- Код статьи
- S086904990011599-0-1
- DOI
- 10.31857/S086904990011599-0
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 5
- Страницы
- 19-34
- Аннотация
В последнее время в развитых странах все чаще говорится об этичном потреблении как противодействии гражданского общества развитию неприглядных деловых практик, наносящих значительный вред окружающей среде, людям, животным. Постепенно эти практики проникают и в менее развитые страны со слабыми гражданскими структурами. В статье представлены результаты первого репрезентативного эмпирического исследования этичного потребления в России как инновационной практики гражданского общества. С помощью аппарата бинарной логит-регрессии определены факторы, влияющие на включение россиян в этичное потребление. Показано, что гражданская активность в других сферах играет заметную, но не ключевую роль. Делается вывод, что развитие этичного потребления может стать катализатором развития гражданского общества в России.
- Ключевые слова
- этичное потребление, гражданское общество, гражданская активность, социальная солидарность, социальная ответственность
- Дата публикации
- 17.05.2015
- Год выхода
- 2015
- Всего подписок
- 1
- Всего просмотров
- 1264
Библиография
- 1. Андреев А.Л. (2013) Российский социум как “другая” Европа // Общественные науки и современность. № 6. С. 70–79.
- 2. Бодрийяр Ж. (2002) Система вещей. М.: Рудомино.
- 3. Заславская Т.И. (2002) Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело.
- 4. Ильин В.И. (2000) Поведение потребителей. СПб.: Питер.
- 5. Кордонский С. (2005) Государство, гражданское общество и коррупция // Отечественные записки. № 6 (http://www.strana-oz.ru/2005/6/).
- 6. Ariztia T., Kleine D., Brightwell D.G.S.L., Agloni N., Afonso R., Bartholo R. (2014) Ethical consumption in Brazil and Chile: Institutional contexts and development trajectories // Journal of Cleaner Production, vol. 63, рp. 84–92.
- 7. Cailleba P., Casteran H.A. (2009) Quantitative study on the fair trade coffee consumer // Journal of Applied Business Research, vol. 25, no. 6, pp. 31–46.
- 8. Carrigan M., Szmigin I., Wright J. (2004) Shopping for a better world? An interpretative study of the potential for ethical consumption within the older market // Journal of Consumer Marketing, vol. 21, no. 26, рр. 401–417.
- 9. De Pelsmacker P., Driesen L., Rayp G. (2006) Do Consumers Care about Ethics? Willingness to Pay for Fair-trade Coffee // Journal of Consumer Affairs, vol. 39, no. 2, pp. 363–385.
- 10. De Pelsmacke, P., Janssens W., Sterckx E., Mielants C. (2006) Fair-trade beliefs, attitudes and buying behavior of Belgian consumers // International Journal of Nonprofi t and Voluntary Sector Marketing, vol. 11, no. 2, pp. 125–138.
- 11. Deng X. (2013) Factors infl uencing ethical purchase intentions of consumers in China // Social Behavior and Personality, vol. 41, no. 10, pp. 1693–1703.
- 12. Diamantopoulos A., Schlegelmilch B., Sinkovics R., Bohlen G. (2003) Can socio-demographics still play a role in profi ling green consumers? A review of the evidence and an empirical investigation // Journal of Business Research, vol. 56, no. 6, pp. 465–480.
- 13. Do Paco A., Raposo M. (2009) “Green” segmentation: an application to the Portuguese consumer market // Market Intelligence and Planning, vol. 27, no. 3, pp. 364–379.
- 14. Ethical Consumer Markets Report 2013 (2013) / ECRA , YouGov. UK.
- 15. Ethical Consumer Markets Report 2012 (2012) / The Co-operative Group, ECRA.
- 16. Fraj E., Martinez E. (2006b) Environmental values and lifestyles as determining factors of ecological consumer behavior: аn empirical analysis // Journal of Consumer Marketing, vol. 23, no. 3, pp. 133–144.
- 17. Fraj E., Martinez E. (2006а) Infl uence of personality on ecological consumer behavior // Journal of Consumer Behavior, vol. 5, no. 3, pp. 167–181.
- 18. Goig, R. L. (2007) Fair trade and global cognitive orientation: A focus on Spanish fair trade consumers // International Journal of Consumer Studies, vol. 31, no. 5, pp. 468–477.
- 19. Haanpaa L. (2007) Consumers’ green commitment: Indication of a postmodern lifestyle? // International Journal of Consumer Studies, vol.31, no 5, pp. 478–486.
- 20. Iyer E.S., Kashyap R.K. (2007) Consumer recycling: Role of incentives, information, and social class // Journal of Consumer Behavior, vol. 6, no. 1, pp. 32–47.
- 21. Laroche M., Bergeron J., Barbaro-Forleo G. (2001) Targeting consumers who are willing to pay more for environmentally friendly products // Journal of Consumer Marketing, vol. 18, no. 6, pp. 503–520.
- 22. Lee K. (2009) Gender differences in Hong Kong adolescent consumers’ green purchasing behavior // Journal of Consumer Marketing, vol. 26, no. 2, pp. 87–96.
- 23. Olli E., Grendstad G., Wollebaek D. (2001) Correlates of environmental behaviors: Bringing back social context // Environment and Behavior, vol. 33, no. 2, pp.181–208.
- 24. Roozen I.T.M. (2007) Who are really purchasing environmentally friendly detergents? // International Journal of Consumer Studies, vol. 21, no. 3, pp. 237–245.
- 25. Salamon L.M, Sokolowski S.W. (2004) Measuring Civil Society: the Johns Hopkins Global Civil Society Index // Salamon L.M, Sokolowski S.W. and Associates. Global Civil Society: Dimensions of the Nonprofi t Sector.Vol. II. Bloomfi eld (CT): Kumarian Press, pp. 61–92.
- 26. Schlegelmilch B.B., Bohlen G.M., Diamantopoulos A. (1996) The link between green purchasing decisions and measures of environmental consciousness // European Journal of Marketing, vol. 30, nо. 5, pp. 35–55.
- 27. Shaw D., Grehan E., Shiu E., Hassan L., Thomson J. (2005) An exploration of values in ethical consumer decision making // Journal of Consumer Behavior, vol. 4, no. 3, pp. 185–200.
- 28. Starr M.A. (2009) The social economics of ethical consumption: Theoretical considerations and empirical evidence // Journal of Socio-economics, vol. 38, no. 6, pp. 916–925.
- 29. Тanner C., Kast S.W. (2003) Promoting Sustainable Consumption: Determinants of Green Purchases by Swiss Consumers // Psychology and Marketing, vol. 20, no. 10, pp. 883–902.
- 30. Witkowski T.H., Reddy S. (2010) Antecedents of ethical consumption activities in Germany and the United States // Australian Marketing Journal, vol. 18, no. 1, pp. 8–14.