Кризис теории человеческого капитала и антикризисные возможности криптоэкономики
Кризис теории человеческого капитала и антикризисные возможности криптоэкономики
Аннотация
Код статьи
S086904990012326-0-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Смирнов Георгий Александрович 
Должность: ведущий научный сотрудник Института системного анализа Федерального исследовательского центра “Информатика и управление” РАН
Аффилиация: Институт системного анализа Федерального исследовательского центра “Информатика и управление” РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Чернозуб Светлана Петровна
Должность: Ведущий научный сотрудник Института системного анализа Федерального исследовательского центра “Информатика и управление” РАН
Аффилиация: Федеральный исследовательский центр “Информатика и управление” РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
107-120
Аннотация

Авторы рассматривают несколько доказательств кризисного состояния теории человеческого капитала. Во-первых, речь идет о наблюдающемся в последние годы росте доходности “нечеловеческого” капитала по сравнению с человеческим. А во-вторых, об увеличении кадрового голода при разрастающейся системе образования и повышении стоимости ее услуг. Эти явления не имеют объяснения в классической теории человеческого капитала. Авторы, однако, не считают, что указанные проблемы свидетельствуют о крахе теории человеческого капитала. Рассматривая проблемы человеческого капитала в контексте развития криптоэкономики и лежащих в ее основе технологий распределенного реестра, они обнаруживают инструменты, с помощью которых возможно разрешение кризиса или, по крайней мере, смягчение его проявлений.

Ключевые слова
человеческий капитал, технологическая революция, криптоэкономика, блокчейн, институты, сообщества
Источник финансирования
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 19-29-07509 “Исследование профессиональных и социальных коллаборативных сообществ как сетевых форм человеческого капитала”).
Классификатор
Получено
11.11.2020
Дата публикации
11.11.2020
Всего подписок
17
Всего просмотров
1922
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S086904990012326-0-1 Дата внесения исправлений в статью - 21.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Аджемоглу Д., Робинсон Дж.А. (2016) Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty (2012). М.: АСТ.

2. Асемоглу Д. (2018) Введение в теорию современного экономического роста. М.: Дело (institutiones.com/download/books/3227-vvedenie-v-teoriyu-sovremennogo-ekonomicheskogo-rosta.html).

3. Бельски Л. (2019) Как технологии изменят высшее образование, и каким образом университетам усилить свое влияние с помощью новых технологий // Ведомости (https://www.vedomosti.ru/management/articles/ 2019/12/11/818499-tehnologii-izmenyat).

4. Бурдье П. (2009) Формы капитала // Гуманитарный портал (https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2009/2601).

5. Бутерин В. (2017) Введение в футархию // Medium (https://medium.com/@blockchtenie/введение-в-футархию-12963e68fcb5).

6. Доклад о мировом развитии 2019 “Изменение характера труда”. Вашингтон: Всемирный банк. doi:10.1596/978-1-4648-1328-3 (https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/wdr2019).

7. Коулман Дж. (2001) Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. № 3. С. 121–139.

8. Кузьминов Я., Сорокин П., Фрумин И. (2019) Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования // Форсайт. Т. 13. № 2. С. 19–41.

9. Кумбс Ф.Г. (1970) Кризис образования в современном мире. Системный подход. М.: Прогресс.

10. Лесин С. М., Махотин Д. А. (2018) MOOC как современная технология организации смешанного обучения: понятие, классификация, структура // Интерактивное образование (https://interactiv.su/2018/05/11/mooc-).

11. Насколько богата Россия? Комплексная оценка богатства России с 2000 по 2017 годы (2019). Всемирный банк (http://documents1.worldbank.org/ curated/ru/402431575351416107/pdf/How-Wealthy-is-Russia-Measuring-Russias-Comprehensive-Wealth-from-2000-2017.pdf).

12. Норт Д. (1997) Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Центр гуманитарных технологий (https://gtmarket.ru/laboratory/basis/6310).

13. Пикетти Т. (2015) Капитал в XXI веке (https://www.litmir.me/br/?b=273479&p=1#section_1).

14. Пикетти Т. (2019) Le Monde (Франция): неравенство — идеологическое и политическое явление. Отрывки из новой книги Т. Пикетти // ИноСМИ (https://inosmi.ru/social/20190907/245784454.html).

15. Стэндинг Г. (2014) Прекариат. Новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс (http://spkurdyumov.ru/uploads/2016/05/prekariat-novyj-opasnyj-klass.pdf).

16. Тиль П. (2020) Питер Тиль — о том, почему высшее образование переоценено // Esquire. № 72. (https://esquire.ru/articles/2189-peter-thiel/#part0).

17. Тиль П., Мастерс Б. (2015) От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее. М.: Альпина Паблишер (https://www.rulit.me/books/ot-nulya-k-edinice-kak-sozdat-startap-kotoryj-izmenit-budushchee-read-433862-1.html).

18. Фоссен Ф., Зоргнер А. (2019) Будущее труда: деструктивные и трансформационные эффекты цифровизации // Форсайт. Т. 13. № 2. С. 10–18.

19. Acemoglu D., Gallego F.A., Robinson J.A. (2014) Institutions, human capital, and development // Annual Review of Economics. Vol. 6. № 1. Pp. 875–912 (https://economics.mit.edu/files/9940).

20. Deloitte Global Human Capital Trends report, Leading the social enterprise: Reinvent with a human focus (2019) (https://www2.deloitte.com/ content/dam/insights/us/articles/5136_HC-Trends-2019/DI_HC-Trends-2019.pdf).

21. Goldin C. (2016) Human Capital // Handbook of Cliometrics. Heidelberg, Germany: Springer Verlag (https://scholar.harvard.edu/goldin/publications/ human-capital).

22. Household Debt and Credit Developments in 2018:Q4 (Released February 2019). Federal Reserve Bank of New York (https://www.newyorkfed.org/ medialibrary/interactives/householdcredit/data/pdf/hhdc_2018q4.pdf ).

23. Kaplan A. (2019) A new learning credential blockchain to help bridge the skills gap // Blockchain Pulse: IBM Blockchain Blog (https://www.ibm.com/blogs/blockchain/2019/11/a-new-learning-credential-blockchain-to-help-bridge-the-skills-gap/).

24. Leskin P. (2019) These 23 successful tech moguls never graduated college // Business Insider (https://www.businessinsider.com/mark-zuckerberg-steve-jobs-tech-executives-never-graduated-college-dropouts-2019-5).

25. McKinsey Global Institute (2019) Digital identification: A key to inclusive growth. April 17 (https://www.mckinsey.com/business-functions/mckinsey-digital/our-insights/digital-identification-a-k).

26. 22nd Annual Global CEO Survey. CEOs’ curbed confidence spells caution (PWC 2019) (https://www.pwc.com/gx/en/ceo-survey/2019/report/pwc-22nd-annual-global-ceo-survey.pdf).

27. Schulz T. (1961) Investment in Human Capital // American Economic Review. March. № 1 (http://la.utexas.edu/users/hcleaver/330T/350kPEE SchultzInvestmentHumanCapital.pdf).

28. Southwick S. (2020) EdTech Industry Analysis & Trends (2020) // Toptal (https://www.toptal.com/finance/market-research-analysts/edtech-trends-2020).

29. Stark J. (2017) Making Sense of “Cryptoeconomics”// Medium (https://medium.com/l4-media/making-sense-of-cryptoeconomics-5edea77e4e8d).

30. Tan E. (2014) Human Capital Theory: A Holistic Criticism // Review of Educational Research. Vol. 84. № 3. Pр. 411–445 (https://doi.org/10.3102/0034654314532696).

31. Tapscott D., Kaplan A. (2019) Blockchain Revolution in Education and Lifelong Learning: Preparing for Disruption, Leading the Transformation. Blockchain Research Institute and IBM Institute for Business Value, 25 May 2018, rev. 23 April 2019.

32. Wiles J. (2019) 5 Ways Blockchain Will Affect HR // Gartner (https://www.gartner.com/smarterwithgartner/5-ways-blockchain-will-affect-hr/).

33. Yao Y. (2019) Does higher education expansion enhance productivity? // Journal of Macroeconomics. Vol. 59. Pp. 169–194.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести