- Код статьи
- S086904990010893-4-1
- DOI
- 10.31857/S086904990010893-4
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 5
- Страницы
- 142-154
- Аннотация
В современном мире возрастает роль культурных форумов в процессе культурного диалога между государствами и развитии международного сотрудничества. Российско-Финляндский культурный форум представляется значимой площадкой культурного диалога между партнерами сопредельных государств. Цель работы – исследование значимости участия Республики Карелия в Российско-Финляндском культурном форуме в развитии приграничного сотрудничества и реализации трансграничных проектов в сфере культуры на основе изучения сетей взаимодействия между карельскими и финскими партнерами в рамках двусторонних переговоров деловой площадки мероприятия.
- Ключевые слова
- Российско-Финляндский культурный форум, Республика Карелия, Финляндия, приграничное сотрудничество, трансграничный проект.
- Дата публикации
- 11.11.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 17
- Всего просмотров
- 2773
Российско-Финляндский культурный форум (далее – Форум) — значимая площадка культурного диалога в развитии международного сотрудничества России и Финляндии, в реализации трансграничных проектов между партнерами различного уровня по обе стороны государственной границы. Мероприятие с 2000 г. ежегодно проводится на территории одного из сопредельных государств. Российская Федерация на Форуме представлена значительной частью регионов, однако субъекты Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) – наиболее активные участники на деловой площадке мероприятия. Какова значимость участия региона в развитии сотрудничества и реализации трансграничных проектов? На примере Республики Карелия предложен подход к рассмотрению активности участия организаций в работе Форума в рамках двусторонних партнерских переговоров как основы развития приграничного сотрудничества и реализации совместных российско-финляндских проектов в сфере культуры.
Методика исследования
Цель работы – исследование значимости участия Республики Карелия в Российско-Финляндском культурном форуме в развитии приграничного сотрудничества и реализации трансграничных проектов в сфере культуры на основе изучения сетей взаимодействия между карельскими и финскими партнерами в рамках двусторонних переговоров деловой площадки мероприятия. В качестве модельной площадки для детального анализа участия карельских организаций в партнерских переговорах по направлениям деятельности выбраны два последних периода проведения Форума в режиме реальных встреч в г. Савонлинна (2018 г., Финляндия) и г. Тула (2019 г., Россия).
Условно были выделены пары взаимодействия между карельскими и финскими партнерами, то есть диалог в рамках двусторонних переговоров на деловой площадке Форума. Если в рамках обсуждения проектного предложения во встрече участие принимали, например, два карельских партнера, то рассматривается две пары взаимодействия.
Исследование базируется на открытых данных официального сайта Российско-Финляндского культурного форума, научных наработках по исследуемой проблематике российских исследователей, а также на личных наблюдениях автора. Форум представляется в качестве одной из возможностей для организаций Республики Карелия в развитии сотрудничества с партнерами из Финляндии. В данной работе взаимодействие финских участников Форума с российскими партнерами за пределами Республики Карелия не рассматривается.
В работе рассчитаны медианные показатели.
Культурный форум как площадка развития сотрудничества и культурного диалога: теоретические аспекты
Культурное сотрудничество в международных отношениях как значимая сфера деятельности, подразумевающая содействие обмену идеями, навыками, искусством и информацией через государственные границы, приобретает все большее значение с ростом глобального динамизма [Sahoo 2016; Sempere 2018]. В условиях современности культура – один из самых значимых инструментов формирования позитивного долгосрочного сотрудничества между Европейским союзом и Российской Федерации [Valenza, Bossuyt 2019].
Интерес к проблематике трансграничного культурного сотрудничества явно усиливается, о чем свидетельствует возрастающее число повсеместно организуемых международных культурных событий и мероприятий. В научной литературе достаточно подробно раскрываются различные аспекты исследования культурных мероприятий, их влияния на развитие территорий и формирование культурного пространства, возможностям развития культурного туризма [Silva, Cardoso 2017; Yancheva, Rakadzivska 2018; Mandour, Wanas 2019].
Проведение международных культурных форумов (часто на регулярной основе) наглядно демонстрирует их значимость в содействии развитию культуры и культурных связей между государствами мира за счет укрепления международного сотрудничества, обмена идеями, опытом в сфере культуры и искусства. Примером может служить, в частности, практика организации международного культурного форума в Китае как открытой многонациональной площадки для дискуссии на высшем уровне для содействия развитию китайской культуры и культурных связей между КНР и зарубежными государствами [Мировой…]. Согласно Ян Чжаочжу, основателя Всемирного культурного форума, бывшего шефа Бюро по делам культуры Центра политических исследований ЦК КПК, “Взаимное уважение, общение и накопление опыта между разными культурами – это не только тот путь, по которому нужно идти для своего собственного культурного развития, но и мощная движущая сила для продолжительного развития человеческой цивилизацииˮ [Всемирный…]. В эпоху экономической глобализации, предоставившей государствам как исключительные возможности для развития, так и угрозы конфликтов между различными цивилизациями, ключевой задачей становится поиск путей лучшего взаимопонимания и доверия, укрепление сотрудничества между различными национальными культурами. Другой пример – международный форум “Китай и Русский мирˮ, посвященный проблематике языка, культуре и “мягкой силеˮ культуры, состоявшийся в г. Гуанчжоу (КНР) [Ке 2016]. Культурный форум мировых городов, созданный по инициативе мэра Лондона в 2012 г., представляет собой глобальную инициативу по культурному развитию и продвижению ведущих городов мира, в число которых входит и Москва [World Cities Culture Forum; World Cities 2018].
Исследователи подчеркивают значимость проведения международных культурных форумов в качестве дискуссионных площадок [Богданова 2017; Леонова 2020], “пространства диалогаˮ [Боголюбова, Николаева 2019] для профессионалов, экспертов, органов власти и других заинтересованных сторон, учитывая принимаемые решения на международном и национальном уровнях, значимые практические результаты. Выделяется важная черта, объединяющая организацию данных мероприятий: форум – место встречи и дискуссии профессионалов и широкой заинтересованной общественности, часто завершаемые подписанием итоговых документов с рекомендациями и предложениями, имеющими как практическую, так и теоретическую ценность [Боголюбова, Николаева 2019].
В Российской Федерации значимыми следует признать Санкт-Петербургский культурный форум, ставший одним из новых брендов культурной столицы страны, Форум в Ульяновске [Гончарик 2012], Российско-Финляндский (2000–2020 гг.) и Российско-Норвежский (2010–2019 гг.) культурные форумы. Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, д. филол. н., Л. Богданова [Богданова 2017] подчеркивает значимость Санкт-Петербургского культурного форума в качестве международной площадки для открытой дискуссии и обмена опытом между профессионалами сферы культуры и культурной политики, представителями органов государственной власти, политиками и бизнесменами различных государств с целью обсуждения современных вызовов и тенденций развития мировой и российской культуры, установления контактов между деятелями культуры, их потенциальными партнерами и инвесторами. Так, за время работы в нем приняли участие порядка 20 тыс. участников и 40 иностранных делегаций во главе с министрами зарубежных государств [Дробышева 2016: Богданова 2017; Боголюбова, Николаева 2019].
Другие примеры: Международный культурный форум в Ульяновске (2020 г.), – востребованная международная площадка для обсуждения важнейших вопросов культуры и культурной политики как стратегического ресурса социально-экономического развития страны [Ульяновск. Международный…]. Состоявшийся в феврале 2020 г. II международный Балтийский культурный форум (г. Светлогорск, Калининградская область) был нацелен на раскрытие перспектив развития сферы культуры в аспекте реализации национального проекта “Культураˮ, обсуждение актуальных вопросов развития образования и науки в сфере культуры и искусства, цифровизацию и формирование современного информационного пространства, создание условий для развития творческого потенциала [Леонова 2020].
Кроме того, организуется ряд культурных форумов федерального и регионального уровней. Национальные культурные форумы с обширными деловыми и культурными площадками предлагают возможности участия населения в различных интерактивных программах, приобретение абонементов, консультаций по трудоустройству в учреждения культуры и искусства (например, Московский культурный форум) [Умеркаева, Фомкин 2016].
Имеющиеся наработки раскрывают содержание состоявшихся международных культурных форумов, ключевых докладов, секционных площадок, принятых резолюций и иных документов. Показатели отражают в большей степени число участников событий, включая зарубежных представителей, а также количество организованных мероприятий в рамках форумов, позволяя сформировать представление об их масштабности и значимости. Детального анализа значимости участия регионов в работе международных культурных форума не представлено. Настоящая статья направлена на сокращение имеющегося пробела и нацелена на исследование активности участия организаций как основы развития международного сотрудничества и реализации совместных проектов в сфере культуры между государствами. Модельной площадкой исследования выступил Российско-Финляндский культурный форум в аспекте развития культурного сотрудничества между карельскими и финскими организациями в рамках двусторонних деловых партнерских переговоров мероприятия.
Российско-Финляндский культурный форум в развитии сотрудничества: практика организации (2000–2019 гг.). За два десятилетия организации Форума он стал значимой площадкой культурного диалога между Россией и Финляндией, уникальной возможностью развития сотрудничества и реализации трансграничных проектов между организациями двух сопредельных государств. Главная задача проведения Форума – помощь будущим партнерам по культурным проектам в поиске единомышленников, а также поддержка уже начатого сотрудничества между организациями России и Финляндии [Российско-Финляндский…]. Следует подчеркнуть, что часто встречи партнеров на Форуме служат стартовой площадкой для самостоятельных и порой многолетних совместных проектов [Ершова 2010].
В исторической ретроспективе идея создания площадки развития культурного сотрудничества между организациями различного уровня принадлежности двух сопредельных государств сформировалась в 1997 г. в период работы министров культуры России и Финляндии Н. Дементьевой и К. Андерсона в Москве. Значимость Форума подтверждается высоким представительством курирующих и организующих его координаторов и рабочих групп со стороны каждого государства. Председательство А. Маниловой, зам. министра культуры РФ объединяет Российскую рабочую группу в составе 14 ведущих руководителей федерального и регионального уровней, включая А. Лесонена, министра культуры Республики Карелия. В Финляндскую рабочую группу под руководством министра образования и культуры Финляндии входят руководители ряда министерств, региональных Центров экономического развития, транспорта и окружающей среды десяти городов и другие значимые персоны.
Согласно первой принятой в Хельсинки совместной декларации [Совместная… 2000], деятельность Форума состоит из двух форм сотрудничества: секторальная деятельность между представителями органов управления культуры Финляндии и России на государственном и региональном уровнях; проектное сотрудничество между действующими партнерами по обе стороны государственной границы. В отличие от иных форм культурного взаимодействиями между двумя государствами, Форум представляет собой площадку двусторонней партнерской работы представителей культуры без излишних бюрократических процедур. При этом, как подчеркивает П. Туомикоски [Совместная… 2000], бывший главный координатор Форума с финской стороны, советник правительства и доктор философии, “культурные проекты и проекты общественной деятельности часто бывают небольшимиˮ, именно благодаря объединяющей деятельности Форума они привлекают к себе внимание и могут воплотиться в жизнь. Необходимо обозначить роль Форума в старте масштабных трансграничных проектов, например, создание трансграничного маршрута “Замки и крепости Финляндии и Россииˮ, образовательных программ по менеджменту музыкальных фестивалей и культурному предпринимательству (см. [Ершова 2010]).
Участниками мероприятия могут быть заинтересованные в развитии российско-финляндского сотрудничества организации и частные лица в области культуры и искусства при условии предложения новых идей для осуществления партнерских проектов. При этом организация Форума в Финляндии подразумевает поиск потенциальных российских партнеров посредством выдвижения проектных предложений, обратная ситуация происходит при проведении мероприятия на территории Российской Федерации. Однако с 2006 г. применяется “смешанный потокˮ, позволяющий выдвижение проектных предложений обеими сторонами, доля которого, однако, в общем объеме незначительна.
Согласно статистическим данным [Статистика…], за исследуемый период 2000–2019 гг. в работе Форума приняли участие более 6 тыс. человек (см. рис. 1), деловые переговоры проведены между почти тремя тысячами партнеров с российской (60%) и финской стороны.
Рис. 1. Динамика числа участников Форума за период 2000–2019 гг.
За весь период проведения российской и финской сторонами было совокупно выдвинуто порядка 3 тыс. проектных предложений, из которых половина была поддержана партнерами из сопредельного государства и обсуждена в рамках двусторонних партнерских переговоров на деловых площадках Форума. Порядка 1,5 тыс. российских и финских организаций стали партнерами, воплотив сотни идей в запоминающиеся события культурной жизни двух государств.
Ежегодно за время работы на площадке Форума проводятся переговоры в среднем по 75 проектам. Детальный анализ выдвинутых и поддержанных проектных предложений для осуществления переговоров на площадке мероприятия за период 2000–2019 гг. выявляет некоторую закономерность (см. рис. 2.). Так, достаточно высокая доля (медиана 66,15 %) выдвинутых финской стороной проектных предложений поддерживается партнерами, материализуясь во встречах на Форуме, в то время как средняя доля поддержанных финской стороной российских предложений значительно ниже (43,35%). Достаточно высокий процент поддержанных финских заявок может обусловливаться как высокой степенью проработки выдвигаемых к началу и/или развитию сотрудничества проектных предложений, так и их актуальностью, что объясняет востребованность проектных предложений среди партнеров из России.
Рис. 2. Динамика показателей проектных предложений, выдвинутых российскими и финскими партнерами для переговоров в рамках Форума за период 2000–2019 гг.
В октябре 2020 г. состоится XXI Российско-Финляндский культурный форум. Впервые в истории его проведения переговоры пройдут в режиме онлайн по причине пандемии коронавируса COVID-19 и возникшими в связи с этим ограничениями на пересечение государственной границы, а также непредсказуемости развития ситуации осенью в целом.
Опыт участия Республики Карелия в работе Российско-Финляндского культурного форума: анализ партнерских переговоров (2018–2019 гг.). Республика Карелия – лидер среди регионов России по числу выдвинутых проектных предложений. Так, организации приграничного региона за десять лет проведения Форума в стране сгенерировали более пятой части (22,7%) от числа всех российских предложений 60 субъектов РФ. Для справки: второе место принадлежит Санкт-Петербургу (17,1%), десятая доля от всех проектов со стороны России приходится на Республику Коми, в диапазоне 5,5–6,2% – Республика Мордовия, Новгородская, Ленинградская и Мурманская области [Статистика…]. Кроме того, следует указать и широкое представительство организаций различной принадлежности Республики Карелия в работе Форумов. Так, в 2018 г. больше четверти российских участников (26,8%) представляли органы управления в сфере культуры, образования и туризма, учреждений искусства, общественных организаций, а также творческие деятели Карелии [Республика Карелия…].
При исследовании значимости участия Республики Карелия в Российско-Финляндском культурном форуме в развитии приграничного сотрудничества и реализации совместных проектов в сфере культуры условно были выделены пары взаимодействия между карельскими и финскими партнерами в рамках двусторонних переговоров на площадке Форума. Для детального анализа активности участия карельских организаций выбраны периоды проведения двух последних Российско-Финляндских культурных форумов (2018–2019 гг.), организация которых проходила в режиме реальных встреч. Так, в 2018 г. исследование выявило 83 пары взаимодействий карельских партнеров с финскими участниками на переговорной площадке Форума, в 2019 г. их число составило 46.
Для упрощения обработки полученных пар взаимодействий применен метод обобщения, позволивший условно объединить в одно направление несколько близких по виду деятельности партнеров (например, этнокультурные центры и творческие объединения, издательская деятельность и библиотечное дело). Среди выделенных направлений деятельности российских и финских партнеров можно указать как общие, так и специфические, свойственные исключительно одной из сторон, в частности, этнокультурные центры и творческие объединения, театры и профессиональные коллективы с российской стороны, и деятели и организации культуры и искусства, административный центр – с финляндской.
Распределение карельских организации по выбранным направлениям в период работы Форума 2017–2020 гг. представлено на рисунке 3 (2020 г. рассмотрен, исходя из подтвержденных к обсуждению проектных предложений). Рис. 3. Доли карельских участников по условным направлениям деятельности за период 2017–2020 гг. (медиана, %).
Наиболее представлено направление образование и наука, а также некоммерческий сектор, что подтверждается высокой активностью участия данных организации в карельско-финских партнерских переговорах (см. рис. 4).
Рис. 4. Взаимодействия участников на двусторонних партнерских переговорах на площадках Форума (2018–2019 гг.)
Схема наглядно демонстрирует высокую интенсивность взаимодействия карельских и финских партнеров, а значит заинтересованность в развитии международного сотрудничества среди организаций условно обозначенных направлений НКО, наука и образование. Более детальное, долевое рассмотрение по направлениям деятельности позволяет выявить как общие черты, так и специфику взаимодействия, присущую карельским и финским партнерам (см. табл.).
Так, в период 2018–2019 гг. наблюдается высокая и практически равная по значению совокупная доля числа пар взаимодействий у направлений деятельности НКО (медиана 65,2%), наука и образование (42,4%), также необходимо отметить активность участия в партнерских переговорах органов управления (20%). Таким образом, организации данных трех направлений деятельности – ключевые при проведении партнерских карельско-финских переговоров в рамках Форума. С одной стороны, это обусловлено высокой и устойчивой степенью заинтересованности в развитии приграничного сотрудничества и реализации трансграничных проектов как для развития территорий в целом, укрепления добрососедских отношений, так и достижения уставных целей конкретных организаций. С другой – необходимо обозначить уникальный научно-образовательный капитал с необходимым набором компетенций, имеющийся опыт взаимодействия с партнерами сопредельного государства и сформированные сети сотрудничества. Обладая возможностями, данные организации активно выдвигают проектные предложения и участия в переговорном процессе в рамках Форума.
Таблица
Интенсивность взаимодействия партнеров Форума по направлениям деятельности на площадках Форума (2018–2019 гг.)
Укрупненное направление деятельности | доля пар взаимодействия от общего числа, % | совокупная доля направления, % | ||||
карельские партнеры | финские партнеры | |||||
2018 | 2019 | 2018 | 2019 | 2018 | 2019 | |
архивная, издательская и библиотечная деятельность | 8,4 | 8,7 | 2,4 | 10,9 | 10,8 | 19,6 |
музеи, музейное пространство | 14,5 | 8,7 | 6,0 | 2,1 | 20,5 | 10,8 |
органы управления | 9,6 | 10,9 | 10,8 | 8,7 | 20,4 | 19,6 |
наука и образование | 14,5 | 24 | 28,9 | 17,4 | 43,4 | 41,4 |
НКО | 24,1 | 28,3 | 41,0 | 37,0 | 65,1 | 65,3 |
этнокультурные центры и творческие объединения | 18,1 | 8,7 | - | - | 18,1 | 8,7 |
театры, профессиональные коллективы | 10,8 | 8,7 | - | - | 10,8 | 8,7 |
деятели и организации культуры и искусства | - | - | 9,6 | 13,0 | 9,6 | 13,0 |
административный центр | - | - | 1,3 | 10,9 | 1,3 | 10,9 |
ИТОГО | 100 | 100 | 100 | 100 | - |
Так, в период 2018–2019 гг. наблюдается высокая и практически равная по значению совокупная доля числа пар взаимодействий у направлений деятельности НКО (медиана 65,2%), наука и образование (42,4%), также необходимо отметить активность участия в партнерских переговорах органов управления (20%). Таким образом, организации данных трех направлений деятельности – ключевые при проведении партнерских карельско-финских переговоров в рамках Форума. С одной стороны, это обусловлено высокой и устойчивой степенью заинтересованности в развитии приграничного сотрудничества и реализации трансграничных проектов как для развития территорий в целом, укрепления добрососедских отношений, так и достижения уставных целей конкретных организаций. С другой – необходимо обозначить уникальный научно-образовательный капитал с необходимым набором компетенций, имеющийся опыт взаимодействия с партнерами сопредельного государства и сформированные сети сотрудничества. Обладая возможностями, данные организации активно выдвигают проектные предложения и участия в переговорном процессе в рамках Форума.
В муниципальном разрезе доминирующая доля организаций территориально относится к Петрозаводскому городскому округу (72 %), что обусловлено столичным статусом территории. Второй по числу представленных на переговорах Форума в 2018–2019 гг. организаций – Костомукшский городской округ (медиана 12,3 %), непосредственно граничащий с Финляндией (МАПП Люття-Вартиус) и характеризующийся высоким уровнем сотрудничества с приграничными муниципалитетами сопредельного государства. Остальные муниципалитеты региона имеют достаточно низкий уровень представленности на Форуме (одна-две организации). Часть муниципальных образований Республики Карелия не участвует в работе Форума.
Как уже упоминалось, в 2020 г. Российско-Финляндский культурный форум в связи с пандемией COVID-19 пройдет в формате онлайн. Финскими партнерами было выдвинуто 90 проектных предложений, подавляющее большинство которых было поддержано партнерами. Участники из Республики Карелия согласились с более чем с половиной проектных предложений (60%), из них пятая их часть была поддержана только карельскими организациями, четверть от всех заявочных предложений (25,6%) остались без внимания карельской стороны.
Карельский опыт развития приграничного сотрудничества и реализации трансграничных проектов сферы культуры. Благодаря помощи будущим партнерам по культурным проектам в поиске единомышленников, а также поддержке уже начатого сотрудничества между организациями России и Финляндии в рамках Российско-Финляндского культурного форума, организациям Республики Карелия удалось наладить партнерские отношения, развить сеть контактов и реализовать ряд значимых трансграничных проектов.
Следует указать, что каждый год по итогам работы Форума Россия и Финляндия выделяют стартовое финансирование на реализацию новых российско-финляндских проектов [Международные…]. В 2015–2016 гг. в Республике Карелия был успешно реализован проект, поддержанный в рамках XVI Российско-Финляндского культурного форума. В частности, удалось организовать Этнофестиваль карельских традиций с фольклорными концертными программами коренных народов Республики Карелия, мастер-классы народных ремесел и выставки изделий местных промыслов (Пряжинский национальный муниципальный район, г. Сортавала). Кроме того, было оказано содействие в подготовке концертной программы Национального ансамбля песни и танца Карелии “Кантелеˮ (г. Петрозаводск), где участвовали исполнители из Финляндии, а также разработаны эскизы новых костюмов для коллектива и многое другое [В Карелии успешно…].
Так, в 2018 г. в число десяти международных проектов в рамках XIX Российско-Финляндского культурного форума (2018 г. в г. Савонлинна (Финляндия)) был включен карельско-финский проект Музея изобразительных искусств Республики Карелия “Калевала объединяетˮ [Республика Карелия]. Центр народного творчества и культурных инициатив (Петрозаводск) провел успешные переговоры с финскими партнерами, что способствовало развитию сотрудничества в сфере хорового и театрального искусства, а также созданию медиапособия по народному костюму [В городе Савонлинна]. Организация гастрольной деятельности в Финляндии и регионах России благодаря реализованным карельско-финским проектам становится значимым событием как для творческих (любительских), так и для профессиональных коллективов Республики Карелия.
В рамках юбилейного Форума в Туле (2019 г.), Музеем изобразительных искусств Республики Карелия обсуждались как вопросы сотрудничества по планируемым проектам с Управлением культуры г. Йоенсуу и Карельским просветительским обществом Хельсинки (Финляндия), так и уже реализуемому трансграничному проекту КА9021 “Музеи в фокусе: развитие сервисов для китайских туристовˮ [Российско-Финляндский…]. Пример Петрозаводского государственного университета также демонстрирует высокую заинтересованность в развитии приграничного сотрудничества. На Форуме состоялись встречи в рамках проекта, реализуемого в консорциуме с финскими университетами, CULTA “Развитие эффективных форм культуры и бизнесаˮ (Программа приграничного сотрудничества “Карелияˮ), а также переговоры о будущих трансграничных проектах [ПетрГУ].
Ключевое направление сотрудничества карельских и финских партнеров – организация концертной и гастрольной деятельности, семинаров, мастер-классов и совместных выставок, проведение обучающих программ, поддержка национальных языков и культур, библиотечного дела, проекты в сфере культурного туризма. Ряд переговоров посвящается возможностям участия в раундах Программы приграничного сотрудничества Россия–ЕС “Карелияˮ.
* * *
Существующий на постоянной основе благодаря деловым площадкам Форума, культурный диалог способствует развитию и укреплению сотрудничества между партнерами сопредельных государств, позволяя встречаться, обсуждать будущие проекты, намечая возможности их осуществления.
Предложенный подход к рассмотрению активности участия карельских организаций в Российско-Финляндском культурном форуме в рамках двусторонних партнерских переговорах позволил выявить высокую заинтересованность карельских организации в развитии приграничного сотрудничества и реализации трансграничных проектов, а также лидерские позиции Республики Карелия среди российских регионов по представительству участия в работе Форума. Наиболее активные участники партнерских переговоров – организации направлений НКО и “наука и образованиеˮ, обладающие необходимыми компетенциями и заинтересованностью в развитии приграничного сотрудничества и реализации карельско-финских проектов. Ключевыми направлениями сотрудничества карельских и финских партнеров становятся вопросы по организации концертной, гастрольной и выставочной деятельности, обучающих программ и семинаров, мастер-классов и поддержке национальных языков и культур, а также проекты в сфере культурного туризма.
Российско-Финляндский культурный форум содействует повышению значимости культуры, развитию регионов и укреплению сотрудничества на основе реализации совместных российско-финляндских проектов. Надеюсь, что материал представляет интерес для исследователей, фокусирующихся на проблематике приграничного сотрудничества, специалистов учреждений сферы культуры, муниципальных администраций, органов региональной власти, преподавателей и студентов профильных учебных заведений, представителей некоммерческого сектора, а также лиц, заинтересованных в развитии трансграничных культурных проектов.
Библиография
- 1. Богданова Л.И. (2017) Культура и образование: по итогам V Санкт-Петербургского международного культурного форума (1–3 декабря 2016 г.) // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 2. С. 184–191.
- 2. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. (2019) Форумы как актуальная форма межкультурной коммуникации // Культура в фокусе научных парадигм. № 9. С. 17–23.
- 3. В городе Савонлинна состоялся XIX Российско-Финляндский культурный форум (https://etnocenter.ru/news/29344.html).
- 4. В Карелии успешно реализуется проект, поддержанный в рамках XVI Российско-Финляндского культурного форума (http://mincultrk.ru/presscentr/ novosti/novosti_otrasli/v_karelii_uspeshno_realizuetsya_proekt_podderzhannyj_v_ramkah_xvi_rossijskofinlyandskogo_kulturnogo_foruma/).
- 5. Всемирный культурный форум: цели и задачи (2014) // Век глобализации. №1 (13). С. 166–169.
- 6. Гончарик А.А. (2012) Международный культурный форум 2012 в Ульяновске: итоги и перспективы // Культурологичексий журнал. №3 (9), С. 16.
- 7. Дробышева М.Н. (2016) V Санкт-Петербургский международный культурный форум 2016 года. С.-Петербург, 1–3 декабря 2016 г // Общество. Среда. Развитие. № 4 (41). С. 192–194.
- 8. Ершова Н. (2010) Ежегодный форум представителей культуры России и Финляндии // Русский язык за рубежом. № 6 (223). С. 117–119.
- 9. Леонова М.К. (2020) Вопросы образования в сфере культуры и искусства на втором международном Балтийском культурном форуме // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. № 1 (49). С. 75–79.
- 10. Международные связи. Официальная страница Представительства МИД России в г. Петрозаводске (https://petrozavodsk.mid.ru/mezhdunar-svya).
- 11. Мировой культурный форум (World cultural FORUM [Taihu, China]) (2013) // Век глобализации. № 1 (11). С. 185–189.
- 12. ПетрГУ на XX Российско-Финляндском культурном форуме в Туле (https://petrsu.ru/news/2019/56559/petrgu-na-xx-rossiis#t20c).
- 13. Республика Карелия приняла участие в XIX Российско-Финляндском культурном форуме (2018 г.) (http://mincultrk.ru/presscentr/novosti/ novosti_ministerstva/respublika_kareliya_prinyala_uchastie_v_xix_rossijskofinlyandskom_kulturnom_forume2018/).
- 14. Российско-Финляндский культурный форум прошел в Туле (https://artmuseum. karelia.ru/news/rossijsko-finlyandskij-kulturnyj-forum-proshel-v-tule/).
- 15. Статистика культурного форума 2000–2019 гг.
- 16. Совместная декларация (2000) Российско-Финляндский культурный форум. Хельсинки.
- 17. Ульяновск. Международный культурный форум (https://forum.ulkul.ru/).
- 18. Умеркаева С.Ш., Фомкин Д.А. (2016) Московский культурный форум – 2016: итоги и перспективы // Новая наука: Современное состояние и пути развития. № 6–2. С. 112–117.
- 19. Ke Ya (2016) International Forum: “China and Russian World: Language, Culture and ‘Soft Power’ of Culture”, Guangzhou, 13–14 November // Russian Journal of Linguistics. Т. 20 №4. Рр. 205–208.
- 20. Mandour M.A., Wanas A. (2019) Festival and Cultural Urban Spaces. LAP Lamberg Academic publishing.
- 21. Sahoo P. (2016) Culture and Trans-Border Cooperation in the Age of Globalization // Researchpaedia. Vol. 3 No. 1. Рр. 7–16.
- 22. Sempere A.M. (2018) Cultural cooperation // Periferica. № 19. Pр. 154–165.
- 23. Silva M.S., Cardoso C. (2018) The cultural events as an example of co-creation CREATOUR 2017 – Emerging and Future Trends in Creative Tourism. DOI: 10.13140/RG.2.2.31284.40329
- 24. Valenza D., Bossuyt F. (2019) A two-way challenge: Enhancing EU cultural cooperation with Russia // Policy brief. №. 2. P. 17.
- 25. World Cities Culture Forum (http://www.worldcitiescultureforum.com/).
- 26. World Cities Culture report 2018. New-York: Bloomberg Philanthropies. Yancheva K., Rakadzivska S. (2018) Cultural Event Marketing. Traditions and Innovations in Contemporary Tourism. International Scientific Conference.