СОЧИНЕНИЕ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО «КАНОН ПРЕПОДОБНЫМ И БОГОНОСНЫМ ОТЦЕМ НАШИМ АНТОНИЮ И ФЕОДОСИЮ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИМ»: К ИСТОРИИ ТЕКСТА
СОЧИНЕНИЕ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО «КАНОН ПРЕПОДОБНЫМ И БОГОНОСНЫМ ОТЦЕМ НАШИМ АНТОНИЮ И ФЕОДОСИЮ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИМ»: К ИСТОРИИ ТЕКСТА
Аннотация
Код статьи
S013160950009827-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Федотова Марина Анатольевна 
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
40-47
Аннотация

В статье автор характеризует рукописную традицию «Канона преподобным и богоносным отцем нашим Антонию и Феодосию Киево-Печерским» — одного из немногих гимнографических сочинений Димитрия Ростовского, приводит новые биографические данные о его «заказчике» — великоустюжском купце Иване Федорове Протодьяконове, уточняет по архивным документам локацию церкви, для которой был создан Канон, и время его написания, тем самым подтверждая атрибуцию памятника Димитрию Ростовскому.

Ключевые слова
митрополит Димитрий Ростовский, атрибуция, источниковедение, гимнографические сочинения.
Классификатор
Получено
23.05.2020
Дата публикации
01.06.2020
Всего подписок
29
Всего просмотров
573
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2020-2-40-47
2 © М. А. Федотова
3 СОЧИНЕНИЕ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО
4 «КАНОН ПРЕПОДОБНЫМ И БОГОНОСНЫМ ОТЦЕМ НАШИМАНТОНИЮ И ФЕОДОСИЮ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИМ»:К ИСТОРИИ ТЕКСТА
5 Известно, что святитель Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский (1651-1709), был автором гимнографических сочинений. К этому жанру в богатом творческом наследии писателя принадлежит не так уж много текстов, а в научно-исследовательской литературе им уделялось не так уж много внимания. Традиционно считается, что святителем Димитрием был написан один из канонов «преподобным и богоносным отцем нашим Антонию и Феодосию Киево-Печерским». Сообщение об этом, вместе с текстом Канона, было впервые опубликовано в 1859 году в журнале «Христианское чтение».1 В нем, в частности, говорится: «Подлинник его (Канона. — М. Ф.), писанный уставом, хранится как редкость при великоустюжской градской Вознесенской церкви, в которую он послан самим святителем Димитрием по следующему случаю. При означенной Вознесенской церкви холодный, каменный, отдельным зданием построенный храм имеет престол во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских. Строителем этого храма в начале XVIII столетия был богатый гражданин г. Устюга и прихожанин Вознесенской церкви Иван Федоров Протодьяконов. Окончив в 1703 году строение храма, благочестивый строитель просил святителя Димитрия Ростовского написать особый канон преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским в новосозданном храме, их имени посвященном. Вследствие этого прошения и был прислан в Устюг св. Димитрием означенный канон — нарочно ли тогда составленный или заранее сочиненный, неизвестно».2 К сожалению, никаких подтверждений данному известию, кроме устойчивой традиции, мы не имеем: не сохранилось ни письма-обращения Ивана Протодьяконова, ни подлинника Канона, и потому вопрос его авторства по сей день остается спорным.
1. Канон прп. Антонию и Феодосию Печерским // Христианское чтение. 1859. Июнь. С. 427435. Позднее переиздан: Вологодские епархиальные ведомости. 1866. № 18. С. 681-688.

2. Канон прп. Антонию и Феодосию Печерским. С. 427-428.
6 Тем не менее прокомментируем это сообщение.
7 Иван Федоров Протодьяконов — реальное лицо, он был посадским человеком,3принадлежал к купеческому сословию. Торговые братья Протодьяконовы играли видную роль на рынке Великого Устюга,4 имя Ивана и его брата Якова часто встречалось на страницах таможенных книг Великого Устюга,5 а в «Перечне бургомистров и ратманов» в 1707 году он значился бургомистром.6 Дом, возможно, «нашего» Ивана Протодьяконова, по летописным данным, находился в Нижнем Посаде в Шашериной слободе. Так, в Устюжском летописце записано: «<...> а в Шашерину улицу с Надозерья до двора Ивана Протодьяконова лду множество насадило».7 Безусловно, Иван Протодьяконов мог быть прихожанином церкви Вознесения Господня на Торгу, и текст Канона мог храниться при ней, как сказано в «Христианских чтениях», но Вознесенская церковь никогда не имела престола, освященного в честь преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских, в честь них в Великом Устюге был освящен каменный холодный храм Георгиевского прихода в Нижнем Посаде, где, вероятно, и стоял дом Ивана Протодьяконова. Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца, являвшийся, в свою очередь, приделом собора во имя праведного Прокопия, Христа ради юродивого, в 1649 году после очередного пожара вместе с церковью страстотерпцев Бориса и Глеба был вынесен на Нижний Посад,8 а 4 апреля 1695 года датируется благословляющая грамота архиепископа Александра Великоустюжского и Тотемского, второго архиепископа Великоустюжской епархии (8 февраля 1685 — 19 июля 1699),9 на постройку каменной холодной церкви во имя Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, напротив (на другой стороне улицы) теплой Георгиевской церкви. Храм возводился с 1696 (по другим источникам заложен 3 мая 1695 года) по 1703 год, а был освящен 3 июня 1704 года уже при архиепископе Иосифе. Строителем именно этой церкви и являлся торговый человек Иван Федоров Протодьяконов. Хорошо известно, что большинство храмовых зданий в Великом Устюге было построено на средства местных купцов.10
3. См.: РГАДА. Ф. 210. Оп. 7а. Кн. 96 (Крестоприводная книга г. Устюга 1682 года).

4. Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А. Рынок Устюга Великого в период складывания всероссийского рынка (XVII в.). М., 1960. С. 136.

5. Таможенные книги Великого Устюга середины XVIII века / Сост. Г. Н. Чебыкина (отв. ред.), М. С. Черкасова. Вологда, 2012 (по указ.).

6. Полн. собр. русских летописей. Л., 1982. Т. 37. Устюжские и вологодские летописи XVIXVIII вв. С. 126.

7. Там же. С. 124.

8. См.: Чебыкина Г. Н. Великий Устюг: летописная книга XII — нач. XXI века. Великий Устюг, 2007.

9. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, Стб. 183, 734; Белоброва О. А. Александр // ТОДРЛ. Л., 1990. Т. 44. С. 18-19. К сожалению, статья О. А. Белобровой не вошла в состав соответствующего тома «Словаря книжников и книжности Древней Руси». См. также: Смирнова С. С., М. А. М. Великоустюжская епархия // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7. С. 517.

10. Смирнова С. С., М. А. М. Великоустюжская епархия. С. 519-523.
8 Церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских принадлежала к местному традиционному типу церковного зодчества Великого Устюга, который в XVII-XVIII веках переживал не только экономический, но и архитектурный расцвет. Это было «бесстолпное, кубическое и первоначально пятиглавое здание с невысоким, слабо расчлененным на три апсиды алтарем и низкими закрытыми папертями с трех сторон <...>. Его особенностью является более высокая и широкая западная паперть с оригинальным крыльцом, к сожалению, не дошедшим до настоящего времени. Не сохранилось и прежнее пятиглавие церкви. В 1772-1781 годах после пожара оно уступило место типичному для того времени малому световому восьмерику с миниатюрной главкой на тонкой шее, который был поставлен на новое перекрытие — восьмилотковый сомкнутый свод с тромпами в углах».11
11. Бочаров Г., Выголов В. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983. С. 235.
9 Невозможно сказать, кто был инициатором просьбы к ростовскому митрополиту написать Канон преподобным Антонию и Феодосию Печерским, но нужно отметить, что обращение это не являлось уникальным событием. С одной стороны, Великоустюжская епархия была открыта только постановлением Собора 1681-1682 годов, до этого Великий Устюг относился к Ростовской епархии, и данная просьба к ее главе была бы вполне закономерной. С другой — среди адресатов Димитрия Ростовского, среди лиц, с которыми он вел переписку и общался, были не только представители великорусской интеллектуальной элиты — ученые архиереи, переводчики, писатели, царские особы, но и торговое население, городские жители, епархиальные служащие. Кроме того, например, известно письмо-челобитная Ивана Конева, строителя каменной церкви Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина при храме Покрова Богородицы в Козлёне, в Вологде, который при начале строительства в июле 1707 года также адресовал к святителю просьбу написать службу Богородице Неопалимая Купина: «<...> прошу, яко да во славу и похвалу Пресвятыя Богоматере благоустроили праздничную службу с прислужающими стихеры, и каноны, и тропари, и чтении, с достодолжными хвалении и мольбами, яко и окамененнии наша человеческая сердца во умиление подвигнеши».12 Обращение к Димитрию Ростовскому было связано, вероятно, с тем, что на Вологодском престоле в это время не было архиепископа: архиепископ Гавриил скончался 30 марта 1707 года, а Иосиф был хиротонисан только в 1708 году.13 По одним данным, закладка церкви случилась в 1704 году, по другим — в 1709-м.14 Эта неопределенность присутствует и в письме: «Размышляюще, государь, о сем здании, видехом свою велию немощь <...> обаче возгореся сердце наше <...> и возложивше на Бога и на Богоматерь всенадежное упование, каменье и кирпичи, и инные принадлежащие к тому зданию припасы уготовлять начахом, ныне же и бут совершися, и стен зданию чаем с Богом начати сего июля с 19 числа»,15 — т. е. к 1707 году (или в 1707 году) закладка церкви состоялась, неизвестно только, исполнил ли просьбу строителя святитель Димитрий Ростовский, так как текст службы до сих пор не обнаружен.
12. Письмо опубликовано: Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (16511709). СПб., 1891. С. 435-436; Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского. М., 2005. С. 250. И. А. Шляпкин сообщает, что письмо находилось в рукописи Ростовского Яковлевского монастыря № 19, л. 13, сейчас утеряно.

13. При этом совершенно очевидно, вопреки устоявшемуся мнению, что архиепископ Гавриил не мог освятить храм 8 июня 1710 года. Ср.: Балакшин Р. Церковь Покрова Богородицы, что в Козлёне. Вологда, 2000. С. 14.

14. Там же.

15. Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского. С. 250.
10 В нашем случае — с написанием Канона преподобным Антонию и Феодосию Печерским — посоветовать Ивану Протодьяконову обратиться к Димитрию Ростовскому мог еще при жизни и во время строительства храма сам архиепископ Александр, который, как показала О. А. Белоброва, был человеком книжным, не чуждым латинской учености. Библиотека архиепископа Александра была описана им лично в духовном завещании и предназначалась для передачи в Великоустюжский Успенский собор. В составе печатных книг этой библиотеки значится в том числе и «Руно орошенное» Димитрия Ростовского.16
16. Белоброва О. А. Александр. С. 18.
11 Рукописная традиция Канона оказалась небогатой: известно пока четыре списка. Один из них читается в составе Службы Киево-Печерской иконе Богородицы: РГБ. Ф. 304.II (Дополнительное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры). № 316 (вторая половина XIX века, 40 л., 4°, писарская скоропись). Л. 16 об. — 30 об.; два — в составе сборников служб: РГБ. Ф. 214 (собр. Оптиной пустыни). № 211 (середина XIX века, 29 л., 4°, полуустав). Л. 15-29 об. и РГБ. Ф. 122 (Великоустюжское собр.). № 36 (конец XVIII — начало XIX века, 65 л., 4°, полуустав). Л. 1-9. На л. 37 последней рукописи сделана запись: «Сия книга Великоустюжской градской Георгиевской церкви казенная, подписали оную той же церкви диакон Симеон Филипов 1789 года августа 18 числа». Запись еще раз доказывает, что храм в честь Антония и Феодосия Печерских имелся при Георгиевской, а не Вознесенской церкви. Кроме того, нам удалось обнаружить список Канона в «авторизованной» рукописи, т. е. рукописи с личными маргиналиями митрополита, происходящей из ростовского скриптория (ГИМ. Собр. Соколова. № 81). Данная рукопись представляет собой прижизненный сборник проповедей митрополита (4°, 320 л., переплет — картон, обтянутый кожей), в котором на л. 312-319 об. и читается «Канон преподобным и богоносным отцем нашим Антонию и Феодосию Киево-Печерским». Рукопись писана скорописью несколькими писцами ростовского скриптория, но сам Канон написан полууставом, отличающимся от других почерков рукописи.17
17. Следует отметить, что присланная в Великий Устюг рукопись, по сообщению «Христианского чтения», тоже была написана полууставом.
12 Остается открытым вопрос, когда был сочинен данный Канон («нарочно ли тогда составленный или заранее сочиненный», как сказано в «Христианском чтении»), но мы склоняемся к мнению, что он был создан в ростовский период.18 Ссылку, вероятно, на текст Канона мы обнаружили в рукописи РНБ. Собр. А. А. Титова. № 3557 в «Слове на пречестную память святителя Леонтия, ростовскаго чудотворца», которое было произнесено в Ростове 23 мая 1702 года, почти сразу после возведения святителя Димитрия на ростовскую кафедру (митрополит прибыл в Ростов 1 марта 1702 года). Проповедь долгое время была неизвестна исследователям, хотя и сохранилась в ряде списков. Один из списков имеет помету, указывающую на точные дату и место произнесения текста — это все та же рукопись из собр. А. А. Титова, № 3557: «Маиа 23. Святитель Леонтий Ростовский, An: 1702». Подробно рукопись и читающийся в ней текст проповеди описаны нами в статье «Слово на память Леонтия, епископа Ростовского: к вопросу о неопубликованных сочинениях Димитрия Ростовского».19 Не пересказывая здесь содержание статьи, отметим только, что писец этого сборника определенно был знаком с первым собранием сочинений Димитрия Ростовского 1786 года20 и подобрал для своего сборника произведения святителя Димитрия, прежде всего проповеди, отсутствующие в этом издании, используя при этом его подлинные, вероятно, черновые рукописи. О знакомстве писца с авторскими рукописями митрополита свидетельствуют в том числе пометы, большей частью на латинском языке, в самих текстах и на полях.
18. К украинскому периоду могут относиться стихи «Преподобному Антонию Печерскому», но атрибуция их Димитрию Ростовскому требует доказательств. См.: Украхнська поез!я. Середина XVII вт. / Упорядники В. I. Крекотень, М. М. Сулима. Кихв, 1992. С. 304-305.

19. См.: Федотова М. А. Слово на память Леонтия, епископа Ростовского: к вопросу о неопубликованных сочинениях Димитрия Ростовского // IX чтения по истории и культуре Древней и Новой России: Материалы науч. конф. Ярославль, 25-27 сентября 2014 года. Ярославль, 2016. С. 178-199.

20. Собрание разных поучительных слов и других сочинений святого Димитрия митрополита, ростовского чудотворца, на шесть частей разделенное, с приложением Жития его. М., 1786. Т. 1-6.
13 В «Слове на пречестную память святителя Леонтия...» Димитрий Ростовский, в частности, пишет, что святой Леонтий Ростовский «<...> аггел бысть в тАтЬ, понеже ткла своего отвратился, умертвил е, ибо вся, умерщвляяй тЬло свое, глаголется и есть аггел. Ясное сего изъявление есть в святом Иоанну Предитечи, пишется о нем: Глаголет Бог Отец к Богу Сыну: „Се аз посылаю аггела моего пред лицем твоим“ — си есть Иоанна Предитечю etc.»,21и далее автор проповеди (Димитрий Ростовский) сравнивает Леонтия Ростовского с Антонием Печерским, делая помету в тексте на латинском языке «Vide in concione <нрзб.>Antonio Рес2аПепз»,22 т. е. отсылает читателя к Канону, в котором соотносит житие преподобных Антония и Феодосия Печерских, как и Леонтия Ростовского, с житием ангельским: «Воистинну житие ваше аггельско бысть, во плоти бо суще, не радисте о плоти, но аки пленника ту умерщвленми сми- ривше, покористе духови и безплотних подражасте, неуклонно Господа и Госпожу Богородицу величающе».23 Конечно, и в агиографических, и в гимнографических текстах подобное сравнение является общим местом, своего рода топосом, но для нас важна авторская помета, отсылка к другому тексту, которая свидетельствует, вероятно, о близком времени создания двух памятников: возможно, «Канон преподобным и богоносным отцем нашим Антонию и Феодосию Киево-Печерским» был написан одновременно со «Словом на пречестную память святителя Леонтия.», т. е. в 1702 году, во время строительства храма, но еще до освящения его в 1704 году.
21. РНБ. Собр. А. А. Титова. № 3557. Л. 482.

22. Написание «Peczarienis», а не «Peczeriens» — это типичная ошибка писца, который, вероятно, плохо знал и понимал латынь, при этом неаккуратно скопировал большинство латинских маргиналий. Об этом писал еще Амфилохий Угличский, давая комментарии к рукописи из собр. А. А. Титова, № 3557. См. подробнее: Федотова М. А. Слово на память Леонтия, епископа Ростовского: к вопросу о неопубликованных сочинениях Димитрия Ростовского. С. 178-199.

23. ГИМ. Собр. Соколова. № 81. Л. 319.
14 Творческое наследие святителя Димитрия Ростовского поистине неисчерпаемо и огромно, оно неисчерпаемо как по своему объему, так и по глубине внутреннего содержания и, без сомнения, стало достоянием и наследием всей славянской культуры, а «слог и язык» его произведений, по характеристике Филарета Гумилевского, — «образец изящества церковнославянского языка».24 Не является исключением и анализируемый Канон, написанный в строго художественной, по законам жанра, и в то же время изящной манере.
24. Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы. СПб., 1884. Кн. 1. С. 66.
15 В Каноне почти не содержится биографических, «житийных», моментов, имеется, в основном, общее в строгой последовательности прославление преподобных, неуклонно соблюдаемое на всех уровнях — отдельной строки или целой строфы. Например, Слава из 1-й песни Канона: «Водами слез твоих фараона мысленнаго потопил еси, Антоние; в умерщвленном же телеси, аки в тимпане, победная воспел, Феодосие: оба же о нас моление избавителю Богу нашему принесете»; или строка из 2-й песни: «На небесный круг востекл еси, святе Антоние; к небесним обителем преставился еси, преподобне Феодосие: тамо оба молбу о нас грешных принесете к единому человеколюбцу»; или вся строфа 6-й песни: «Молитву излиал еси к Господу, преподобне Антоние, да будет по всей земли роса, на месте же имевшея быти церкве суща, и паки по всей земли суша, на месте же святем роса. И услышан был еси вскоре, молю и о мне помолися, да влаги моя страстныя изсушит, изсохшее же сердце мое росою благодати да оросит, и от тли возведет мя Бог мой.
16 Молитвами твоими, преподобне Феодосие, обитель твоя в оскудениах наполняше- ся земных благ. Душе моей скудной, не имущой добрих дел, исходатайствуй спасительная благая, и от тли возведет мя Бог мой.
17 Слава. Молитвами преподобных твоих угодников, Антониа и Феодосиа Печерских, излиавших пред тобою сердца своя и молящихся к тебе о всем мире выну, от тли Боже мой возведи мя».
18 К художественным особенностям текста, бесспорно, можно отнести анафору как художественный прием: автор последовательно повторяет начальные слова ирмосов в каждой строфе всех песен Канона. Например, 4-я песнь. Начало ирмоса «Услышах, Господи» повторяется следующим образом в начальных словах тропарей песни: «Услышася глас Господень в Афоне к игумену <...>» // «Услышав Феодосий глас Христа <...>» // «Услышавше равноаггелное двою тою Отцу <...> // Услыша Владычице стенание и молбы <...>» и т. д.
19 Подводя итог нашему комментарию, следует отметить, что вопрос атрибуции, принадлежности данного «Канона преподобным и богоносным отцем нашим Антонию и Феодосию Киево-Печерским» перу Димитрия Ростовского может быть решен с большей степенью вероятности в пользу митрополита, и совершенно справедливо в современной богослужебной практике под 2 сентября в составе «Службы преподобных отец наших Антония и Феодосия Печерских» читается Канон с надписанием «Ин канон, творение святого Димитрия, митрополита Ростовского».25
25. См. издание в так называемых «Зеленых Минеях»: Минея богослужебная. М., 2002. Месяц сентябрь. С. 61-73.
20 В Приложении приводится текст Канона по авторской рукописи: ГИМ. Собр. Соколова. № 81. Л. 312-319 об. При публикации из букв кириллического алфавита сохранена только п, пунктуация современная. Киноварь в рукописи передается полужирным шрифтом.
21 ПРИЛОЖЕНИЕ
22 (л. 312) Канон преподобним и богоносним отцем нашим Антонию и Феодосию Киевопечерским.
23 Тропарь, глас 3
24 Двоицу началних российских светил почтем: Антониа, Богом посланного, и Феодосиа, Богом дарованнаго, тыи бо первыи равноаггелным в Росии житием просиавше, от гор киевских осветиша отечествиа нашего вся конца и путь к небеси правый многим показаша, и первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша. И ныне престояще в вышних немерцаемому Божества свету, молятся о душах наших. Богородичен гласу (л. 312 об.).
25 Канон, глас 8. Песнь 1.
26 Ирмос: Воду прошед.
27 Воды мирскаго мятежа, аки Моисей с Аароном Чермное море, преподобный Антоний с Феодосием блаженним немокренно преидоста и без вреда пристанища небеснаго достигше, радостно возгласиста: «Избавителю Богу нашему поем».
28 Волнами житейскими влаяйся аз, окаянный, и да не погрязну фараонитски в глубине зол, бояся, к вам вопию, о, отцы преподобныи: «Избавителю Богу нашему о мне помолитеся».
29 Слава.
30 Водами слез твоих фараона мысленнаго потопил еси, Антоние, в умерщвленном же телеси, аки в тимпане, победная (л. 313) воспел, Феодосие, оба же о нас моление избавителю Богу нашему принесете.
31 И ныне, Богородичен.
32 Воды страстей моих изсуши, рождшая незаходимое солнце Христа, и на сух путь безстрастиа настави мя, добрая путеводителнице, да благодарственная избавителю Богу нашему воспою вовеки.
33 Песнь 3.
34 Ирмос: Небеснаго круга.
35 Небесное житие в пещерах земних показасте отцы преподобныи, утверждающеся же в любви Божией желаемаго горняго края достигосте и зрети сподобистеся единаго человеколюбца.
36 На небесный круг востекл еси, святе Антоние, к небесним обителем преставился еси, преподобне Феодосие, тамо оба молбу (л. 313 об.) о нас грешных принесете к единому человеколюбцу.
37 Слава.
38 Небесных благ лишився аз, окаянный, к вам притекаю, о, небесныи граждане, да не в конец отчужден буду части спасаемых, умилете о мне единаго человеколюбца.
39 И ныне.
40 Небес пространнейшая Богородителнице, невместимаго вместившая в пречистых ложеснах твоих, сподоби мя, грешнаго, получити место в селениах праведных, и с теми наслаждатися лицезрения единаго от тебе человеколюбца.
41 Седален, глас 2.
42 Моление твое теплое, Антоние преблаженне, огнь с небеси сведе на место, идеже име основатися Богородична церковь. Твоя же (л. 314) прилежная молба, богоносне Феодосие, на то же место благодать Божию образом дуги от ветхия церкве преведе. Оба бысте чудотворци, оба теплыи к Богу молебники, оба же велицыи того угодники. И ныне молитвами вашими попалете хврастие грехов наших и благодати Божией приобщете ны, от бед избавляйте нас, въскоре предстателствующе.
43 Слава ныне. Моление теплое и стена необоримая.
44 Песнь 4.
45 Ирмос: Услышах, Господи.
46 Услышася глас Господень в Афоне, к игумену глаголющь: «Посли ми Антониа в Россию, яко тамо его требую». И прийде Антоний в новопросвещенную страну повелением (л. 314 об.) Господа своего и прослави того Божество.
47 Услышав Феодосий глас Христа, в Евангелии глаголюща: «Грядете по мне и воз мете иго мое на себе», — абие вся, яко уметы, вменив, вослед его пойде и прослави того божество.
48 Слава.
49 Услышавше равноаггелное двою тою отцу в пещерах пребывание, мнози стекошася к нима подражати постнических подвигов и, образом добродетелнаго ею житиа на- ставлшеся, угождати Богу, прославиша того божество.
50 И ныне.
51 Услыши, Владычице, стенание и молбы христоименитых людий, призри на озлобление и горесть утесняемых отвсюду, виждь слезы и рыданиа сущих в бедах (л. 315) и скорбех и умилосердися на рабы твоя, да тя, Богородицу, прославим.
52 Песнь 5.
53 Ирмос: Просвети нас.
54 Просветишася, яко небеса двома светилами, горы киевскиа двома началнейшими отцы преподобными — Антонием, аки солнцем, Феодосием, аки луною, и свет святыни их во тме пещерной светяшеся, и тма не обьят их. Людие же на свет добрых дел ею взирающе, прославляху Отца небеснаго.
55 Просветися вся Россиа лучами чудес ваю, сынове немерцающаго света, отцы преподобныи, аще и под спудом пещерним скрыстеся, творимая бо вами в тайне показа та Бог яве и прослави прославляющих его (л. 315 об.).
56 Слава.
57 Просвещаетеся ныне, аки солнца в Царствии Небесном, о, богоблаженнии, просветете омраченную мою душу и на светлую заповедей божиих стезю наставете мя.
58 И ныне.
59 Просвети лице твое на рабы твоя, Христе свете истинный, и, отгнав тму прегрешений наших, света присносущнаго общники сотвори ны, ради рождшиа тя и преподобных твоих, человеколюбче.
60 Песнь 6.
61 Ирмос: Молитву пролию.
62 Молитву излиал еси к Господу, преподобне Антоние, да будет по всей земли роса, на месте же имевшея быти церкве суша, и паки по всей земли суша, на месте же святем роса. И услышан был еси вскоре, молю и о мне помолися, да (л. 316) влаги моя страстныя изсушит, изсохшее же сердце мое росою благодати да оросит и от тли возведет мя Бог мой.
63 Молитвами твоими, преподобне Феодосие, обитель твоя в оскудениах наполняшеся земных благ. Душе моей скудной, не имущой добрих дел, исходатайствуй спасительная благая, и от тли возведет мя Бог мой.
64 Слава.
65 Молитвами преподобных твоих угодников, Антониа и Феодосиа Печерских, излиавших пред тобою сердца своя и молящихся к тебе о всем мире выну, от тли, Боже мой, возведи мя.
66 И ныне.
67 Молитву мою по Господе Бозе к тебе, госпоже моя, проливаю и возвещаю моя душевныя печали, яко злыми моими делы в погибель влекомый есмь (л. 316 об.) и не исправляюся: греховним оружием уязвляемый есмь — и не чувствую, кит преисподняго ада пожрети мя хощет — и не бежу от него, обаче к твоему милосердию вопию: «От тли, Владычице моя, возведи мя».
68 Кондак, глас 2.
69 Твердыя столпы благочестиа, недвижимая иноческих законоположений основаниа, необоримыя стены росийскиа восхвалим: Антониа, возлюблшаго Бога, и Феодо- сиа, возлюбленна Богом, труды бы оных и постническиа подвиги прият паче всякаго всеплодиа един в святых прославляемый.
70 Икос.
71 Кое похваление принесем двоици великих угодников божиих: Антонию, обретшему (л. 317) благодать пред Господем, Феодосию, сподоблшемуся благодати от Господа — обема же послужившима богоблагодатней пречистой Деве, якоже бо древле два херувимы славы бяху стояще у киота завета, сице — киоту одушевленному Божией Матере. Сии два отцы преподобныи предстояста выну, хваляще воплощшагося от нея Бога, и ныне предстоят с херувими престолу непреступныя славы, аможе предста царица одесную, крилами же непрестанных своих молений осеняют Россию, и умилостивляемый ими бывает с Богородицею Христос Бог, един в святых прославляемый.
72 Песнь 7.
73 Ирмос: От иудеи дошедше.
74 От горы Афонскиа блаженный Антоний в Россию пришед, и да будет на мЬстЬ сем (л. 317 об.) Святыя горы благословение, рек, пояше: «Отец наших Боже, благословен еси».
75 От дому родителню преподобный Феодосий к Иерусалиму тещи желая, на горы Киевскиа прииде и сотвори я своею святынею, яко Сиона, трудами же своими распространив обитель, яко Иерусалима, пояше: «Отец наших Боже, благословен еси».
76 Слава.
77 От мирских любосластних страстей, аки от вавилонскаго пламени, не опални соблюдшеся отцы святыи, нынЬ в церкви торжествующих с радостию вопиют: «Единый в Троици Боже отец наших, благословен еси».
78 И нынЬ.
79 От Христа Бога посылахуся на проповедь апостолы два,26 аможе сам ити хотяше. Пречистая ДЬва Богородица, хотящи сама новопросвященныя (л. 318) люди россий- скиа посЬтити и сотворити себЬ посреди их селение, посла в Россию, аки апостольскую двоицу, сиа два избранныя рабы своя, Антониа и Феодосиа, поющиа: «Воплощенный от дЬвы Христе Боже с Отцем и Духом Святым, благословен еси!»
26. В рукописи слово два написано дважды.
80 ПЪснь 8.
81 Ирмос: Царя Небеснаго.
82 Царя Небеснаго в аггельском чину прославити хотя, пещеру житием твоим равноаггельним содЬлал еси, аки небо, Антоние святе, и земних аггелов лик собрав, глаголал еси к ним: «Егоже поют на небеси вои аггельстии, того мы на землЬ хвалЬм и превозносим выну».
83 Царю Небесному вовоинитися хотя, желЬзом приковался еси, аки воинским поясом препоясуяся, Феодосие терпеливодушне, и подвизался еси, яко воин (л. 318 об.) Иисус Христов, дондеже мира и плоть одолЬв, врага диавола побЬдил еси, торжественно хваля и превознося укрЬплшаго тя Господа.
84 Слава.
85 Царю Небесному с вои аггелскими нынЬ на небеси предстояще, не забудите и нас, притекающим к вам, о, отцы преблаженнии, да и мы сподобимся с вами в будущей жизни хвалити и превозносити Христа вовЬки.
86 И нынЬ.
87 Царя небеснаго рождшая БогоневЬсто, Владычице, сподоби ны части праведных, да с ними купно восхвалим рождшагося от тебе Владыку, и прославим въвЬки.
88 ПЪснь 9.
89 Ирмос: Воистинну Богородицу.
90 Воистинну мертвы показастеся мирови прежде погребениа, пещеры нЬдра земная, аки в гроб, вселешеся, но Богови живи бЬсте, богомыслными вашими умы к небеси (л. 319) паряще и с безплотными лики того купно и рождшую его величающе.
91 Воистинну житие ваше аггелско бысть, во плоти бо суще, не радисте о плоти, но аки плЬнника ту умерщвленми смиривше, покористе духови и безплотних подражасте, неуклонно Господа и госпожу Богородицу величающе.
92 Слава.
93 Воистинну наслЬдницы Царствиа Небеснаго сотвористеся, земная наслЬдиа презрЬвше и отчуждившеся суетнаго мира, присвоистеся Богови и разрЬшшеся союзов плоти, с Христом нынЬ жителствуете, с безплотними лики тому и пренепорочнЬй того матерЬ предстояще и о нас молящеся.
94 И нынЬ.
95 Воистинну тобою человЬческий род получи спасение, о, пренепорочная ДЬво Ма- рие, ты бо (л. 319 об.) соединила еси с человЬком Бога в пречистой твоей утробЬ, воплотивши неизреченно отчее Слово, ты и нас грЬшних, удалившихся от Господа, паки к Господу приближи и примири, и присоедини ему, да с безплотными лики купно и с тЬми, иже в плоти аггелски пожиша, тебе и рождшагося от тебе Христа Владыку величаем вовЬки.
96 Достойно есть.

Библиография

1. Балакшин Р. Церковь Покрова Богородицы, что в Козлёне. Вологда, 2000.

2. Белоброва О. А. Александр // ТОДРЛ. Л., 1990. Т. 44.

3. Бочаров Г., Выголов В. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983.

4. Канон прп. Антонию и Феодосию Печерским // Христианское чтение. 1859. Июнь.

5. Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А. Рынок Устюга Великого в период складывания всероссийского рынка (XVII в.). М., 1960.

6. Минея богослужебная. М., 2002. Месяц сентябрь.

7. Полн. собр. русских летописей. Л., 1982. Т. 37. Устюжские и вологодские летописи XVIXVIII вв.

8. Смирнова С. С., М. А. М. Великоустюжская епархия // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7.

9. Собрание разных поучительных слов и других сочинений святого Димитрия митрополита, ростовскаго чудотворца, на шесть частей разделенное, с приложением Жития его. М., 1786. Т. 1-6.

10. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877.

11. Таможенные книги Великого Устюга середины XVIII века / Сост. Г. Н. Чебыкина (отв. ред.), М. С. Черкасова. Вологда, 2012.

12. Украхнська поез!я. Середина XVII вт. / Упорядники В. I. Крекотень, М. М. Сулима. Ки1в, 1992.

13. Федотова М. А. Слово на память Леонтия, епископа Ростовского: к вопросу о неопубликованных сочинениях Димитрия Ростовского // IX чтения по истории и культуре Древней и Новой России: Материалы научной конференции. Ярославль, 25-27 сентября 2014 года. Ярославль, 2016.

14. Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского. М., 2005.

15. Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы. СПб., 1884. Кн. 1.

16. Чебыкина Г. Н. Великий Устюг: летописная книга XII — нач. XXI века. Великий Устюг, 2007.

17. Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести