ЦЕРКОВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ РИМСКИХ ЕПИСКОПОВ В АРИАНСКИХ СПОРАХ IV В.
ЦЕРКОВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ РИМСКИХ ЕПИСКОПОВ В АРИАНСКИХ СПОРАХ IV В.
Аннотация
Код статьи
S0321-03910000338-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Страницы
41-51
Аннотация
Статья посвящена реконструкции церковно-политической позиции римских пап в арианских спорах IV в. Обращение Константина и христианизация империи в IV в. поставили сложный вопрос о месте императора-христианина в Церкви и его взаимоотношениях с епископатом. Римские епископы в ходе арианского кризиса демонстрировали относительную самостоятельность по отношению к императорской власти, что может объясняться определенной дистанцированностью от императорских дворов самого города Рима. В то же время подобная самостоятельность могла приводить к трагическим последствиям, на что указывает, к примеру, так называемое «падение» папы Либерия. Несмотря на то, что Римский престол развивал идею Рима как «града святых», опираясь в большей мере на полисно-республиканскую, чем на имперскую традицию, римские епископы использовали элементы имперского дискурса в развитии идеи римского примата и добивались его признания со стороны императорской власти.
Ключевые слова
раннее христианство, Римская церковь, арианские споры, императорская власть, Юлий I, Либерий, Дамас I, римский примат, церковная политика
Классификатор
Дата публикации
08.01.2018
Всего подписок
8
Всего просмотров
531
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Сorti, G. 2004: Lucifero di Cagliari. Una voce nel conflitto tra chiesa e impero alla metà del IV secolo. Milano.

Diefenbach, S. 2007: Römische Erinnerungsräume. Heiligenmemoria und kollektive Identitäten im Rom des 3. bis 5. Jahrhunderts n. Chr. Berlin–New York.

Dvornik, F. 1964: Byzance et la primauté romaine. Paris.

Field, L.L. 1998: Liberty, Dominion, and the Two Swords: On the Origins of Western Political Theology (180–398). University of Notre Dame.

Flower, R. 2013: Emperors and Bishops in Late Roman Invective. Cambridge.

Girardet, K.M. 1994: Gericht über den Bischof von Rom. Historische Zeitschrift 259, 1–38.

Just, P. 2003: Imperator et Episcopus. Zum Verhältnis von Staatsgewalt und christlicher Kirche zwischen dem 1.Konzil von Nicaea (325) und dem 1. Konzil von Konstantinopel (381). Stuttgart.

King, N.Q. 1961: The Emperor Theodosius and the Establishment of Christianity. London.

Коптев, А.В. 1996: Princeps et dominus: к  вопросу об эволюции принципата в  начале позднеантичной эпохи. Древнее право 1, 182–190.

Löx, M. 2013: Monumenta sanctorum: Rom und Mailand als Zentren des frühen Christentums: Märtyrerkult und Kirchenbau unter den Bischöfen Damasus und Ambrosius. Wiesbaden.

Messana, V. 1999: La politica religiosa di Graziano. Roma.

Pietri, Ch. 1976: Roma Christiana. Recherches sur l’Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Rome.

Pietri, Ch. 1997: Damase et Théodose: communion orthodoxe et géographie politique. In: Ch. Pietri, Christiana respublica. Éléments d’une enquête sur le christianisme antique. Vol. I. Rome, 347–354.

Reutter, U. 2009: Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk. Tübingen.

Sághy, M. 2015: The bishop of Rome and the martyrs. In: G.D. Dunn (ed), The Bishop of Rome in Late Antiquity. Farnham–Burlington, 37–55.

Schatz, K. 1992: La primauté du Pape. Son histoire, des origines à nos jours. Paris.

Twomey, V. 1982: Apostolikos Thronos: The Primacy of Rome as Reflected in the Church History of Eusebius and the Historico-Apologetical Writings of Saint Athanasius the Great. Münster.

Захаров, Г.Е. «Апостольский» и «имперский» дискурс в развитии идеи римского первенства в IV в. Вестник ПСТГУ. Серия II, 4(65), 9–26.

Захаров, Г.Е. 2016: Папа Либерий как участник арианских споров. В сб.: Г.Е. Захаров (ред.), Божественная власть, церковная иерархия и духовный авторитет в раннехристианской латинской традиции. Москва, 31–73.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести