Экономическое взаимодействие России и Беларуси в рамках Союзного государства: задачи, проблемы, достижения
Экономическое взаимодействие России и Беларуси в рамках Союзного государства: задачи, проблемы, достижения
Аннотация
Код статьи
S086904990012328-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Еремина Наталья Валерьевна 
Должность: Профессор факультета международных отношения СПбГУ
Аффилиация: СПбГУ
Адрес: Санкт-Петербург, РФ, 191060, Санкт-Петербург, ул. Смольного 1/3, 8 подъезд
Выпуск
Страницы
131-141
Аннотация

8 декабря 2019 г. Союзное государство отметило двадцатилетний юбилей. За это время была проделана большая работа в выстраивании основных институтов интеграции, в разработке и утверждении ее правовых основ, в поиске эффективных инструментов для углубления и интенсификации интеграционных процессов. Союзное государство Беларуси и России – актуальная тема исследования, поскольку региональная интеграция сейчас является трендом глобального развития. И именно Союзное государство рассматривается экспертами как основа интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Особую актуальность этой теме придали последние протестные события в Беларуси, начавшиеся в августе 2020 г., которые во многом связаны со стратегическим выбором общества и государства – укрепление сотрудничества с Россией или переход на так называемый европейский вектор. Поэтому сегодня важно определить не только препятствия в интеграции России и Беларуси, но и понять, какими успехами может гордиться Союзное государство (СГ).

Ключевые слова
Союзное государство, постсоветское пространство, Россия, Беларусь, Евразийский экономический союз, “Большое пространство”, региональная интеграция, межрегиональное сотрудничество, приграничное партнерство, глобализация
Классификатор
Получено
05.11.2020
Дата публикации
11.11.2020
Всего подписок
17
Всего просмотров
1745
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

Постсоветское пространство — это сложный геополитический, экономико-социальный и культурный феномен. Это “Большое пространство”, в котором зафиксирован длительный исторический опыт взаимодействия и сосуществования разных народов в рамках Руси, Московского царства, Российской империи, СССР. История показывает, что центростремительные и центробежные тенденции постоянно взаимодействовали и сменяли друг друга, сохраняя базовые связи между народами (культурные и ментальные, прежде всего), невзирая на изменения государственного устройства. Исследуя развитие данного макрорегиона в исторической динамике, нельзя не отметить тенденцию взаимного притяжения многих народов постсоветского пространства друг к другу и, прежде всего, к России. Именно по этим причинам региональная интеграция на постсоветском пространстве обладает особой историко-культурной, экономической и геополитической уникальностью. Тем более, если говорить о СГ, которое сформировано, по сути, одним народом, поскольку русские и белорусы происходят от одного исторического корня, имеют общую историю, менталитет, единые представления об устройстве мира и т.д. Это также объясняет, почему в рамках СССР одним из наиболее успешных примеров экономического и хозяйственного взаимодействия было сотрудничество между белорусами и русскими (впрочем, в свое время именно сотрудничество русских и украинцев позволило Украине в составе СССР добиться значительных успехов во всех сферах жизни, как и многим другим народам, вступившим в союз с Россией). Важно, что именно Союзное государство России и Беларуси выступает как инструмент активизации интеграционных процессов в целом на постсоветском пространстве и объясняет гражданам стран, в чем преимущества этих процессов. Опыт СГ показал, что институты в процессах региональной интеграции играют ключевую роль. Они определяют формат и развитие интеграционного движения. Но само их становление на постсоветском пространстве требует длительного времени. Другой важный вывод сотрудничества в рамках СГ — признание особой роли России в стратегии интеграционного движения, которая при этом стремится к реализации паритета в постановке его целей. Кроме того, в СГ впервые был поставлен вопрос гармонизации норм и стандартов, которые осуществляют Россия и Беларусь совместно и в соответствии с международными стандартами.

2 Таким образом, особенности постсоветского пространства впервые в наиболее полной форме проявили себя именно в СГ. Союзное государство — это успешная интеграционная модель, тестовая площадка для развития евразийской интеграции в целом, поскольку в рамках этой модели решаются не только экономические, социальные, но и политические, геополитические вопросы и проблема безопасности.
3 Цель данного исследования — проанализировать динамику интеграционного процесса в рамках Союзного государства, определить его фактор в интенсификации региональной интеграции на постсоветском пространстве.
4 Методология исследования. В основе представленного исследования лежат два концептуальных подхода, которые одинаково эффективно применимы к исследованию региональной интеграции на постсоветском пространстве. Во-первых, применяется конкурентная концепция, в рамках которой исследуется, как интегрирующиеся страны реализуют свои интересы; здесь мы анализируем препятствия, обсусленные национальными интересами. Во-вторых, используется кумулятивная концепция, акцентирующая внимание на межрегиональном сотрудничестве и на совместных подходах государств к получению выгод от интеграционного движения. В рамках данной концепции исследователи должны оценить межрегиональное взаимодействие.
5 Здесь важно обратить внимание на параметры взаимозависимости государств: правовые основания интеграционного движения, социально-экономические показатели интеграции в динамике, вертикальные и горизонтальные связи, показатели роста импорта, экспорта, выхода на новые рынки государств-участников. Анализ данных процессов требует мониторинга статистики по следующим направлениям: общий бюджет СГ, статистика развития национальных экономик в рамках интеграционных процессов.
6 Обзор литературы. На сегодняшний день существуют сложившиеся научные подходы к изучению проблем торгово-экономического взаимодействия России и Беларуси в рамках СГ. Научную литературу по этой теме можно условно разделить на четыре группы. Во-первых, ряд авторов исследуют проблемы регионализации экономического сотрудничества между Беларусью и Россией, подчеркивая необходимость развития экономических институтов для взаимодействия [Никулина 2016; Гринберг 2019].
7 Во-вторых, исследователи связывают успех экономической деятельности с политическим диалогом сторон [Валовая 2016; Вардомский 2011; Лисоволик 2016; Кузьмина 2017; Коктыш 2004]. Интересно, что белорусские ученые, например В. Мельник, называют экономическое взаимодействие Беларуси и России результатом общей истории и необходимости экономического выживания [Мельник 2007]. При этом часто слышна и критика СГ. Например, A. Суздальцев доказывает, что темпы экономической интеграции не соответствуют достигнутому уровню политического единства двух государств, хотя и основываются на политическом диалоге [Суздальцев 2007].
8 В-третьих, исследователи экономического взаимодействия Беларуси и России считают, что оно зависит от общих интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Так, И. Азар и В. Машко пишут о новых возможностях торгово-экономического сотрудничества двух стран в контексте евразийской интеграции [Азар 2007; Машко 2009].
9 В-четвертых, важно отметить, что западноевропейские исследователи критически относятся к белорусско-российскому взаимодействию. Например, К. Мартинсен и А. Вильсон считают, что Россия в этом взаимодействии оказывает экономическое давление на Беларусь, делая ее своим военно-политическим плацдармом. Причем западноевропейских исследователей больше волнуют негативные черты взаимодействия между Россией и Беларусью, чем его позитивные стороны [Martinsen 2002; Wilson 2011].
10 Правовая база экономического взаимодействия России и Беларуси в СГ
11 Интеграция России и Беларуси развивалась довольно быстро. Так, 21 февраля 1995 г. Россия и Беларусь подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, а 2 апреля 1996 г. между странами был заключен Договор об образовании Сообщества России и Беларуси. Уже через год, 2 апреля 1997 г., был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, а 25 декабря 1998 г. — Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. И наконец, 8 декабря 1999 г. стороны приняли Договор о создании Союзного государства России и Беларуси, вступивший в силу в следующем, 2000 г. Он определил полномочия Союзного государства, среди которых упомянуты внешняя политика, оборона, безопасность, бюджетная, денежнокредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи, а также законодательные и исполнительные институты [Договор о создании… 1999].
12 Уже в 2000 г. был принят первый бюджет СГ, который с этого времени вырос с 2 млрд руб. до 5 млрд 521,5 млн руб. в 2020 г. Одновременно с этим росло и число финансируемых проектов. Например, в 2020 г. получили поддержку более 10 программ, два проекта и 25 мероприятий [Бюджет Союзного… 2020]. При этом бюджет является профицитным. Таким образом, невзирая на мировое замедление темпов экономического роста, ослабление экономических возможностей и ограничение ресурсов, финансовое сотрудничество России и Беларуси в рамках формирования союзного бюджета развивается на постоянной основе.
13 Помимо Договора о Союзном государстве экономическое сотрудничество Беларуси и России определяется другими документами и соглашениями. Среди них — Программа действий по реализации положений Договора о Союзном государстве от 8 декабря 1999 г.
14 К настоящему времени стороны подписали более 200 договоров и соглашений. Совокупно эти договоренности превратили СГ в самую продвинутую форму интеграционного объединения на постсоветском пространстве. Благодаря им в СГ создано единое миграционное пространство, что позитивно сказывается на каждом гражданине. Помимо этого, граждане двух стран имеют равные возможности в получении бесплатного образования и при трудоустройстве. Также взаимодействие государств определено положениями концепций внешней политики России и Беларуси, которые указали стратегию дальнейшего углубления интеграции. Не менее важно, что взаимодействие опирается на личные встречи глав государств, которые приобрели регулярный характер. Например, в 2016 г. президенты России и Беларуси провели семь встреч. В 2017 г. — четыре встречи (в это же время премьер-министры стран встретились девять раз), в 2018 г. состоялись восемь встреч, в 2019 г. прошли одиннадцать переговорных раундов, и уже в 2020 г. состоялись две очные встречи невзирая на карантинные мероприятия.
15 Примеры экономического взаимодействия России и Беларуси в СГ
16 Россия — основной и важнейший торгово-экономический партнер Беларуси. Беларусь находится на первом месте среди всех стран СНГ по объему товарооборота с Россией и занимает четвертое место среди всех мировых партнеров России. При этом не только Россия — основной инвестор в экономику Беларуси, но и Беларусь почти 70% от всех своих инвестиций за рубеж вкладывает в российскую экономику. Товарооборот между Россией и Беларусью растет на постоянной основе. В 2017 г. он вырос по сравнению с 2016 г. на 26% (32,4 млрд долл.). За январь — июль 2018 г. двусторонняя торговля достигла 20,4 млрд долл. — на 15,2% больше показателя аналогичного периода прошлого года [Шкловский 2018]. В целом в 2018 г. товарооборот Республики Беларусь с Российской Федерацией составил около 36 млрд долл. и увеличился к уровню 2017 г. на 9,4 процента [Об итогах внешней торговли… 2019]. Однако в 2019 г. по объективным экономическим причинам товарооборот сократился на 0,5% [Товарооборот Беларуси и России… 2019]. В результате ослабления русского рубля и коронавирусной эпидемии эта тенденция продолжилась в 2020 г. Так, товарооборот Беларуси с Россией с января по июнь 2020 г. уменьшился на 21,2% и составил 13,1 млрд долл. США [Итоги внешней торговли… 2020].
17 Россия в основном экспортирует в Беларусь минеральные ресурсы (более 50%), а также машины, оборудование (около 14%). При этом из Беларуси в Россию поступают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (33%); машины, оборудование и транспортные средства (30%); продукция химической промышленности (12%). Практически для всех предприятий Беларуси российский рынок остается самым большим и надежным [Товарооборот России с Беларусью 2019а].
18 Среди других примеров успешного экономического сотрудничества следует назвать строительство Белорусской АЭС, первый энергоблок которой был запущен в 2019 г.
19 Большим потенциалом обладают межрегиональные связи России и Беларуси. Более 80 субъектов России развивают торгово-экономическое взаимодействие с Беларусью. В России действуют более 200 субъектов торговых сетей с белорусским капиталом. Более 3 тыс. предприятий с российским капиталом организованы на территории Беларуси. В производственной сфере связаны друг с другом более 8 тыс. предприятий, созданы и работают более тысячи совместных производств [Беларусь–Россия… 2019].
20 Активизации взаимодействия также способствуют разнообразные форумы, устанавливающие связи регионов России и Беларуси. Например, Форумы регионов проводятся ежегодно начиная с 2014 г. В их рамках обсуждается взаимодействие регионов в развитии технологии и инноваций. А в 2018 г. в Брянске состоялся первый Форум приграничных территорий России и Беларуси, который теперь также проходит ежегодно, предлагая идеи по развитию практически всех сфер деятельности в СГ, которые будут способствовать эффективной интеграции двух стран [Правительство Брянской области 2018].
21 К настоящему времени накопилось довольно много примеров межрегиональной кооперации белорусских и российских регионов. Так, активно сотрудничают Могилевская и Новосибирская области в сфере оборудования и поставок продуктов питания. Тульская область заключила соглашения с различными регионами Беларуси и ее предприятиями в сфере транспорта, легкой промышленности, сельского хозяйства. Ульяновская область России сотрудничает с Беларусью в рамках производства оборудования. Активно проходит сотрудничество регионов Беларуси с российской Брянской областью. Из всего многообразия производственных связей стоить выделить успешно работающие совместные российско-белорусские предприятия по производству сельскохозяйственной техники (“Брянсксельмаш” и “Амкодор-Брянск”). Белорусские и российские регионы также проводят совместные выставки-ярмарки достижений производства. Упомянем такие мероприятия, как “День Брянского поля”, “Свенская ярмарка”, “Белагро”, а также выставки-ярмарки, проводимые в Гомельской, Витебской, Могилевской и других белорусских регионах.
22 К настоящему времени можно утверждать, что в рамках СГ экономики двух стран развиваются параллельно, они взаимозависимы, притом что Россия остается экономическим лидером. Однако лидеры России и Беларуси ставят задачи дальнейшей интенсификации взаимного развития, активизируя взаимодействие деловых кругов обеих стран, а также поощряя молодежь к разработке совместных проектов, обращая внимание на различные формы межрегионального взаимодействия.
23 В развитие этой идеи между Россией и Беларусью состоялось подписание соглашения о создании Российско-белорусского и Белорусско-российского деловых советов. В состав деловых советов входят 27 белорусских бизнесменов и 44 представителя российских деловых кругов. Деловые советы должны решать сложные вопросы: снятие ограничений и обеспечение равных условий ведения бизнеса; взаимодействие в рамках политики импортозамещения [В Минске прошло заседание… 2019].
24 Препятствия для экономического взаимодействия России и Беларуси
25 Несмотря на множество используемых инструментов, развивающих взаимодействия России и Беларуси, остаются проблемы, препятствующие углублению интеграционных процессов внутри СГ.
26 Прежде всего, не реализованы все положения Договора о Союзном государстве, в частности, не были сформированы Парламент, Суд и Счетная палата Союзного государства, не принята Конституция СГ.
27 Кроме того, следует сказать о социально-экономических проблемах СГ. Экономические выгоды от Союзного государства для Беларуси являются большими, нежели для России. Так, экспорт Беларуси в Россию составляет около одной трети ВВП Беларуси, именно Россия — основной донор многих проектов развития СГ. Однако это неизбежное следствие экономического потенциала страны и вряд ли по этой причине может считаться серьезным обстоятельством. Скорее, эту экономическую диспозицию следует рассматривать как аксиому, тем более в контексте роли Беларуси в построении общего безопасного пространства.
28 Среди отдельных проблем следует назвать: различия в налогообложении; недостаточная господдержка малого и среднего бизнеса, которая мешает равноправной конкуренции российских и белорусских предпринимателей. Не менее важное значение имеют проблемы в ценообразовании на энергоносители, из-за чего Беларусь диверсифицирует поставки нефти. В совокупности эти проблемы препятствуют введению единой валюты. К этой идее с недоверием относятся в России, осознавая повышение финансовой и экономической нагрузки на страну. А в Беларуси обсуждают проблему потери суверенитета.
29 Помимо этого, Беларусь, придерживаясь концепции многовекторной внешней политики, не всегда поддерживает внешнеполитические решения России. Например, Беларусь до сих пор не признала Абхазию и Южную Осетию. Разные взгляды на международные проблемы препятствует обретению СГ целостности.
30 Однако перед обоими государствами стоит задача решить проблему нехватки инвестиций и повышения конкурентоспособности продукции, более эффективного участия в экономической конкуренции на глобальном рынке. И именно совместным образом эти проблемы решать легче. Понимание этого присутствует на самом высоком управленческом уровне.
31 СГ как фактор в развитии евразийского экономического пространства
32 На сегодняшний день Россию и Беларусь можно назвать “передовиками” в евразийской интеграции на постсоветском пространстве, и для этого есть множество оснований. Во времена Советского Союза Россия и Беларусь были одними из наиболее развитых республик в сфере экономики и технологий, осуществляли многочисленные взаимодействия еще в рамках СССР.
33 Союзное государство, будучи первым устойчивым интеграционным проектом на постсоветском пространстве, стало базисом других интеграционных процессов. А соглашения и договоренности, заключенные в рамках Союзного государства, стали основой для развития ЕАЭС. Однако в рамках ЕАЭС также тестируются решения, которые оказывают влияние на развитие СГ. Беларусь, например, заинтересована в едином рынке энергоресурсов, который начнет действовать в ЕАЭС в 2025 г., что должно повлиять на взаимодействия России и Беларуси в рамках Союзного государства. Все эксперты согласны с тем, что СГ оказывает позитивное влияние на развитие ЕАЭС.
34 В отношении будущей стратегии СГ высказываются две точки зрения. Ряд исследователей полагают, что с течением времени оно может быть интегрировано в Евразийский экономический союз, в его рамках окончательно превратится в ядро евразийской интеграции [Аверьянов-Минский 2015], будет выполнять прогрессивную миссию — консолидировать и повышать стрессоустойчивость всего постсоветского пространства [Громыко 2017]. В данном случае СГ воспринимается как неотъемлемая часть более крупных интеграционных проектов.
35 Другая точка зрения состоит в том, что, напротив, ЕАЭС может стать примером в некоторых аспектах для СГ, с точки зрения отдельных вопросов в законодательстве, используемой терминологии, например, в сфере энергетики, антимонопольного законодательства, а Союзное государство должно учитывать реалии ЕАЭС [Яникеева 2018].
36 Параллельное участие в нескольких интеграционных проектах приносит максимальную пользу государствам-участникам, прежде всего Беларуси. Так, благодаря межотраслевым связям Беларусь смогла обеспечить себе наибольший объем импортного сырья и материалов из стран ЕАЭС [Лукашенко… 2015]. Хотя в отличие от Союзного государства ЕАЭС ориентирован больше на развитие внешних торговых связей (более 86% торговых связей стран-членов), в его рамках также подтверждается взаимодополняемость стран, влияние опыта СССР.
37 СГ как фактор усиления позиций России и Беларуси в глобальной экономике
38 Участие в интеграционных проектах, таких как СГ и ЕАЭС, позволяет государствам более уверенно действовать на мировом рынке, наращивать экспорт, невзирая на отдельные и даже системные экономические проблемы. Экспортный поток белорусской продукции приобрел устойчивую тенденцию к росту. За последние годы в Республике Беларусь проделана значительная работа по созданию соответствующей требованиям ЕАЭС и ВТО системы технического регулирования, базирующейся на современных технических регламентах и стандартах. Сегодня в Беларуси около 30% государственных стандартов гармонизировано с международными и европейскими аналогами [Более 60% белорусской продукции… 2018].
39 Однако из общего объема белорусского экспорта на долю стран ЕАЭС пришлось 46,5% (из них на долю Российской Федерации — 44%), а крупнейшими покупателями белорусской продукции, кроме России, стали Украина, Великобритания, Германия, Нидерланды, Польша, Литва, Казахстан, Бразилия (за счет масштабных поставок калийных удобрений) и Китай. При этом основные объемы импорта пришлись на Россию, Китай, Германию, Польшу, Украину, Турцию, Италию, США, Литву и Нидерланды [Внешняя торговля Белоруссии… 2018]. 
40 Российский экспорт в условиях санкций с 2014 г. рос умеренными темпами. В основном экспортировались минеральные продукты (52%). В структуре экспорта по странам на первом месте Китай (12%), на втором —Нидерланды (9%), затем следуют Германия (около 8%), Беларусь (5%) и Турция (5%) [Экспорт из России 2018]. А в структуре импорта по странам (товаров из группы “Пищевые продукты, напитки”) на первом месте находится Беларусь (10%) [В 2018 году увеличился… 2018]. Среди стран-импортеров основными партнерами России являются Китай, Германия, США и Беларусь, причем Беларусь незначительно отстает от США [Экспорт и импорт России… 2019].
41 Дополнительным глобальным стимулом для улучшения отношений Беларуси и России и роста их совместных позиций на глобальном рынке можно считать проект Шелковый путь. В его рамках Беларусь и Россия смогут совместно заработать и привлечь инвестиции по различным проектам. Страны выступают экономическими партнерами Китая, представляя собой важнейшие элементы транспортной системы Евразии. Тем более это обосновано в контексте предложенной Россией и поддержанной Китаем идеи сопряжения китайской концепции Пояса и Пути и интеграционного проекта ЕАЭС.
42 Кроме того, благодаря гармонизации правовых и управленческих решений Беларуси и России не только Россия, но и Беларусь, которая не является членом БРИКС, получила возможность выходить на рынки стран-членов БРИКС, притом что Россия и Китай — сейчас основные экономические и стратегические партнеры Беларуси. Именно Россия, занимающая первое место в географической структуре белорусского экспорта и импорта, определяет высокую долю участия стран БРИКС во внешней торговле Республики Беларусь. Второе государство БРИКС по объемам товарооборота с Республикой Беларусь — Китай, на долю которого приходится 3% белорусского экспорта и 7% импорта [Внешняя торговля 2019]. Из Беларуси в Китай экспортируются, главным образом, сырьевые товары — калийные удобрения, полиамиды, лесоматериалы, а также комбайны и др. Импортируются из Китая телефонные аппараты, вычислительные машины, оборудование, части транспортных средств, детали обуви и др. Третье государство БРИКС по объемам товарооборота с Республикой Беларусь —Бразилия, экспорт в которую составляет 2% экспорта Республики Беларусь, импорт – 0,4% [Внешняя торговля… 2015]. Основные экспортные позиции Беларуси на бразильском рынке — калийные и азотные удобрения; аппаратура рентгеновского излучения; ткани и др. [История двусторонних… 2020]. Ввозятся из Бразилии, главным образом, фрукты (яблоки, груши, цитрусовые, абрикосы, вишня, персики, томаты), сахар, свинина, кожа и др. [Рутко 2017]. Однако до конца экспортные возможности Беларуси на рынках стран БРИКС пока еще не реализованы.
43 Таким образом, благодаря устойчивости позиций Беларуси и России в рамках интеграционных групп на постсоветском пространстве, они способны осуществлять диверсификацию экспорта и в меньшей степени зависеть от импорта из третьих стран. В первую очередь это касается Беларуси, которая благодаря сотрудничеству с Россией смогла выйти на новые рынки.
44 ***
45 Союзное государство предлагает новые параметры экономического развития, основанные на осуществлении новой индустриализации, высокой роли государства как основного игрока на национальном рынке. Оно не только помогает государствам совместно защищать свои интересы на глобальном уровне, но и обеспечивает защиту их экономик от негативных аспектов глобализации, демонстрирует преимущества общего рынка и общего пространства, в том числе в области образования и здравоохранения для всех граждан, которые уже не готовы отказаться от этих преимуществ. При этом за двадцать лет обе страны продвинулись в гармонизации законодательства, а значительная часть поставленных задач уже была реализована. Поэтому СГ в действительности устраивает всех, начиная от политического истеблишмента и заканчивая гражданами двух государств.

Библиография

1. Аверьянов-Минский К. (2015) Союзное государство России и Белоруссии или евразийская интеграция? (http://www.publicdiplomacy.su/2015/07/21/soyuznoe-gosudarstvo-rossii-i-belorussii-ili-evraziyskaya-integratsiya/).

2. Азар И. (2007) Перспективы создания союза России и Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения. №3. С.10–19.

3. Беларусь-Россия: сотрудничество регионов (2010) Информ.-интеграц. проект / сост. Б. Л. Залесский, Е. А. Коровкин, М. Е. Коровкина. Минск: БЕЛТА (https://belarus.mid.ru/upload/iblock/456/4569f12c2c3d766fac8a7e8fa31b3fc0.pdf).

4. Более 60% белорусской продукции в 2018 году отправлено на экспорт (2018) (https://rg.ru/2018/12/20/bolee-60-belorusskoj-produkcii-v-2018-godu-otpravleno-na-eksport.html).

5. Бюджет Союзного государства (2020) (http://duma.gov.ru/news/47046/).

6. В Минске прошло заседание Белорусско-Российского делового совета (2019) Исполнительный комитет СНГ (http://cis.minsk.by/news/10774/v-minske-proslo-zasedanie-belorussko-rossijskogo-delovogo-soveta).

7. В 2018 году увеличился экспорт продукции (2018) // DairyNews.ru (http://www.dairynews.ru/news/rf-v-2018-godu-uvelichila-eksport-produktsii-apk-v.html).

8. Валовая Т. (2016) Время для единой валюты еще не пришло // Международная жизнь (https://interaffairs.ru/news/show/16157).

9. Вардомский Л.Б. (2011) Экономический рост и региональная интеграция на постсоветском пространстве // Журнал Новой экономической ассоциации. №11. С.142–143.

10. Внешняя торговля (2020) Министерство иностранных дел Республики Беларусь (http://mfa.gov.by/export).

11. Внешняя торговля Республики Беларусь: статистический сборник (2015) Национальный статистический комитет Республики Беларусь; (редколлегия: И.В. Медведева (председатель) и др.). Минск: Нац. статистический комитет Респ. Беларусь.

12. Внешняя торговля Белоруссии: очередная “диверсификация”, очередной провал (2018) (https://eadaily.com/ru/news/2018/03/24/vneshnyaya-torgovlya-belorussii-ocherednaya-diversifikaciya-ocherednoy-proval).

13. Громыко Ан. А. (2017) Союз Беларуси и России является ядром ЕАЭС –Аналитический портал Евразия Эксперт (http://eurasia.expert/soyuz-belarusi-i-rossii-yavlyaetsya-yadrom-eaes-gromyko/).

14. Договор о создании Союзного государства России и Беларуси (1999) (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25282/).

15. История двусторонних отношений Беларуси и Бразилии (2020) Посольство Республики Беларусь в Федеративной республике Бразилия (http://brazil.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/).

16. Итоги внешней торговли Республики Беларусь за январь-июнь 2020 года (2020) Таможенные органы Республики Беларусь (https://www.gtk.gov.by/ru/2020_stat-ru/view/itogi-vneshnej-torgovli-respubliki-belarus-za-janvar-ijun-2020-goda-15586/).

17. Кузьмина Е.М. (2017) Экономическое развитие стран ЕАЭС и перспективы экономической интеграции до 2025 года, Аналитическая записка РСМД (https://russiancouncil.ru/papers/EAEU2025-Policybrief-ru.pdf).

18. Коктыш К.Е. (2003) Белоруссия в европейском контексте // Между Востоком и Западом. Украина и Белоруссия на европейском пространстве. / Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф.

19. Лисоволик Я. (2016) Геоэкономика и наследие евразийцев // Россия в глобальной политике. №6. С. 61–69.

20. Лукашенко: создание ЕАЭС не отменяет перспектив Союзного государства России и Белоруссии (2015) (https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1805062).

21. Машко В.В. (2009) Из истории Союзного государства Беларуси и России: бюджет и бюджетная политика // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. №17. С.182–190.

22. Мельник В.А. (2007) Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы. Минск: Тесей. 2007. 280 с.

23. Никулина Ю. В. (2016) Регионализация в глобализирующемся мире: проблемы и перспективы (http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/156751/1/276-279.pdf).

24. Об итогах внешней торговли Беларуси с Россией в 2019 году (2019) Правительство Республики Беларусь в Российской Федерации. (http://www.embassybel.ru/trade-relations/).

25. Правительство Брянской области (2018) (http://www.bryanskobl.ru/news/2018/11/28/9393).

26. Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития (2019) Монография / отв. ред. Гринберг Р.С., Савченко П.В. М.: ИНФРА-М.

27. Рутко Д.Ф. (2017) Развитие внешнеэкономического сотрудничества Республики Беларусь со странами БРИКС (ukros.ru/wpcontent/uploads/2017/03/Рутко_Радюк.doc).

28. Суздальцев А.И. (2007) Постсоветское пространство: уходящая реальность. Мир вокруг России. Контуры недалекого будущего. М.: Культурная революция. С.124–137.

29. Товарооборот Беларуси и России в 2019 году снизился на 0,5% (2019) DairyNews.ru (https://www.dairynews.ru/news/tovarooborot-belarusi-i-rossii-v-2019-godu-snizils.html).

30. Товарооборот России с Беларусью (2019а) (https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-11/vneshnyaya-torgovlya-rossii-s-belarusyu-za-9-mesyatsev-2019-g/)

31. Шкловский Г. (2018) Что договорились “развязать до конца года” Лукашенко и Путин? (https://regnum.ru/news/2486843.html).

32. Экспорт из России (2018) (http://ru-stat.com/date-M201712-201812/RU/export/world/).

33. Экспорт и импорт России по товарам и странам (2019) (http://ru-stat.com/).

34. Яникеева И. (2018) Углубление интеграции в рамках Союзного государства // Международная жизнь (https://interaffairs.ru/news/show/21126).

35. Martinsen K.D. (2002) The Russian Takeover of Belarus // Comparative Strategy. № 21(5). Pp.401–416.

36. Wilson A. (2011) Belarus: The last European dictatorship. Yale: Yale Univ Press.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести