- Код статьи
- S086904990011525-9-1
- DOI
- 10.31857/S086904990011525-9
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 3
- Страницы
- 69-86
- Аннотация
Социально ответственное (этичное) потребление в России делает первые шаги и пока весьма фрагментарно: в большинстве случаев потребители включаются в какой-то один вид практик, будь то этичный шопинг, этичные бойкоты или раздельный сбор мусора. В статье представлены результаты репрезентативного эмпирического исследования, направленного на выявление специфики качественного состава участников разных практик социально ответственного потребления, а также факторов включения россиян в них. Показано, что рыночные (этичный шопинг, бойкоты) и нерыночные (раздельный сбор мусора) практики определяются разными факторами и по-разному соприкасаются со сферой гражданского общества. Делается вывод о необходимости реализации дифференцированных стратегий в этой области со стороны НКО и управленческих групп разных уровней и типов.
- Ключевые слова
- социально ответственное/этичное потребление, этичные покупки, этичные бойкоты, раздельный сбор мусора, гражданское общество, гражданская активность, социальная солидарность, социальная ответственность
- Дата публикации
- 17.06.2017
- Год выхода
- 2017
- Всего подписок
- 4
- Всего просмотров
- 1283
Библиография
- 1. Бодрийяр Ж. (2002) Система вещей. М.: Рудомино.
- 2. Заславская Т.И. (2002) Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело.
- 3. Ильин В.И. (2000) Поведение потребителей. СПб.: Питер.
- 4. Козловски П. (1999) Принципы этической экономии. СПб.: Экономическая школа.
- 5. Ставерен И. (2009) Этика эффективности // Вопросы экономики. № 12. C. 58–71.
- 6. Шабанова М.А. (2016) О социальном механизме становления новых потребительских практик в России // Социологические исследования. № 12. С. 14–25.
- 7. Шабанова М.А. (2012) Социоэкономика. М.: Экономика.
- 8. Шабанова М.А. (2006) Социоэкономика как наука и новая учебная дисциплина // Мир России. № 4. С. 94–115.
- 9. Шабанова М.А. (2015б) Этичное потребление в России: профили, факторы, потенциал развития // Вопросы экономики. № 5. С. 78–102.
- 10. Шабанова М.А. (2015а) Этичное потребление как инновационная практика гражданского общества в России // Общественные науки и современность. № 5. С. 19–34.
- 11. Abdul-Muhmin A.G. (2007) Explaining Consumers’ Willingness to be Environmentally Friendly // International Journal of Consumer Studies. Vol. 31. No 3. Pp. 237–247.
- 12. Ariztia T., Kleine D., Brightwell D.G.S.L., Agloni N., Afonso R., Bartholo R. (2014) Ethical Consumption in Brazil and Chile: Institutional Contexts and Development Trajectories // Journal of Cleaner Production. Vol. 63. Pp. 84–92.
- 13. Boyer R. (2008) The Quest for Theoretical Foundations of Socio-Economics: Epistemology, Methodology or Ontology? // Socio-Economic Review. Vol. 6. No. 4. Pp. 733–746.
- 14. Cotte J., Trudel R. (2009) Socially Conscious Consumerism. A Systematic Review of the Body of Knowledge. Network for Business Sustainability Knowledge Project Series, University of Western Ontario/Boston University.
- 15. Deng X. (2013) Factors Influencing Ethical Purchase Intentions of Consumers in China // Social Behavior and Personality. Vol. 41. No. 10. Pp. 1693–1703.
- 16. Deng X. (2012) Understanding Consumer’s Responses to Enterprise’s Ethical Behaviors: an Investigation in China // Journal of Business Ethics. Vol. 107. No. 2. Pp. 159–181.
- 17. Do Paco A., Raposo M. (2009) “Green” Segmentation: An Application to the Portuguese Consumer Market // Market Intelligence and Planning. Vol. 27. No. 3. Pp. 364–379.
- 18. Ethical Consumer Markets Report 2013 (2013) / ECRA, YouGov. UK.
- 19. Ethical Consumer Markets Report 2012 (2012) / The Co-operative Group, ECRA.
- 20. Etzioni A. (1988) The Moral Dimension: Toward a New Economics. New York: Free Press.
- 21. Etzioni A. (2003) Toward a New Socio-Economic Paradigm // Socio-Economic Review. Vol. 1. No. 1. Pp. 105–118.
- 22. Hollingsworth R., Muller K. (2008) Transforming Socio-Economics with a New Epistemology // Socio-Economic Review. Vol. 6. No. 3. Pp. 395–426.
- 23. Iyer E. S., Kashyap R. K. (2007) Consumer Recycling: Role of Incentives, Information, and Social Class // Journal of Consumer Behavior. Vol. 6. No. 1. Pp. 32–47.
- 24. Keizer P. (2005) A Socio-Economic Framework of Interpretation and Analysis // International Journal of Social Economics. Vol. 32. No. 1–2. Pp. 155–173.
- 25. Lutz M.A. (1990) Emphasizing the Social: Social Economics and Socio-Economics // Review of Social Economy. No. 3. Pp. 303–320.
- 26. Mostafa M.M. (2007) Gender Differences in Egyptian Consumers’ Green Purchase Behaviour: The Effects of Environmental Knowledge, Concern and Attitude // International Journal of Consumer Studies. Vol. 31. No. 3. Pp. 220–229.
- 27. Neumann W.P., Dixon S.M., Nordval A.-C. (2014) Consumer Demand as a Driver of Improved Working Conditions: the ‘Ergo-Brand’ Proposition // Ergonomics. Vol. 57. No. 8. Pp. 1113–1126.
- 28. Papaoikonomou E., Ryan G., Valverde М. (2011) Mapping Ethical Consumer Behavior: Integrating the Empirical Research and Identifying Future Directions // Ethics & Behavior. Vol. 21. No. 3. Pp. 197–221.
- 29. Sayer A. (2007) Moral Economy as Critique // New Political Economy. Vol. 12. No. 2. Pp. 261–270.
- 30. Scott J. C. (1976) Moral Economy of the Peasant: Rebellion and Subsistence in Southeast Asia. New Haven: Yаlе University Press.
- 31. Sen A. (1997) On Economic Inequality. Oxford: Clarendon Press. Expanded Edition.
- 32. Sen A. (1987) On Ethics and Economics. Oxford: Blackwell.
- 33. Starr M.A. (2009) The Social Economics of Ethical Consumption: Theoretical Considerations and Empirical Evidence // Journal of Socio-Economics. Vol. 38. No. 6. Pp. 916–925.
- 34. Stehr N. (2008) The Moralization of the Markets in Europe // Society. Vol. 45. Pp. 62–67.
- 35. Thompson E.P. (1971) The Moral Economy of the English Crowd in the Eighteenth Century // Past and Present. Vol. 50. No. 1. Pp. 76–136.