В статье рассматривается формирование квазирелигиозного культа революционного мученичества как одной из форм “переноса сакральности”. Рассматривается становление этого феномена начиная с эпохи Великой французской революции, затем – в народовольческом движении второй половины XIX в. в Российской империи. Особое внимание уделяется изучению биографии В. Ленина через призму народовольческих идеалов – прижизненное и посмертное восприятие его мучеником революции. С другой стороны, революционерам-мученикам противостояла искупительная жертва, которой в обоих случаях становился казненный монарх. Фактически революционеры-атеисты опирались на христианские стереотипы массового сознания, препарированные ими в своеобразную, квазирелигиозную сакральность.
В статье обсуждается проблема глобальной трансформации христианства в контексте его деевропеизации и переноса центра тяжести мирового христианства в страны глобального Юга. На основании анализа религиозности “южных” христиан делаются выводы не только о географических, но и глубоких качественных отличиях “южного” христианства от христианства Запада – “северного” христианства, что позволяет определять его как нарождающуюся новую глобальную реальность, как “следующее христианство” и сделать вывод о том, что “южное” христианство мало совместимо с традиционным христианством так называемого “глобального Севера”. Традиционному христианству это перемещение центра тяжести на “глобальный Юг” несет угрозу архаизации, понимаемой как закат христианства.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library