душой, а прибы- тие в солярный мир означает переход на высший уровень сознания. Она сопротивляется природе своего происхождения и погружению в подводный, хтонический мир и начинает возноситься к солнцу, инициируя так свое духовное усо- вершенствование. Онтологическая одержимость, разбуженная песнями русалок, вы- водит ее из пасторального покоя и толкает к свободе выбора. Превзойти ветхую приро- ду, пробудив божественную, возможно только через трансформацию в человеческое существо. Для этого необходимо совершить ряд ритуальных действий, которые оста- новят обычный ход истории и введут ее в другой, где она попытается обновить обстоя- тельства распятия Христа. Замечается и инверсия в восприятии хронотопа. Несмотря на циклическую при- роду времени, которое должно представляться проявлением сакрального и в котором Русалочка живет, она его воспринимает как мирское; а историческое время, в котором живут монахи в ските, является дырой во времени, через которую после приобретения души она может попасть в вечное. При посредничестве Ведьмы Русалочка из мира, которым владеют вода и женское начало, оказывается в мире, подвластнoм солнцу — мужскому началу. Гипертрофия индивидуального навсегда разлучает ее с лунной родиной, но хо- лодная кровь, некоторый вид компромисса для пребывания в этом междумирии, не дает ей полного равенства с людьми. Несмотря на то что вода сотворена прежде земли, а русалки — раньше людей, хронологическое преимущество их рода было потеряно в момент, когда Христос пролил кровь за людей. Благодаря отцу Пафнутию, Русалоч- ка познает основные определяющие категории человеческого существа: любовь и стра- дание. Встречей со старцем открывается их восхождение к высотам. Соединяя звуки собственных музык, они временно создают гармонию космоса. Мережковский оправдывает экстремальные формы поведения желанием превзой- ти ограничения собственного существа: «Всякая страсть тем и прекрасна, что окры- ляет душу для возмущения, для бегства за ненавистные пределы человеческой природы».6 Похожее размышление находим у Башляра, который в воображении усма- тривает сверхчеловеческую способность: «Человек является человеком в той степени, в какой он является сверхчеловеком. Человеку следует давать определение, имея в виду совокупность тенденций, подвигнувших его на преодоление условий человече- ского существования».7 Встреча с Пафнутием открывает Русалочке небо, но страдание, ожидающее ее по- сле совершенного убийства, отворяет ад. Именно через эти противоположности ей рас- крывается значение понятия душа. Взяв нож, Русалочка окончательно изменяет пассивную роль лунного типа на ак- тивную, мужскую, что является усовершенствованием ее личности.
9 5 Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / Пер. с нем. С. Бромерло, А. Ц. Мацевича, А. Е. Барзаха; науч. ред. А. В. Лавров. СПб., 1999. С. 50 (сер. «Современная западная русистика»). 6 Мережковский Д. Вечные спутники: Портреты из всемирной литературы. СПб., 2007. С. 226–227 (сер. «Литературные памятники»). 7 Башляр Г. Избранное. С. 19. В поисках «небесных миндалей» 63
10 Переход из лунного в солярный мир означает переход из сферы бессознательного в сферу сознательного, преображение ночной души в дневную, переход из одного вида существования в другой, исполнение чуда. Иными словами, в координатах религиоз- ной системы Мережковских, это дорога к Царству Третьего Завета, к победе чистого духа и всеобщего понимания. Восхождение на новый, высший уровень подразумевает конец событий, совершающихся по кругу, окончание повторов и стремление к собы- тиям, отличающимся интенсивностью и последовательностью. В обеих пьесах пролитая кровь является средством преображения для достиже- ния другой реальности: для очеловечивания Русалочки и для вступления России в но- вое время после революции 1905 года. Пьеса «Маков цвет» весьма подвижная. Ее действия развертываются в зачаро- ванном треугольнике кочующего дома — в Петербурге, Тимофеевском и Париже. Со- бытия и герои непрерывно перемещаются в пространстве. Первое действие происхо- дит в Петербурге, в доме семьи Мотовиловых (в самой фамилии семьи есть намек на круговращение и мятежность), второе — в Петербурге у Львовых, третье — в деревне Мотовиловых, четвертое — в Париже, в их эмигрантском доме. Персонажи постоян- но нуждаются в путешествиях и перемене среды. Иногда они путешествуют вы- нужденно, но чаще из-за неопределенной тоски или вследствие какой-то метафизи- ческой причины. Соня и Борис были у Мукдена, Андрей из Петербурга уезжает в Москву, Анна Арсеньевна хотела бы увезти детей в Лондон, Мотовиловы из Пе- тербурга едут в Тимофеевское, потом в Париж, Бланк и Соня собираются в Женеву. В Париже ностальгия по России отражается в утопическом желании вернуться в Ти- мофеевское. Во всех местах Мотовиловы преследуемы слабым тусклым светом (канделябр, лампада, камин), рисующим мир теней и контуров, в котором можно усмотреть смысл семейного микрокосмоса, разрушающегося с выходом во внешнее пространство и на дневной свет, где законы дома больше не действуют. Как уже отмечено выше, если «Святую кровь» можно рассматривать как утопиче- скую пьесу, то «Маков цвет» — преимущественно ностальгического характера. Для Сони Мотовиловой невозможны духовная и физическая оседлость. В духе сложной идеалистической философии влюбленности, которую Гиппиус представила в одно- именной статье (7, 78–89), героиня пьесы не реализует до конца ни одну свою любовь, но вопреки этой философии нереализованность не становится средством сохранить любовь. Ощущение влюбленности в другое и высшее, связанное с желанием изменить мир, сперва воспламеняет все жизненные силы Сони, и она следит за своими утопиче- скими видениями. Участие в русско-японской войне, где она со своим женихом помо- гает раненым, является видом своевольного номадизма, в котором реализуются дея- тельные аспекты ее личности. Утопический период жизни героини можно еще назвать праздничным, используя ее термин, которым она определяет отдаленный от быта и жаждущий событий склад личности. Соня прекрасно осознает максималистский характер русского человека, не выносивший никакой средней меры: «А только Андрея я понимаю. Без порыва, без веры в себя ничего не сделаешь. Себя потеряешь — нач- нутся будни, серые будни. Андрей — человек праздничный. Да и вся Россия из буд- ней теперь вышла» (4, 389). Исторические обстоятельства заставляют семью Мотовиловых эмигрировать в Париж. Этот принудительный номадизм кардинально меняет поведение Сони. Если своевольное бродяжничество основывалось на утопических поисках, сильных воле- вых действиях, то принудительный переезд оказывается отличной почвой для возник- новения тоски, сопровождаемой потерей жизненных сил и окончательным разрывом всех связей с исторической реальностью. Футуристический характер тоски и «непредсказуемость прошлого» пронизывают эмигрантскую часть Сониной жизни. Как только она утрачивает способность управ- лять своим будущим, прошлое становится обаятельным приютом самых ценных вос- поминаний. Если жажда жизни есть главная составляющая утопического восхожде- ния Сони, то жажда смерти — толчок для волны томления. 64 Татьяна Йовович
11 Светлана Бойм определяет ностальгию как тоску по дому, которого больше нет или которого никогда не было.8 Основной предпосылкой для ее возникновения явля- ется дистанция от любимого места или места, с которым связаны самые дорогие воспо- минания. Душевный номадизм Сони Мотовиловой совершается между двумя мирами, со- ставленными из картин дома в России и сегодняшнего дома в Париже, между прош- лым и настоящим, утомляющим бытом и жаждой действия. Избыток событий обла- дает таким же отрицательным характером, как и их недостаток. Поскольку Соня не может справиться со скоростью жизни, ностальгия становится единственным меха- низмом для контроля времени, т. е. попытки его замедления. Повседневная жизнь главного женского персонажа пьесы «Маков цвет», как и си- стема самой Гиппиус (вспомним, что они с мужем в разговорах не разделяли прошлое и настоящее и одинаково вспоминали живых и умерших), построена на отрицании реалистических аналогий. Все, что доступно непосредственному восприятию, облада- ет отрицательным характером, и только поиск форм недосягаемого, невыразимого является целесообразным. Для мечтающих кочевников смысл не в достижении цели, а в процессе искания. Вообще, личность самой Гиппиус, как и некоторых героинь ее пьес (в том числе и Сони), хорошо вписывается в истерический тип, которым, по опре- делению И. Смирнова, характеризуется эпоха символизма. Исследователь отмечает, что символистская личность «изначально многозначна» или «не умеет вообще найти свое значение», и утверждает: «У истерика нет никакой роли. Он не разыгрывает чу- жую роль, он не знает своей. Истерик — тот, кто выпадает из роли, если она ему доста- ется»; «Истерик не бывает удовлетворен своей социальной и любой иной идентично- стью. Он гипорепрезентативен. Он имитирует так, что не совпадает полностью с лицом, которому подражает».9 Своеобразная истерия присуща всем номадическим душам, не находящим покоя ни в одном месте. Соня не находит связующее звено, чтобы нейтрализовать противоположность между историческим миром, в котором живет и который отрицает, и метафизическим, который созерцает. Ее поведение отличается резкими амплитудами настроения и энер- гии и невозможностью найти точку метафизической опоры, что и есть источник воз- буждения ее душевного номадизма. Все это вписывается в истерический тип симво- листской личности. Соня относится гипорепрезентативно к своему полу, в рамках которого не реали- зуется, ибо ни одна из привычных женских ролей (любовницы, супруги или матери) не удовлетворяет ее мечтам. Она заранее отказывается от ролей супруги и матери, а ее эротический номадизм, в котором она после определенного времени отчуждается от мужчины, приводит ее в любовный тупик: «Нет, нет, я не жена, не мать, я сама… сама я… Понимаете — я! И зачем ребенок? Что я с ним буду делать? На что он родится? На смерть? Мама, мне страшно, страшно!..» (4, 429). Герои и героини Гиппиус, как и Чехова, вместо действия выбирают существова- ние в определенном состоянии, которое в «Трех сестрах» иллюстрировано любимым глаголом Вершинина «зафилософствовать», а в «Маковом цвете» глаголом «запсихо- патить» (4, 388). В речи героев пьесы данный глагол обозначает состояние усиленной эмоциональной восприимчивости, выбывание из нормального психического равно- весия, удаление от реальности и тяготение к сверхжизни. Персональная мятежность Сони воссоздается на фоне социальных и историче- ских перемен. До смерти брата Андрея она восходит, но вскоре после этого ее свет тускнеет и силы истощаются, а мысли и настроения становятся пессимистичными. Позже Арсений Ильич видит эмотивную и эмоциональную неуравновешенность своей дочери (перемены настроения характерны для истерического психотипа): «Русская барышня. Поймешь ее! Все неразбериха. Нынче горит, а завтра, глядишь, завяла.
12 8 Boym S. The Future of Nostalgia. P. 13. 9 Смирнов И. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994. С. 145, 166, 167. В поисках «небесных миндалей» 65
13 А потом опять ничего. Выдержки нет» (4, 433). В праздничные дни манифеста Наталья Петровна замечает, что Соня единственная из них «простая, светлая» (4, 387); Бланк в Тимофеевском говорит: «Ты последние дни смутная какая-то» (4, 417); в Париже, в отличие от Петербурга, Соня матери кажется очень темной, так же как и Борис: «Соня темная, и ты темный, и все вы вместе разговариваете, а после разговоров еще темней. Не понимаю я, то делается, а чувствую — страшное… Ты бы сказал мне…» (4, 441). В невозможности приспособления к любому пространству также узнается характер- ная черта истерического психотипа. Оппозиция Восток — Запад усиливается через отли- чия русского душевного склада и прагматических устремлений западного человека. Потеря отечества — одновременно потеря приюта и уверенности. В Париже роди- на восстанавливается только с помощью воспоминаний, и чем более памятно прошлое, тем менее герои могут приспособиться к новым условиям. Потерянный дом они пыта- ются восстановить из фрагментов самых красивых воспоминаний, поскольку «дом — воплощение образов, дающих человеку опору или иллюзию устойчивости».10 В пьесе прослеживается аналогия с платоновским рассказом о пещере и тенях, отражающих настоящую реальность. Закрытое пространство — оазис безопасности, но одновременно оно давит и внушает беспокойство, следствием чего является по- требность в движении, однако внешний мир кажется опасным и непредсказуемым. Тусклый свет символизирует разрыв с дневным, изоляцию и нелегальное существо- вание и в то же время хранит последнее мерцание надежды перед ее окончательным угасанием. Вместо города-приюта Париж оказывается городом-чудовищем, невыраженные противоположности которого не по нраву русской душе, требующей активных дейст- вий для сохранения жизнеспособности. Герои постоянно сравнивают Париж с Рос- сией, и в этих невольных сопоставлениях проявляется их ностальгия по родине. Их высказывания составляют яркую мозаику жизни русских эмигрантов. Соня не принимает автоматизм Парижа, его безликость, рыночную логику, а так- же нивелирование национальных признаков, дарующее счастливую жизнь. Она не хочет отказываться от своего русского своеобразия и не способна переключиться на механический образ жизни. Россия в памяти Сони остается идиллическим простран- ством, которое состоит из нескольких поэтических картин, насыщенных колоритом русской природы, что передается эмоциональными метонимиями: «Верно, папочка, верно. У народа и душа своя, и плоть своя. Нельзя их убивать. Я не знаю, что с Россией будет, а только одно мне ясно, кто не любит русский перелесок, да василек и мак во ржи, да проселок с колеями, да зеленую церковную луковку, тот не знает и не любит Россию. Если василька синего не надо, да маковых огоньков не надо, если все равно, что они, что апельсинное дерево, — тогда и ничего не надо. Тогда уж лучше сразу от- дать все, все. Не нужна мне Россия без василька» (4, 445–446). В этих фрагментах сохранился единственный приют для бегства из серой париж- ской жизни. По типологии ностальгии, предложенной С. Бойм, ностальгию, в которую погружается Соня, можно назвать медитативной (reflective nostalgia), поскольку фраг- ментарность — одно из ее ключевых свойств.11 Метафоры цветов — носители центральных идей героев. Для Бланка русская ре- волюция — «роскошный цвет», дороже всех васильков Сони. Василек и мак во ржи для Сони — самая эмоциональная связь с Россией. Коген жестко обесценивает ме- тафору маков, напоминая, что из Парижа ежедневно привозят крупные маки. Маки Сони и Бориса «непродажные» (4, 446), и именно в этом совпадении они снова находят точку сближения. В полилоге, метафорическим лейтмотивом которого являются маки, проявляются разница между героями и уровень их дистанции от быта. Через картину пожара, учиненного крестьянами, рисуется революционная волна в деревне, идиллическое пространство которой связано с самыми светлыми воспо- минаниями. Но это больше не место, где Мотовиловы чувствуют себя безопасно.
14 10 Башляр Г. Избранное. С. 36. 11 Boym S. The Future of Nostalgia. Р. 50. 66 Татьяна Йовович
15 Несмотря на когда-то хорошие отношения с крестьянами, под угрозой насилия они вынуждены бежать, и Париж навязывается как последняя точка их изгнания. Среда, в которой наслаждались домашним теплом, превращается в место страха и отчужден- ности. Принудительно Мотовиловы из центра событий попадают на периферию, а вся логика их старой жизни выворачивается наизнанку. Прежний рай становится адом, и покинуть его — единственная возможность выжить. Тимофеевское из реального перемещается в воображаемое пространство, послед- ний приют прошлого и становится прибежищем мечтателей.12 Все воспоминания о Тимофеевском радостные, полные людей и гармонии: «Нигде так весело не бывало, как в Тимофеевском» (4, 415). В представлениях Сони Тимофе- евское одушевляется и запоминается как точка соединения Андрея и Бориса: «И ми- лое Тимофеевское умирает; как живой человек умирает. А Андрей-то как его любил! А Борис!» (4, 427). Тоска героев по другому месту, поскольку то, где они находятся, никогда не может стать пространством счастья, заимствована из пьес Чехова («Три сестры», «Вишневый сад»). Тимофеевское — последнее воспоминание об исчезнувшем счастье, напоминание о невозвратной беспечности семейной жизни. «В Тимофеевское, в Тимофеевское…» (4, 447) — хочется Соне в четвертом действии, так же как ее отцу в Тимофеевском хо- телось «в Париж, в Париж…» (4, 430). Круг замыкается, некуда бежать. Переход героини в утопическое пространство прошлого (или, может быть, лучше сказать, пространство футуристической ностальгии) в тексте пьесы совершается через мифологемы огня, самого нестабильного из всех элементов, очищающего и смерто- носного начала. Усиление ностальгии сопровождается усилением жажды смерти. Соня горит идеей революции, лепестки мака в песне Андрея сравниваются с огонька- ми, огонь в камине дома Мотовиловых в Париже создает ощущение глубины, стабиль- ности и домашнего тепла, отделяет от угрожающих будней, а пожар в Лыкове сим- волизирует крестьянский бунт, социальную стихию, определяющую конец одного времени и опасность, перед которой герои пьесы бессильно эмигрируют в Париж. Красные маки — метафизическая связь Сони с ее умершим братом, связь с Рос- сией и идеалами. «Маков цвет» идейно структурируется на многозначности мифоло- гемы огня, которая в зависимости от драматургического контекста изменяет свой характер и отражает психологическое состояние героев, а также и ритм эпохи. Из-за своих наркотических свойств мак на символическом уровне создает связь с миром по ту сторону сознательного и таким способом приближает к смерти. Перед двойным самоубийством Соня и Борис «упоены» смертью как единственным выходом. Соня не примиряется с монотонной линией серого быта и, когда она больше не может участвовать в жизни, не принимает спокойствия, предлагаемого Бланком: «О, я не унылая. Я могу мучиться, ошибаться, колебаться, возвращаться — я еще и те- перь не знаю, окончательно ли я повернула с моего перепутья, не затуманит ли опять жизнь, но одно знаю: в унынии, в однообразном отчаянии жизнь моя никогда не вла- чилась, и никогда я ее влачить не буду» (4, 425). Самое радикальное номадическое действие заключается в решении героини поки- нуть мир и завоевать контроль над собственной жизнью. Недостаток метафизического света толкает Соню и Бориса к самоубийству. Последним своевольным путешествием героини оказывается ее уход в смерть. Бессильная предпринять любой шаг, который возродил бы ее дух, она делает свой последний свободный выбор и постреволюцион- ную апатию прекращает смертью. Потеряв своих близких в вихре истории, оказавшись слабой в стремлении влиять на будущее, Соня теряет свою душу, так увядает и ее жизненная энергия. В статье «Критика любви» Гиппиус пишет: «Теряние души влечет за собою постепенное теря- ние и всякой способности жить» (7, 27). После революционной экзальтации Соня впадает в апатию. Обманутые ожидания приводят героиню к осознанию безнадежности. Она отказывается от любого компро-
16 12 Башляр Г. Избранное. С. 28. Миражи «Петербурга» Андрея Белого 67
17 мисса с историей и не хочет принять поблекшую для нее жизнь. Чтобы сохранить лич- ность среди безликой массы, она и примет свое последнее решение. К. М. Азадовский и А. В. Лавров замечают, что для Гиппиус «проблема само- убийства всегда была связана прежде всего с задачей постижения метафизических основ бытия».13 Одним из проклятых навязчивых вопросов для нее был вопрос выра- жения стремления к смерти. В статье «Тоска по смерти» она пытается разгадать при- чину, из-за которой тяга к ней особенно проявляется во время великих общественных переворотов: «Не смертью человеческой, а жизнью завоевывается жизнь» (7, 250). Двойное самоубийство — повторное соединение душ, снова нашедших друг друга. В четвертом действии в памяти Сони и Бориса стихи Андрея появляются отрыв- ками. Герои их не произносят полностью, поскольку не могут вспомнить. Изначально в памяти Сони они возникают в виде случайных ассоциаций (неправильных, но узна- ваемых), а потом она восстанавливает их с помощью Бориса. В следующем действии, развивающем психологическую деструкцию героев, цветы мака снова возникнут в по- следнем лирическом диалоге. Уходя в смерть, они вспоминают поля мака, которые в Париже становятся ностальгической связью с Россией. В конце пьесы Соня как в лихорадке повторяет стихи Андрея. Деструкция стихов сопровождает деструкцию ее психики и памяти. Красные маки — метафизическая связь с Андреем и мост в прошлое. Потеряв двух дорогих людей, Соня и Борис потеря- ли и часть собственной души, а «теряние души влечет за собою постепенное теряние и всякой способности жить» (7, 27). Стихи Андрея в памяти Сони переплетаются с вос- поминаниями о Тимофеевском, сонно и сладко прокладывая дорогу к окончательному смирению. Героиня перед смертью снова «светит», ее существо трепещет, исполненное лири- ческой силы, с его помощью она снова выходит за пределы обыденного, серого и ужас- ного. Стихи Андрея о красных маках и на этот раз зажигают огоньки ее существа («пусть разгораются огоньки алые…» (4, 451)). Визуализируя их в последнем лири- ческом диалоге с бывшим женихом, полном прощения и какой-то высшей любви, она счастливо и светло уходит в смерть. Последнее путешествие оказывается переходом из тьмы в свет. Это единственный выход из невыносимого быта, переставшего быть жизнью. Смерть освещена жестокой красотой последнего личного выбора перед точкой, где соприкасаются начала и концы всех дорог и глубины всех бездн.
18 13 Азадовский К. М., Лавров А. В. З. Н. Гиппиус: метафизика, личность, творчество // Гип- пиус З. Н. Сочинения. Стихотворения. Проза. Л., 1991. С. 26.

Библиография

1. Азадовский К. М., Лавров А. В. З. Н. Гиппиус: метафизика, личность, творчество // Гиппиус З. Н. Сочинения. Стихотворения. Проза. Л., 1991.

2. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства / Пер. с фр. М., 2004.

3. Гиппиус З. Н. Собр. соч.: [В 15 т.]. М., 2001. Т. 2, 4, 7.

4. Истории «новой христианской любви». Эротический эксперимент Мережковских в свете «Главного»: Из «дневников» Т. Н. Гиппиус 1906–1908 годов / Вступ. статья, подг. текста и прим. М. Павловой // Эротизм без берегов: Сб. статей и материалов / Сост. М. М. Павлова. М., 2004.

5. Мережковский Д. Вечные спутники: Портреты из всемирной литературы. СПб., 2007 (сер. «Литературные памятники»).

6. Смирнов И. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994.

7. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / Пер. с нем. С. Бромерло, А. Ц. Мацевича, А. Е. Барзаха; науч. ред. А. В. Лавров. СПб., 1999.

8. Boym S. The Future of Nostalgia. New York, 2001.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести