В статье рассматривается формирование квазирелигиозного культа революционного мученичества как одной из форм “переноса сакральности”. Рассматривается становление этого феномена начиная с эпохи Великой французской революции, затем – в народовольческом движении второй половины XIX в. в Российской империи. Особое внимание уделяется изучению биографии В. Ленина через призму народовольческих идеалов – прижизненное и посмертное восприятие его мучеником революции. С другой стороны, революционерам-мученикам противостояла искупительная жертва, которой в обоих случаях становился казненный монарх. Фактически революционеры-атеисты опирались на христианские стереотипы массового сознания, препарированные ими в своеобразную, квазирелигиозную сакральность.
В статье обсуждается проблема глобальной трансформации христианства в контексте его деевропеизации и переноса центра тяжести мирового христианства в страны глобального Юга. На основании анализа религиозности “южных” христиан делаются выводы не только о географических, но и глубоких качественных отличиях “южного” христианства от христианства Запада – “северного” христианства, что позволяет определять его как нарождающуюся новую глобальную реальность, как “следующее христианство” и сделать вывод о том, что “южное” христианство мало совместимо с традиционным христианством так называемого “глобального Севера”. Традиционному христианству это перемещение центра тяжести на “глобальный Юг” несет угрозу архаизации, понимаемой как закат христианства.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека