Аннотация
В статье ставится вопрос о культурных ориентирах героев романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Как известно, сюжет произведения происходит на сломе эпох, и для некоторых героев это становится стимулом к размышлениям об их культурном самоопределении. Их действия и модель поведения напрямую связаны с отношением к культурной действительности, описанной в произведении, а иногда даже направлены на ее трансформацию практическими, революционными методами. Определенная катализирующая роль по отношению к культуре является одним из критериев культурного героя. В этом аспекте проведен сравнительный анализ позиций Б.Л. Пастернака и А.А. Блока по отношению к революционным событиям 1917 года, их отражения в «Докторе Живаго» и поэме «Двенадцать». Исследован образ Юрия Живаго с точки зрения типа культурного героя - Подвижника. Дана характеристика образу Антипова (Стрельникова) как представителя типа культурного героя - Конкистадора. Установлено, что в основе подвижнической культурной позиции Живаго лежит верность вневременным идеалам, представление об эстетическом потенциале Личности в отношении действительности, тогда как действия Антипова (Стрельникова) направлены в сторону подавления индивидуального начала человека и в силу этого лишены подлинной созидательной составляющей, питающей культуру человечества.
Комментарии
Сообщения не найдены