- Код статьи
- S086904990002760-8-1
- DOI
- 10.31857/S086904990002760-8
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 6
- Страницы
- 174-186
- Аннотация
Достижение оптимального баланса ценностей модернизации (единый комплекс которых впервые сформировался на Западе в XVII – XVIII вв.) и традиционной культуры, включая ее архаическую составляющую, – необходимое условие достижения целостности национальных организмов. Игнорирование же творческого потенциала традиционной культуры, в том числе и архаики, неспособность вступить с ней в конструктивный диалог – одни из главных факторов, породивших кризис как западного цивилизационного дискурса, так и первого отечественного “модерн-проекта” – “Санкт-Петербургской России” XVIII в. То, что подобный конструктивный диалог был в принципе вполне возможен, убедительно свидетельствует, по заключению автора, пример русских старообрядцев, ключевая роль, которую они сыграли в процессе капиталистической модернизации России в XIX–начале XX в., проект обновления России, выдвинутый В. Рябушинским и его единомышленниками и предполагавший органическое соединение наследия допетровской Руси и ценностей модернизации.
- Ключевые слова
- модернизация, модерн-проект, традиционное общество, аристотелевская парадигма, архаика
- Дата публикации
- 28.12.2018
- Год выхода
- 2018
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 1941
Библиография
- 1. Ахиезер А.С. (2006) Труды. М.: Новый хронограф.
- 2. Вебер М. (1990) Избранные произведения. М.: Прогресс.
- 3. Вульф Л. (2003) Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М.: Новое литературное обозрение.
- 4. Ильин В.Н. (1997) Эссе о русской культуре. СПб.: Акрополь.
- 5. Живов В.М. (2002) Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры.
- 6. Карташев А.В (1992) Смысл старообрядчества // Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. № 2. С. 18–20.
- 7. Керов В.В. (2005а) “Се человек и дело его…”: Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М.: ЭКОН-ИНФОРМ.
- 8. Керов В.В. (2005b) Новый строй личности и новый тип религиозности в старообрядчестве // Липоване. История и культура русских старообрядцев. Вып. № 2. Одесса: ОНУ. С. 3–9.
- 9. Копосов Н.Е. (2001) Как думают историки. М.: Новое литературное обозрение.
- 10. Малявин В.В. (2011) Средоточия. Избранные эссе, доклады, интервью, рецензии. Иваново: Роща Академии.
- 11. Медушевский А.Н. (2014) Российская правовая традиция: опора или преграда? М.: Либеральная миссия.
- 12. Мельников Ф.Е. (1911) Блуждающее богословие. М.: Типография П.П. Рябушинского.
- 13. Мильков В.В. (1997) Предисловие // Древняя Русь: пересечение традиций. М.: Научно-издательский центр “Скрипторий”. С. 3–10.
- 14. Панченко А.М. (1984) Русская культура в конце петровских реформ. Ленинград: Наука.
- 15. Пигин А.В. (2006) Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб.: Дмитрий Буланин.
- 16. Рябушинский В.П. (1994) Старообрядчество и русское религиозное чувство. Москва; Иерусалим: Мосты.
- 17. Следзевский И.В. (2005) Модели хаоса в глобальном и цивилизационном видении // Границы. Рубеж. Переход. Социокультурное пограничье в глобальном и региональном аспектах. М.: Институт Африки РАН. С. 89–99.
- 18. Смилянская Е.Б. (2003) Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и “духовные преступления” в России XVIII в. М.: Индрик.
- 19. Топоров В.Н. (1995) Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. Первый век христианства на Руси. М.: Гнозис – Школа “Языки русской культуры”.
- 20. Шахов М.О. (1998) Философские аспекты староверия. М.: Издательский дом “Третий Рим”.
- 21. Шемякин Я.Г. (2001) Европа и Латинская Америка: взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории. М.: Наука.
- 22. Шемякин Я.Г., Шемякина О.Д. (2006) Старообрядчество и процесс формообразования в российской цивилизации // Общественные науки и современность. № 2. С. 98–108.
- 23. Шемякина О.Д. (2008) Власть линии в россиеведении и нелинейный характер российского хаокосмоса // Общественные науки и современность. № 2. С. 92–103.
- 24. Шемякина О.Д. (1994) Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей (заметки историка о межгрупповой враждебности) // Общественные науки и современность. № 4. С. 104–114.
- 25. Шеффел Д. (1992) Старая вера и русский церковный обряд // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск: Наука. С. 22–27.
- 26. Эткинд А., Уффельман Д., Кукулин И. (2012) Внутренняя колонизация России: между практикой и воображением // Там, внутри. Практики внутренней колонизации в культурной истории. М.: Новое литературное обозрение. С. 31–56.
- 27. Якимович А. (1995) Магическая вселенная. Очерки по искусству, философии и литературе XX века. М.: Галарт.