- Код статьи
- S086904990005822-6-1
- DOI
- 10.31857/S086904990005822-6
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 4
- Страницы
- 147-157
- Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования роли гражданской идентичности принимающего населения Москвы в формировании его отношения к этническому разнообразию и в предпочтении тех или иных аккультурационных ожиданий относительно того, как должны жить мигранты в принимающем обществе. Особое внимание в исследовании уделено уровню удовлетворенности жизнью принимающего населения. Проверено предположение, что степень удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью представителей принимающего населения может выступать важным условием, при учете которого механизм взаимосвязи гражданской идентичности с отношением к этническому разнообразию может проявляться по-разному. В исследовании приняли участие 219 русских респондентов (66 мужчин и 153 женщины, от 16 до 68 лет, средний возраст 28,5 лет), родившихся либо проживающих более 10 лет в Москве.
- Ключевые слова
- Удовлетворенность жизнью, гражданская идентичность, отношение к этническому разнообразию, аккультурационные ожидания, интеграция, сегрегация, ассимиляция, исключение, принимающее население, Москва
- Дата публикации
- 05.08.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 89
- Всего просмотров
- 1950
Миграция и интеграция мигрантов – серьезный вызов для России в связи со стремительным притоком в страну представителей иных культур. Согласно последним данным Международной организации по миграции, Россия расположилась на третьем месте в мире по числу иммигрантов (http://publications.iom.int/bookstore/free/Migration_Initiatives2015.pdf). Такое положение дел обусловливает важность проведения грамотной политики взаимной адаптации мигрантов и принимающего населения. Необходимым условием успеха будет не только повышение уровня интеграционных установок среди мигрантов, но и готовность принимающего населения к межкультурному взаимодействию с инокультурными мигрантами. Связано это с тем, что успешность адаптации мигрантов зависит не только от их стратегий поведения в новом обществе, но и от аккультурационных ожиданий того, как должны мигранты включаться в жизнь принимающего общества и проходить аккультурацию в нем [Montreuil, Bourhis, Vanbeselaere 2004; Berry, 2006].
Согласно теории Д. Бери, аккультурационные ожидания принимающего общества образованы пересечением двух измерений: отношения к сохранению культуры мигрантов и отношения к межкультурным контактам с ними. Представители принимающего общества, придерживающиеся аккультурационного ожидания интеграции (мультикультурализма), поощряют мигрантов одновременно сохранять свое культурное наследие и поддерживать контакты с представителями принимающего населения. Другие же представители принимающего общества, придерживающиеся ассимиляции (плавильного котла), ожидают от мигрантов отказа от своего культурного наследия и взаимодействия в основном с представителями принимающего общества. Сторонники сегрегации выступают за сохранение мигрантами их культурного наследия, но не поощряют их контакты с представителями принимающего общества. Сторонники же исключения не приветствуют сохранение мигрантами их культуры в принимающем обществе, а также возражают против их контактов с представителями принимающего общества [Berry, 2006]. Исходя из выше сказанного, необходимость изучения предикторов аккультурационных ожиданий принимающего населения и его отношения к этническому разнообразию становится очевидной.
В настоящее время исследований, посвященных данной проблематике, мало, и порой они носят противоречивый характер. Из существующих стоит отметить пласт работ о предпочтении тех или иных аккультурационных ожиданий: ощущаемой принимающим населением угрозы в предпочтении тех или иных аккультурационных ориентаций [Bourhis, Dayan 2004; Montreuil, Bourhis 2001; Piontkowski, Rohmann, Florack 2002]; мультикультурной идеологии [Lebedeva, Tatarko, Berry 2016a]; межкультурных контактов [Lebedeva, Tatarko, Berry 2016b]; индивидуальных ценностей [Лепшокова, Вылегжанина 2017]; идентичности [Лебедева, 2009; Лебедева, Татарко 2009а; Лепшокова 2012].
Особое внимание хочется обратить на исследования, посвященные роли идентичности принимающего населения на их установки по отношению к мигрантам. Если ясно, что этническая идентичность представителей принимающего населения может вести как к интеграции (при условии ее позитивности и низком уровне воспринимаемой угрозы), так и к ассимиляции мигрантов (при низком уровне позитивности этнической идентичности и высоком уровне воспринимаемой угрозы) [Лебедева, Татарко 2009а, Лепшокова 2012], то с гражданской идентичностью не все так просто.
В большинстве российских исследований отмечается позитивная роль гражданской идентичности в межкультурном взаимодействии [Рыжова 2008; Лебедева, Татарко 2009а; Лепшокова 2012; Фадеев 2017; Lepshokova, Lebedeva 2018]. Так, в исследованиях стратегий взаимодействия мигрантов и принимающего населения Москвы установлено, что у принимающего населения позитивная гражданская идентичность способствует предпочтению интеграции мигрантов. Получается, что позитивные чувства по отношению к своему государству, такие как гордость за свою страну и ощущение счастья от принадлежности к ней, ведут к предпочтению интеграции в межкультурном взаимодействии с мигрантами [Лебедева, Татарко 2009а; Лепшокова 2012]. В исследовании взаимосвязи таких измерений гражданской идентичности, как национализм и патриотизм с установками по отношению к мигрантам установлено, что патриотизм (позитивная оценка своей принадлежности к ингруппе вне сравнения своей страны с другими странами) связан с позитивными установками по отношению к мигрантам, тогда как национализм (позитивная оценка ингруппы, основанная на сравнении своей страны с другими странами, на оценке ее как превосходящей другие страны) – с негативными [Григорян, Лепшокова 2012].
В своих последних исследованиях Л. Дробижева отмечает, что в структуре гражданской российской идентичности усиливаются патриотические чувства, базирующиеся на охранительных представлениях. Это обстоятельство подтверждает рост этноцентризма, препятствующего открытости в межнациональных отношениях и ограничивающего позитивное влияние гражданской идентичности на снятие этнического негативизма [Дробижева 2017]. Кроме того, социологические исследования показывают, что респонденты, чувствующие себя больше россиянами, чем людьми своей национальности, могут испытывать раздражение или неприязнь к представителям отдельных национальностей ( >>>> ).
Таким образом, различные аспекты гражданской идентичности оказывают как позитивное, так и негативное влияние на установки межкультурного взаимодействия. Если речь идет о валентности (позитивности-негативности), то в этом случае все ясно – более позитивная гражданская идентичность положительно связана с отношением к представителям аутгрупп. Что же касается выраженности гражданской идентичности, то здесь не все однозначно, поскольку она способна демонстрировать как позитивные, так и негативные связи с установками по отношению к мигрантам. Возникает вопрос от чего это зависит? На наш взгляд, пролить свет на это могут результаты недавно проведенных Институтом социологии РАН социологических опросов в России, которые свидетельствуют, что негативные установки по отношению к мигрантам зачастую демонстрируют люди с низким уровнем удовлетворенности жизнью ( >>>> ). Кроме того, в исследовании П. Фадеева, посвященном межэтническим установкам российских молодых рабочих, установлено, что неудовлетворенные жизнью рабочие в меньшей степени готовы принять человека другой национальности в трудовой и соседской сферах, чем рабочие, удовлетворенные жизнью. И только довольные жизнью и благосостоянием молодые рабочие чаще демонстрируют готовность к межэтническим контактам во всех сферах жизнедеятельности [Фадеев 2017].
В связи с этим мы полагаем, что связь гражданской идентичности с установками по отношению к этническому разнообразию может проявляться по разному у людей с низким и высоким уровнями удовлетворенности жизнью. Поэтому нами были сформулированы следующие гипотезы исследования:
Н1. У представителей принимающего населения с низким уровнем удовлетворенности жизнью гражданская идентичность отрицательно связана с принятием этнического разнообразия. Н2. У представителей принимающего населения с высоким уровнем удовлетворенности жизнью гражданская идентичность положительно связана с принятием этнического разнообразия. Н3. Позитивное отношение к этническому разнообразию положительно связано с аккультурационным ожиданием интеграции и отрицательно связано с аккультурационными ожиданиями ассимиляции, сегрегации и исключения.
Кроме того, в нашем исследовании мы постараемся ответить на вопрос: существует ли непрямой эффект гражданской идентичности на аккультурационные ожидания через отношение к этническому разнообразию у принимающего населения с низким и высоким уровнями удовлетворенности жизнью?
Для проверки гипотез выборка данного исследования была разделена на две подвыборки по уровню удовлетворенности жизнью: людей с высоким и низким уровнем удовлетворенностью жизнью (о процедуре разделения будет сказано ниже).
Методические принципы работы Опрос проводился в Москве. Выборку исследования составили 219 русских респондентов (66 мужчин и 153 женщины, от 16 до 68 лет, средний возраст 28,5 лет), родившихся в Москве либо проживающих в столице более 10 лет. Им предлагался для заполнения опросник, составленный на основе методик, позволяющих оценить аккультурационные ожидания принимающего населения по отношению к мигрантам и отношение респондентов к этническому разнообразию в целом, а также уровень гражданской идентичности.
Для измерения аккультурационных ожиданий принимающего населения использовалась методика Д. Берри, ранее апробированная Н. Лебедевой и А. Татарко на российской выборке [Лебедева, Татарко 2009б]. В рамках настоящего исследования использована модифицированная версия данной методики [Лепшокова, Татарко 2017]. В оригинальной версии методики каждое аккультурационное ожидание оценивается при помощи четырех вопросов, связанных со следующими сферами жизни мигрантов: культура, язык, включенность в сообщества, дружеские связи. В модифицированную версию добавлено еще по четыре утверждения на каждую шкалу. Данные утверждения касаются других сфер жизни мигрантов: семья, работа, обучение детей, место проживания. В результате каждое аккультурационное ожидание модифицированной версии оценивается при помощи восьми утверждений, с каждым из которых респондент должен выразить степень согласия по пятибалльной шкале (от 1 – абсолютно не согласен до 5 – абсолютно согласен). Пример пункта шкалы “Интеграцияˮ: “Я считаю, что мигранты должны как сохранять свои культурные традиции, так и осваивать русскиеˮ, α-Кронбаха=0,83. Пример пункта шкалы “Ассимиляцияˮ: “Мигрантам следует дружить только с россиянамиˮ, α-Кронбаха=0,72. Пример пункта шкалы “Сегрегацияˮ: “Мигрантам следует участвовать только в тех видах деятельности, где участвуют члены их этнической группыˮ, α-Кронбаха=0,84. Пример пункта шкалы “Исключениеˮ: “Я считаю, что мигрантам не важно, как поддерживать свои культурные традиции, так и усваивать русскиеˮ, α-Кронбаха=0,83.
При анализе отношения к этническому разнообразию [Florack, Bless, Piontkowski 2003] респондентам предлагалось по шестибалльной шкале (1 – абсолютно не согласен до 6 – абсолютно согласен) оценить степень согласия с 10 утверждениями, касающимися этнического разнообразия и отношения к нему. Например: “Я позитивно отношусь к тому, что Москва становится все более этнически разнообразным городомˮ; “Люди разных национальностей, живущие вокруг, делают нашу жизнь лучшеˮ, α -Кронбаха=0,77.
Гражданская идентичность [Roccas 1997] оценивалась на основе данных шестибалльной шкалы (1 – абсолютно не согласен до 6 – абсолютно согласен). Выявлялась степень согласия с семью утверждениями, касающимися гражданского самосознания. Например: “Когда я говорю о россиянах, я использую местоимение “мы”, а не “они” ˮ; “Для меня очень важно быть россияниномˮ, α-Кронбаха=0,91.
По шестибалльной шкале определялась степень удовлетворенности жизнью респондентов (1 – абсолютно не согласен, 6 – абсолютно согласен) [Diener, Emmons, Larsen, Griffin 1985]. Они должны были оценить степень согласия с пятью утверждениями (одно из них – “В целом, моя жизнь близка к идеалуˮ, α-Кронбаха=0,83). В конце опросника находился блок вопросов, направленных на выявление социально-демографических характеристик испытуемых: пол, возраст, образование, уровень дохода, национальность.
Для математико-статистической обработки данных использовался статистический пакет SPSS 22.0 с приложением AMOS 22.0. Применялись следующие методы обработки данных: описательная статистика, показатель надежности (согласованности) шкал коэффициент α-Кронбаха, мультигрупповой путевой анализ, оценка непрямого эффекта методом максимального правдоподобия (Maximum Likelihood, ML) с использованием 5000 псевдовыборок бутстреппинга.
Проверка выдвинутых гипотез Напомним, что в рамках настоящего исследования мы разделили выборку на две подвыборки: людей с низким и высоким уровнем удовлетворенностью жизнью. Разделение выборки поможет увидеть универсальные и специфические взаимосвязи гражданской идентичности, отношения к этническому разнообразию и аккультурационных ожиданий у людей с разным уровнем удовлетворенностью жизнью. Шкала удовлетворенности жизнью 6-балльная, деление выборки проходило по срединному значению шкалы – 3,5. Респонденты, у которых среднее значение по шкале удовлетворенности жизнью было 3,5 и выше, вошли в подвыборку с высоким уровнем удовлетворенности жизнью, остальные, соответственно, вошли в подвыборку с низким уровнем удовлетворенности жизнью.
В таблице 1 представлены результаты сравнения средних значений с помощью t-критерия Стьюдента. Таблица 1 Сравнение средних значений основных переменных исследования у респондентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью
| Переменные | Минимум-Максимум | Респонденты с низким уровнем удовлетворенности жизнью N=108 | Респонденты с высоким уровнем удовлетворенности жизнью N=111 | t-Test |
| М (SD) | M(SD) | |||
| Гражданская идентичность | 1-6 | 3.92 (1.05) | 3,68(1,05) | 1,66 |
| Позитивное отношение к этническому разнообразию | 1-6 | 3.30(0.85) | 3.53(0.95) | -1.88 |
| Интеграция | 1-5 | 3.91(0,66) | 4.05(0.69) | -1.38 |
| Ассимиляция | 1-5 | 2.43(0.57) | 2.29(0.64) | 1.72 |
| Сегрегация | 1-5 | 2.13(0.83) | 1.90(0.67) | 2.29* |
| Исключение | 1-5 | 1.98(0.77) | 1.78(0.66) | 2.06* |
Данные представленные в таблице 1 свидетельствуют о том, что гражданская идентичность в двух подвыборках имеет значения немногим выше срединного значения 6-и балльной шкалы (3,92 и 3, 68). Позитивность отношения к этническому разнообразию чуть выше у респондентов с высоким уровнем удовлетворенности жизнью, однако эти различия статистически незначимы. Аккультурационное ожидание интеграции имеет высокие значения в двух подвыборках, так как выше срединных значений шкал (3), тогда как аккультурационные ожидания ассимиляции, сегрегации и исключения выражены слабо, так как ниже срединного значения шкал. Кроме того аккультурационные ожидания сегрегации и исключения статистически значимо выше в группе представителей принимающего населения с низким уровнем удовлетворенностью жизнью.
Для проверки гипотез исследования применялся мультигрупповой путевой анализ на двух подвыборках: (1) представителях принимающего населения с низким уровнем удовлетворенности жизнью и (2) представителях принимающего населения с высоким уровнем удовлетворенности жизнью. В таблице 2 представлена инвариантность модели взаимосвязи гражданской идентичности, отношения к этническому разнообразию и аккультурационных ожиданий. Таблица 2 Инвариантность модели взаимосвязи гражданской идентичности, отношения к этническому разнообразию и аккультурационных ожиданий
| Модель | CFI | ∆CFI | RMSEA | AIC | χ2 | df |
| Равенство количества связей | 0,99 | - | 0,04 | 100,08 | 16,08 | 12 |
| Равенство путевых коэффициентов | 0,99 | 0,003 | 0,04 | 96,03 | 22,03 | 17 |
| Равенство структурных ковариаций | 0,98 | 0,004 | 0,04 | 90,85 | 30,85 | 24 |
Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о наличии метрической инвариантности в нашей модели, поскольку ∆CFI
В результате мультигруппового путевого анализа выяснилось, что гражданская идентичность негативно значимо связана с отношением к этническому разнообразию у представителей принимающего населения с низким уровнем удовлетворенности жизнью, тогда как у представителей принимающего населения с высоким уровнем удовлетворенностью жизнью данная связь позитивная, но незначимая. Отношение к этническому разнообразию позитивно значимо связано с аккультурационным ожиданием интеграции, негативно значимо связано с аккультурационными ожиданиями ассимиляции, сегрегации и исключения в двух подвыборках.
Кроме того, при оценке непрямых эффектов гражданской идентичности на аккультурационные ожидания через отношение к этническому разнообразию с помощью оценки методом максимального правдоподобия (Maximum Likelihood, ML) с использованием 5000 псевдовыборок бутстреппинга выяснилось, что в выборке представителей принимающего населения с низким уровнем удовлетворенности жизнью существует значимый непрямой негативный эффект гражданской идентичности (β = − 0,13, p
Таким образом, результаты подтвердили высказанное предположение о том, что представители принимающего населения, не удовлетворенные своей жизнью, демонстрируют большую склонность к сегрегации и исключению мигрантов, нежели удовлетворенное своей жизнью принимающее население. Это отчасти согласуется с результатами недавно проведенного Павлом Фадеевым исследования молодых рабочих Москвы и московского региона. Подтвердилась гипотеза, что у неудовлетворенных жизнью представителей принимающего населения высокий уровень выраженности гражданской идентичности ведет к негативному отношению к этническому разнообразию. Вероятно, это связано с тем, что такие люди видят причины своих проблем и неудач, как правило, в других, отличных от них людях, которых и обвиняют в своих бедах. Если же в такое отношение к собственным проблемам вплетаются отношения с мигрантами, принадлежащими к этническим меньшинствм, то у принимающего населения гражданская идентичность служит основой для разделения на “мыˮ и “ониˮ. При этом “они” оказываются источником всех неудач.
Похожие результаты получены в исследовании М. Веркайтена, проведенном в Нидерландах в 2009 г. среди голландских подростков. Обнаружено, что те, у кого была сильна идентификация с голландской нацией, чувствовали угрозу своим национальным интересам, убеждениям и ценностям, исходящую от иммигрантов и меньшинств, и, как следствие, не стремились поддерживать мультикультурализм и права меньшинств [Verkuyten 2009]. Уместно сказать и о другом исследовании Веркайтена, в котором были протестированы гипотезы мультикультурализма на группе представителей голландского принимающего общества. Оказалось, что чем меньше голландцы идентифицировали себя со своей этнической группой, тем больше одобряли мультикультурализм, в основе которого лежит принятие этнического разнообразия [Verkuyten 2005].
Учитывая тот факт, что этническая русская идентичность и гражданская российская идентичность тесно переплетены в самосознании русских [Гудков 1994; Лепшокова 2012; Лебедева, Лепшокова Галяпина 2016; Galyapina, Lebedeva, van de Vijver 2018], мы отчасти можем провести параллель с вышеупомянутым исследованием. Однако, по нашим данным, в отечественном социокультурном контексте гражданская идентичность негативно связана с принятием этнического разнообразия только у людей с низким уровнем удовлетворенности жизнью.
Вторая гипотеза нашего исследования, согласно которой у представителей принимающего населения с высоким уровнем удовлетворенности жизнью гражданская идентичность положительно связана с отношением к этническому разнообразию, не подтвердилась. Однако в этом случае не обнаружилось и негативной связи между выраженностью гражданской идентичности и отношением к этническому разнообразию, как в подвыборке с низким уровнем удовлетворенности жизнью. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что истинная причина негативного отношения к представителям аутгрупп – не гражданская идентичность, а именно неудовлетворенность жизнью.
Гражданская идентичность сама по себе выступает нейтральным фактором отношения к этническому разнообразию и мигрантам: это видно на примере отсутствия связи гражданской идентичности с отношением к этническому разнообразию и аккультурационными стратегиями в группе с высокой удовлетворенностью жизнью. Как видно из таблицы 1, гражданская идентичность статистически значимо не различается у людей, удовлетворенных и неудовлетворенных жизнью. Это лишний раз подтверждает, что среди неудовлетворенных жизнью гражданская идентичность, скорее всего, служит основой для отделения “своихˮ от “чужихˮ. Свидетельствует об этом и проверка непрямого эффекта гражданской идентичности на аккультурационные ожидания через отношение к этническому разнообразию у принимающего населения с низким и высоким уровнями удовлетворенности жизнью.
В результате оценки непрямого эффекта выяснилось, что у представителей принимающего населения с низким уровнем удовлетворенности жизнью высокий уровень гражданской идентичности отрицательно связан с ожиданием интеграции мигрантов и позитивно – с ожиданиями ассимиляции, сегрегации и исключения; данные связи опосредуются отношением к этническому разнообразию. То есть, чем сильнее выражена гражданская идентичность у людей с низким уровнем удовлетворенности жизнью, тем негативнее их отношение к этническому разнообразию, и это, в свою очередь, ведет не к интеграции, а к предпочтению ассимиляции, сегрегации и исключению мигрантов. Здесь также стоит отметить, что у людей с высоким уровнем удовлетворенности жизнью непрямой эффект гражданской идентичности на аккультурационные ожидания через отношение к этническому разнообразию не обнаружен.
Наконец, подтвердилась третья гипотеза нашего исследования: отношение к этническому разнообразию положительно связано с аккультурационным ожиданием интеграции и отрицательно – с аккультурационными ожиданиями ассимиляции, сегрегации и исключения. Этот результат косвенно совпадает с результатами исследования, проведенного среди шведских школьников. Установлено, что в шведских школах с высоким уровнем этнического разнообразия в большей степени поддерживается установка на мультикультурализм и на взаимную адаптацию иммигрантов и этнического большинства, чем в этнически гомогенных школах [Jonsson, Laftman, Rudolphi, Walden 2013].
Подводя итоги, следует отметить, что выявлению проблем в межкультурных отношениях отчасти помогло психологическое состояние представителей принимающего населения, а именно – уровень их удовлетворенностью жизнью. Ранее исследователи фокусировались лишь на прямой связи гражданской идентичности с установками по отношению к мигрантам [Лебедева 2009; Татарко 2004, Лепшокова 2012]. Такой подход не позволял уловить возможные психологические механизмы, способствующие изменению установок по отношению к мигрантам. В нашем исследовании обнаружено, что у людей с низким уровнем удовлетворенности жизнью общее (генерализованное) отношение к этническому разнообразию выступило медиатором связи гражданской идентичности и аккультурационных ожиданий, тем самым вскрыв степень принятия этнического разнообразия как психологического механизма, лежащего в основе влияния гражданской идентичности на аккультурационные ожидания у людей, неудовлетворенных своей жизнью.
Таким образом, был получен положительный ответ на поставленный нами вопрос о том, существует ли непрямой эффект гражданской идентичности на аккультурационные ожидания через отношение к этническому разнообразию у принимающего населения с разными уровнями удовлетворенности жизнью. Поэтому, если мы хотим, чтобы межкультурные отношения в России стали более гармоничными, нужно повышать те параметры, которые составляют индекс удовлетворенности жизни российского населения.
Библиография
- 1. Григорян Л.К., Лепшокова З.Х. (2012) Эмпирическая модель взаимосвязи гражданской идентичности и установок по отношению к иммигрантам с экономическими представлениями россиян // Социальная психология и общество. № 2. С. 5–20.
- 2. Гудков Л.Д. (1994) Русское национальное сознание: потенциал и типы консолидации // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. Международный симпозиум 17-19 декабря 1993 г. Общая редакция Т.И. Заславской, Л.А. Арутюнян. М.: РУДН. С. 92–141.
- 3. Дробижева Л.М. (2017) Гражданская идентичность как условие ослабления этнического негативизма // Мир России. № 1. С. 7–31.
- 4. Лебедева Н.М. (2009) Взаимная аккультурация москвичей и инокультурных мигрантов: социально-психологический анализ // Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России / Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. М.: РУДН. С. 92–141.
- 5. Лебедева Н.М., Лепшокова З.Х., Галяпина В.Н. (2016) Культурно-психологические факторы межпоколенной трансмиссии ценностей у русских на Северном Кавказе // Вопросы психологии. № 5. С. 47–61.
- 6. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. (2009а) Сравнительный анализ стратегий взаимодействия мигрантов и населения России в Москве и Ставропольском крае // Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России / Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. М.: РУДН. С. 334–374.
- 7. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. (2009б) Стратегии межэтнического взаимодействия мигрантов и населения России. М.: РУДН.
- 8. Лепшокова З.Х. (2012) Стратегии адаптации мигрантов и их психологическое благополучие (на примере Москвы и Северного Кавказа). М.: Грифон.
- 9. Лепшокова З.Х., Вылегжанина М.С. (2017) Роль индивидуальных ценностей в аккультурационных ожиданиях представителей принимающего населения // Культурно-историческая психология. Т. 13. № 4. С. 40–48.
- 10. Лепшокова З.Х., Татарко А.Н. (2017) Адаптация и модификация методики аккультурационных ожиданий Джона Берри // Социальная психология и общество. Т. 8. № 3. С. 125–146.
- 11. Татарко А.Н. (2004) Взаимосвязь этнической идентичности и психологических стратегий межкультурного взаимодействия. Автореферат дисс... канд. псих. наук: 19.00.05. Институт психологии РАН. Москва.
- 12. Фадеев П.В. (2017) Особенности межэтнических установок молодых российских рабочих: автореферат дисс… канд. социологич. наук: 22.00.04 / ФНИСЦ РАН. Москва.
- 13. Berry J.W. (2006) Attitudes towards immigrants and ethnocultural groups in Canada // International Journal of Intercultural Relations. Vol. 30. Pр. 719–734 (doi: 10.1016/j.ijintrel.2006.06.004).
- 14. Bourhis R.Y., Dayan J. (2004) Acculturation orientations towards Israeli Arabs and Jewish immigrants in Israel // International Journal of Psychology. Vol. 39 (2). Pp. 118–131 (http://dx.doi.org/10.1080/00207590344000358).
- 15. Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. (1985) The Satisfaction with Life Scale // Journal of Personality Assessment. Vol. 49. P. 71–75 (doi: 10.1207/s15327752jpa4901_13).
- 16. Galyapina V.N., Lebedeva N.M., van de Vijver F.J. (2018) A Three-Generation Study of Acculturation and Identity of the Russian Minority in the Republic of North Ossetia–Alania // Journal of Cross-Cultural Psychology. No. 5. Pp. 1–17.
- 17. Florack A., Bless H., Piontkowski U. (2003) When do people accept cultural diversity? Affect as determinant // International Journal of Intercultural Relations. Vol. 27(6). P. 627–640 (doi:10.1016/j.ijintrel.2003.08.003).
- 18. Jonsson J.O., Laftman S.B., Rudolphi F., Walden P.E. (2013) Integration, ethnic diversity, and attitudes among secondary school students. The CILS4EU Project. Swedish Institute for Social Research (SOFI), Stockholm University.
- 19. Lebedeva N.M., Tatarko A.N., Berry J. (2016a) Intercultural relations among migrants from Caucasus and Russians in Moscow // International Journal of Intercultural Relations. Vol. 52. Pp. 27–38 (https://doi.org/10.1016/ j.ijintrel.2016.03.001).
- 20. Lebedeva N.M., Tatarko A.N., Berry J. (2016b). Intercultural relations in Russia and Latvia: the relationship between contact and cultural security // Psychology in Russia: State of the Art. Vol. 9(1). Pp. 41–56.
- 21. Lepshokova Z., Lebedeva N. (2018) The Role of Social Disidenti?cation in Acculturation Preferences of Ethnic Majority and Minority Members in Kabardino-Balkar Republic, in: Changing Values and Identities in Post-Communist World / Ed. by N. Lebedeva, R. Dimitrova, J.W. Berry. Springer. Ch. 13. Pp. 313–331.
- 22. Montreuil A., Bourhis R.Y. (2001) Host majority acculturation orientations toward ‘valued’ and ‘devalued’ immigrants // Journal of Cross-Cultural Psychology. No. 32. Pp. 698–719.
- 23. Montreuil A., Bourhis R. Y., Vanbeselaere N. (2004) Perceived threat and host community acculturation orientation toward immigrants: Comparing Flemings in Belgium and Francophones in Quebec // Canadian Ethnic Studies. No. 3. Pp. 113–135.
- 24. Piontkowski U., Rohmann A., Florack A. (2002) Concordance of acculturation attitudes and perceived threat // Group Processes and Intergroup Relations. No. 5. P. 221–232.
- 25. Roccas S. (1997) The effects of group and individual characteristics and their interaction on identification with groups. Unpublished doctoral dissertation. Jerusalem: The Hebrew Univ. of Jerusalem.
- 26. Verkuyten M. (2005) Ethnic group identification and group evaluation among minority and majority groups: Testing the multiculturalism hypothesis // Journal of Personality and Social Psychology. No. 88. Pp. 121–138.
- 27. Verkuyten M. (2009) Support for multiculturalism and minority rights: The role of national identification and out-group threat // Social Justice Research. Vol. 22 (1). Pp. 31–52.