В статье рассматриваются представления российской студенческой молодежи о справедливости. На основе анализа данных репрезентативного количественного опроса (N=6055), а также качественного исследования (51 фокус-группа в 12 регионах РФ) делается вывод о патерналистской модели представлений респондентов о справедливости. Ключевой игрок, который может, по их мнению, обеспечить справедливое общественное устройство, – государство. На уровне повседневных речевых практик представления молодежи о справедливости существуют в трех измерениях: историческом, внешнеполитическом и внутриполитическом. Основной дуализм в представлениях изучаемой группы о справедливости заключается в противоречии между оценкой внешне- и внутриполитической ситуации. Жесткая и сильная позиция России на международной арене в нарративах характеризуется как справедливая, в то же время внутриполитическая ситуация оценивается как недостаточно справедливая.
В статье анализируются представления московских студентов, сдававших и не сдававших ЕГЭ по истории, о ключевых событиях советской и постсоветской России: 1917, 1937, 1991 и 1993 годах. Как показывает исследование, знание о ключевых событиях истории XX в. у двух анализируемых групп очень посредственные: в основном студенты могут сказать о событиях не более двух-трех слов. При этом чем ближе то или иное событие к современности, тем меньше респонденты о нем осведомлены. Авторами делается вывод о том, что в настоящий момент необходимы не только пересмотр содержания и перераспределение исторического материала в рамках школьной программы, но и трансформация политики памяти в целом с учетом новых каналов коммуникации, набирающих все большую популярность у молодежи.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека