Президиум РАНОбщественные науки и современность Obshchestvennye nauki i sovremennost

  • ISSN (Print) 0869-0499
  • ISSN (Online) 2712-9101

ПЕРЕПИСКА Ф. К. СОЛОГУБА И АН. Н. ЧЕБОТАРЕВСКОЙ С И. И. ЯСИНСКИМ

Код статьи
S013160950006870-1-1
DOI
10.31860/0131-6095-2019-3-122-133
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 3
Страницы
122-133
Аннотация

В публикации представлена переписка крупнейшего писателя-символиста Федора Сологуба и его жены Анастасии Чеботаревской с Иеронимом Ясинским, весьма значимым для истории русской литературы последней трети XIX — начала XX века прозаиком, литературным критиком, журналистом и издателем, проанализированы причины их взаимного интереса в контексте литературной и политической ситуации эпохи.

Ключевые слова
Федор Сологуб, Иероним Ясинский, русский символизм, эпистолярное наследие, мемуаристика.
Дата публикации
27.09.2019
Год выхода
2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
817

DOI: 10.31860/0131-6095-2019-3-122-133

ПЕРЕПИСКА Ф.К.СОЛОГУБА И АН.Н.ЧЕБОТАРЕВСКОЙ С И.И.ЯСИНСКИМ

(ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ, ПОДГОТОВКА ТЕКСТА И КОММЕНТАРИИ © Т. В. МИСНИКЕВИЧ)

Иероним Иеронимович Ясинский (1850−1931), несомненно, является весьма значимым для истории русской литературы последней трети XIX — начала XX века прозаиком, литературным критиком, журналистом и издателем. Мемуары Ясинского «Роман моей жизни» представляют широкую и подробную панораму русской литературной и общественной жизни 1860—1920-х годов. При жизни писателя его книга воспоминаний была опубликована в весьма сокращенной версии.1 Полный вариант текста «Романа моей жизни»2 дает возможность выявить авторские стратегии Ясинского-мемуариста, одной из которых является большая или меньшая степень детализации в изображении того или иного участника литературного процесса, вплоть до полного или частичного умолчания.3 Такой фигурой умолчания в известном смысле является и крупнейший поэт-символист, прозаик, переводчик, драматург Федор Сологуб.

В «Романе моей жизни» мемуарист упомянул Сологуба лишь дважды: отметил, что Сологуб, в числе других поэтов-символистов, был участником «пятниц» К. К. Слу-чевского: «…бывал и читал свои стихи Брюсов, и появлялись Бальмонт и Сологуб» 4 — и посещал «журфиксы» Мережковских: «…впервые появился со своими стихами на литературном горизонте еще не печатавшийся Тетерников (Федор Сологуб). О Приютил его у себя „Северный вестник", напечатавший его рассказ „Тени". Содержание „Теней" понравилось критике».5 Жена Сологуба, писательница и переводчица Ан. Н. Чеботаревская, активная участница литературной жизни 1910-х годов, не упоминается вовсе. Однако личные и творческие контакты Сологуба и Ясинского были достаточно глубокими и продолжительными, а умолчание о них, сопровожденное известным небрежением к подробностям литературной биографии Сологуба (его публикации появились еще до начала сотрудничества в «Северном вестнике»), могло быть вполне мотивированным.

Заняв в 1896 году пост редактора «Биржевых ведомостей», Ясинский стал достаточно активно привлекать к сотрудничеству наряду с популярными в то время литераторами и писателей-модернистов, в свою очередь охотно откликнувшихся на возможность публиковаться в крупном столичном издании.6 Первое зафиксированное обращение Сологуба к Ясинскому — запись от 24 января 1896 года о посылке его первого сборника «Стихи. Книга первая» (СПб., 1896) на домашний адрес Ясинского (Головинская ул., д. 9).7 15 июля 1896 года Сологуб получил от редакции «Биржевых ведомостей» письмо с предложением о публикации, на что ответил присылкой рассказа «Шаня и Женя».8 С 1897 года произведения Сологуба, в первую очередь стихотворения, регулярно появлялись на страницах издания.9

1См.: Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. М.; Л., 1926; фрагменты перепечатаны с комментариями: Среди великих: Литературные встречи / Сост., вступ. статья и комм. М. М. Одесской. М., 2001.

2См.: Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний / Сост. Т. В. Мисникевичи Л. Л. Пильд; вступ. статья Л. Л. Пильд; подг. текста Т. В. Мисникевич; комм. Т. В. Мисникевичи Л. Л. Пильд. Т. 1−2. М., 2010.

3Подробнее см.: Пильд Л. Литературная судьба и мемуары Иеронима Ясинского // Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. Т. 1. С. 29−41.

4Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. Т. 1. С. 361−362.

5Там же. С. 445−446.

6В автобиографическом очерке «Мои цензора» (1911) Ясинский вспоминал: «…я стал редакторствовать в „Биржевых ведомостях" и на оставленный мне бюджет пригласил таких авторов, как Мережковский, Сологуб, Салиас, Мордовцев и мн. др.» (цит. по: Ясинский И. Романмоей жизни: Книга воспоминаний. Т. 2. С. 107).

7 См.: Сологуб Ф. Записи исходящих и входящих писем с указанием их содержания и записи адресов разных лиц // ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 6. № 82. Л. 26 об. В архиве Ясинского со хранился титульный лист сборника «Стихи. Книга первая» с дарственной надписью Сологуба: «Многоуважаемому Иерониму Иеронимовичу Ясинскому от автора» (РНБ.Ф. 901. № 1276. Л. 15).

Ясинский был одним из ярких предшественников символизма в русской литературе,10 и его интерес к творчеству Сологуба, безусловно, связан с пристальным вниманием к становлению и развитию данного литературного направления;11 в частности, Ясинский благожелательно отозвался о романе Сологуба «Тяжелые сны»12 и его рассказе «К звездам» .13 Определение Сологуба как «единственного цельного представителя символизма в русской беллетристике»,14 данное писателю Ясинским, а также его тонкие и вдумчивые рассуждения о природе и особенностях декадентства и символизма могли послужить для Сологуба стимулом к более близкому знакомству с критиком. Кроме того, Ясинский был переводчиком и рецензентом произведений Э. Золя,15 чье творчество сыграло значительную роль в формировании эстетических взглядов и писательской манеры Сологуба.16

Согласно записям в «Тетради посещений», Сологуб впервые посетил Ясинского 22 сентября 1896 года, вскоре после публикации его критического обзора в «Биржевых ведомостях»; беседовали литераторы более двух часов — с 11:30 до 14:00.17

8См.: Сологуб Ф. Записи исходящих и входящих писем…Л. 87 об. Ответ Ясинского относительно рассказа «Шаня и Женя» Сологуб получил 22 июля 1896 года, 20 сентября осведомился о гонораре за принятый к публикации рассказ (Там же. Л. 34, 87 об.); рассказ был опубликован в «Биржевых ведомостях» в 1897 году (17 мая, № 133; 19−21 мая, № 135−137; 24 мая, № 140; 26−27 мая, № 142−143), 13 июля Сологуб просил Ясинского прислать ему 5 экземпляров номеров с рассказом (Сологуб Ф. Записи исходящих и входящих писем… Л. 40 об.).

9См.: Библиография Федора Сологуба: Стихотворения / Сост. Т. В. Мисникевич; под ред. М. М. Павловой. М.; Томск, 2004.

10См.: Минц З. Г. 1) Статья Н. Минского «Старинный спор» и ее место в становлении русского символизма // Минц З. Г. Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. СПб., 2004. Кн. 3: Поэтика русского символизма. С. 150−161; 2) «Новые романтики»: К проблеме русского пресимволизма // Там же. С. 162−174.

11Подробнее см.: Нымм Е. Литературная позиция Иеронима Ясинского (1880−1890-е годы). Тарту, 2003.

12См.: Ясинский И. Рыцарь Зеркал. Критические наброски. Святочный сон // Петербургская газета. 1895. 27 дек. № 355. С. 2.

13См.: Я. [Ясинский И. И.]. Критические наброски // Биржевые ведомости. 1896. 6 сент. № 246. С. 2.

14Там же.

15См.: Трясина / Пер. М. Белинского // Ежемесячные литературные приложения к журналу «Живописное обозрение». 1882. № 2−4, 6−12; Наслаждение жизнью / Пер. М. Белинского // Заря. 1883. Ноябрь−декабрь; 1884. Январь; отд. изд.: Киев, 1884; Пост / Пер. И. И. Ясинского // Всемирная иллюстрация. 1892. № 1206. С. 178—179; Кошачий рай: Рассказ / Пер. И. И. Ясинского // Всемирная иллюстрация. 1893. № 1266. С. 306−307; К молодежи: Письмо / Пер. И. Ясинского. С прим. переводчика // Всемирная иллюстрация. 1896. № 9. С. 228−229; О. И. [Ясинский И. И.]. Эмиль Золя и Клод Бернар: [Рец. на: Зола Э. Парижские письма. LII. Экспериментальный роман] // Слово. 1879. № 10. С. 152−154; М. Б. [Ясинский И. И.]. По поводу нового романа Зола // Заря. 1884. 20 янв. № 16; Белинский М. [Ясинский И. И.]. Эмиль Золя и его новый роман. Критические очерки [Рец. на роман Золя «Жерминаль»] // Наблюдатель. 1885. № 11. С. 56−59; Ясинский И. Эмиль Золя как романист: Критический очерк // Золя Э. Ругон-Маккар. СПб., 1894. Т. 1. С. XIII−XXIV.

16О воздействии эстетических взглядов Золя на творчество Сологуба и его трактат «Теория романа» (1888) см.: Павлова М. М. Писатель-Инспектор: Федор Сологуб и Ф. К. Тетерников. М., 2007. С. 82−109, 113−161.

17См.: «Тетради посещений» Федора Сологуба / Вступ. статья, публ. и аннотированный указатель имен М. М. Павловой и А. Л. Соболева // Федор Сологуб. Разыскания и материалы: Сб. / Под ред. М. М. Павловой. М., 2016. С. 47.

Не исключено, что в работе над статьей «Не постыдно ли быть декадентом»18 Сологуб учитывал и рассуждения Ясинского.

Контакты Сологуба с Ясинским, редактором и издателем, не ограничивались «Биржевыми ведомостями». Регулярные встречи двух литераторов на «пятницах» Случевского19 определили участие Сологуба, наряду с другими символистами, в журнале «Ежемесячные сочинения», который Ясинский начал издавать в марте 1900 года.20 Кроме того, Сологуб регулярно публиковал свои стихотворения в издаваемых и редактируемых Ясинским журналах «Беседа», «Новое слово», «Новый журнал для всех», «Почтальон».21

Еще одна точка пересечений в жизни литераторов — события литературно-художественной и общественной жизни 1900—1910-х годов. В частности, Ясинский был посетителем «воскресений» Сологуба — еженедельных литературных чтений на его квартире.22 Как член комитета и председатель литературной курии организованного в марте 1917 года Союза деятелей искусств Сологуб привлекал Ясинского к участию в его работе.

Однако в «Романе моей жизни» довольно длительная, лишенная каких-либо обострений история отношений Сологуба и Ясинского, связанная с яркими и значимыми моментами в их литературной и общественной биографии, практически никак не обозначена. С одной стороны, это вполне объясняется перенасыщенностью повествования событиями, фактами и героями. С другой стороны, за «игнорированием» персоны Сологуба могли крыться и социально-психологические причины.

Как известно, среди современников Ясинский, как и Сологуб, пользовался крайне неоднозначной, зачастую граничащей со скандальной, репутацией. Так, А. В. Скабичевский характеризовал Ясинского следующим образом: «Он привык вращаться в мире пошлости и грязи до такой степени, что ему трудно и представить себе такие душевные движения и страсти, которые возвышались бы над пошлостью».23 Ф. Ф. Фидлер оставил в своем дневнике следующие записи: «Несколько дней назад меня навестила моя бывшая ученица Александра Лаврова. Она нашла место за 25 рублей в месяц, рабочий день составляет три-четыре часа ежедневно, и происходит все это — у И. И. Ясинского, диктующего ей свои повести. Она жаловалась моей жене, что у него на письменном столе разложены, наподобие игральных карт, изображения обнаженных женщин, зачастую — в непристойных позах и положениях» (запись от 30 сентября 1888 года); «В интимной беседе со мной Ясинский признался, что у него было намерение обесчестить Лаврову и сделать ее таким образом своей постоянной домашней любовницей» (запись от 5 ноября 1889 года); «Я рассказал, что он (Ясинский) обесчестил среди прочих и мою бывшую ученицу Александру Лаврову (она сама сообщила мне об этом), дав ей какое-то усыпляющее средство» (запись от 15 октября 1895 года).24

После Октябрьского переворота Ясинский всячески старался подчеркнуть свою лояльность новой власти и, вполне вероятно, поэтому стремился отмежеваться от Сологуба, имевшего в восприятии многих современников одиозную репутацию декадента, садиста, порнографа и т. п. Тем не менее в своих записях, совпадающих по времени с выходом в свет его мемуаров, Ясинский актуализирует именно эту сторону образа Сологуба. В дневнике за сентябрь 1926 года среди подробных перечней бытовых расходов и вклеенных семейных фотографий обнаруживаются следующие пассажи:

18Подробно о работе Сологуба над статьей «Не постыдно ли быть декадентом» и ее текст см.: Павлова М. М. Писатель-Инспектор. С. 146−157, 494−501.

19См.: «Пятницы» К. К. Случевского и их Альбом / Исследование и публ. С. В. Сапожкова // Новое литературное обозрение. 1996. № 18. С. 231−352; Фидлер Ф. Ф. Из мира литераторов: Характеры и суждения / Вступ. статья, сост., пер. с нем., прим., указатели и подбор иллюстраций К. М. Азадовского. М., 2008; Тахо-Годи Е. А. Ф. Сологуб и К. Случевский — биографические и творческие контакты // Федор Сологуб. Разыскания и материалы. С. 517−529.

20Подробнее см.: Нымм Е. Ю. Журнал Иеронима Ясинского «Ежемесячные сочинения» как предтеча модернистских периодических изданий начала XX века // Русская литература. 2019. №2. С. 103-111.

21См.: Библиография Федора Сологуба: Стихотворения.

22См: «Тетради посещений» Федора Сологуба. С. 77, 80, 95.

23Скабичевский А. Литературная хроника. Трагики, роман И. Ясинского. СПб., 1889 г. // Новости и Биржевая газета. 1889. 20 июля.

24Фидлер Ф. Ф. Из мира литераторов: Характеры и суждения. С. 46, 70, 164.

«Теперь ей кажется, что приснилось. Так дико.

Поэтесса Домашевская25 рассказала, что, когда ей было 14 лет, гимназистке еще в корот<ком> платьице, но уже барышне с начинающим обозначаться возрастом, захотелось повидать поэта, Сологуба, Ф. К., и она пришла к нему. — Что вам надо? — спросил он и ласково провел по ее пояснице рукою. — Она покраснела и испугалась. — С какою-нибудь просьбою пришли? — Она стала дрожать, а рука его уже была под ее платьицем ниже талии. — Что же, молчание добродетельно, но я люблю, когда девочка кричит! — сказал он, взвихрил ей юбку и, как по случаю лета она была без панталон, опрокинул на стол и больно высек розгою „по голой". Она вытерпела и ушла и только на улице пришла в себя и закричала от стыда и боли.

<…>

Сам Сологуб Передонов.

Такую же историю о Сологубе рассказывает художник Соколов (Соколовский). Когда он был розовым мальчиком и был учеником в городской школе на В. О., Сологуб у себя на квартире, в том же училище, раздевал его, клал в постель, утром застилан-ную предварительно чистой простыней, и драл розгой до крови, после чего доканчивал ладонью. У Сок<олова> до 35 лет с тех пор подергивания головой».26

Показательно, что наряду с откровениями о Сологубе в записях Ясинского обнаруживается и изнанка его собственной жизни: в дневник вклеены снимки обнаженной натуры, а также описаны коллизии взаимоотношений с последней любовью престарелого писателя — Ольгой Орефьевной Чикунской.

Возможно, «паучье» (по определению Л. М. Клейнборта)27 начало в человеческом облике Сологуба в послереволюционные годы стало для Ясинского доминантой образа писателя и напоминало ему о собственной душевной раздвоенности. Не исключено, что, «забывая» о Сологубе в итоговой книге воспоминаний, Ясинский в известной степени стремился освободиться от преследовавшего его до конца жизни собственного «подполья».

Историю взаимоотношений Сологуба и Ясинского объективно документируют материалы их переписки. В состав настоящей публикации включены письма Сологуба к Ясинскому, хранящиеся в фонде Ясинского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (РНБ.Ф. 901. № 1276), письмо Ан. Н. Чеботаревской (Там же. № 1401), письма Ясинского к Сологубу, хранящиеся в фонде Сологуба в Рукописном отделе Пушкинского Дома (ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 3. № 802), его письмо к Ан. Н. Чеботаревской (Там же. Оп. 5. № 347). Орфография и пунктуация писем приведена в соответствие с современными нормами.

25Домашевская Татьяна Константиновна (1900−1918) — поэтесса, участница литературного сборника «Страда» (Пг., 1917. Кн. 2), выступала со стихами в журнале «Красный огонек» (1918. № 2, 3−4, 5−6, 7, 8−12). В архиве Сологуба сохранились посланные ему стихотворения Домашевской; см.: Мисникевич Т. В. Федор Сологуб, его поклонницы и корреспондентки // Эротизм без берегов. М., 2004. С. 107.

26ИР ЛИ. Ф. 352. Оп. 3. № 6. Л. 24-25.

27См.: Клейнборт Л. М. Встречи: Федор Сологуб / Вступ. статья, публ. и комм. М. М. Павловой // Русская литература. 2003. № 1. С. 186−213; № 2. С. 102−121.

Ф. К. Сологуб — И. И. Ясинскому СПб. В. О. 7 линия, 20.

6 декабря 1900

Многоуважаемый Иероним Иеронимович,

Посылаю при этом стихотворение, о котором Вы говорили в пятницу.1 Я несколько замедлил, потому что мне хотелось заменить некоторые слова, но плохо удавалось. — Надеюсь, что Вы не забыли Вашего любезного обещания — присылать мне Ваш журнал «Ежемесячные сочинения».2

С истинным уважением

Федор Тетерников

1Вероятно, имеется в виду одна из «пятниц» Случевского, состоявшихся 24 ноября и 1 декабря 1900 года; см.: «Пятницы» К. К. Случевского и их Альбом. С. 316. Согласно авторскому библиографическому указателю и указателю содержания писем, 6 декабря 1900 года Сологуб послал Ясинскому для публикации в «Ежемесячных сочинениях» стихотворение «Я здесь один, жесток мой рок…» (26 ноября 1900 года); публикация в журнале не состоялась; см.: Сологуб Ф. Полн. собр. стихотворений и поэм: В 3 т. СПб., 2014. Т. 2. Кн. 2 / Изд. подг. Т. В. Мисникевич. С. 450, 544.

2«Ежемесячные сочинения» (Санкт-Петербург, 1900−1903) — литературный, с 1902 года — литературный, научный, политический и художественный журнал, единолично издаваемый и редактируемый Ясинским; Сологуб посылал для публикации в журнале подборки своих стихотворений: 5 июля 1902 года — «Разъединить себя с другим собою…» (опубликовано: 1903. № 2. С. 89; под заглавием «Разъединение»), «Не говори, что здесь свобода…», «Суровы очи у дивных дев…», «По тем дорогам, где ходят люди…», 4 июля 1903 года — «Люблю мое молчанье…», «Забыты вино и веселье…», «Келья моя и тесна, и темна…», «Не понимаю, отчего…», «Недотыкомка серая…», «Иду в смятеньи чрезвычайном…», «Грустное слово — конец!..», «Жизнь проходит в легких грезах…», «Неустанное в работе…».Б ольшая часть данных стихотворений была опубликована в журналах «Беседа» и «Почтальон» (см. прим. 1, 2 к п. 2).

2

Ф. К. Сологуб — И. И. Ясинскому

18 ноября 1903

Многоуважаемый Иероним Иеронимович,

Очень благодарю Вас за любезную присылку «Беседы». 1 Позвольте обратиться к Вам с просьбою довершить Вашу любезность и прислать мне также и Ваш «Почтальон» ,2 за что буду весьма благодарен.

Преданный Вам

Федор Тетерников

1 «Беседа» (Санкт-Петербург, 1903−1908) — ежемесячный иллюстрированный литературный журнал, единолично издаваемый и редактируемый Ясинским. Ясинский регулярно публиковал в «Беседе» стихотворения Сологуб а: в 1903 году — «Не говори, что здесь свобода…» (№ 6. С. 274), «Не понимаю, отчего…» (№ 8. С. 394; под заглавием «Духовной жизни торжество»), «Неустанное в работе…» (№ 9. С. 552), «Люблю мое молчанье…» (№ 10. С. 588; под заглавием «Успокоение»), «Забыты вино и веселье…», «Иду в смятеньи чрезвычайном…» (№ 11. С. 691, 785), «Келья моя и тесна, и темна…» (№ 12. С. 832), в 1905 году — «Настало время чудесам…» (№ 1. С. 13), «Безгрешный сон…» (№ 2. С. 104), «Душа» («Сотворенная вне мира…») (№ 6. С. 25), «То не слезы, — только росы, только дождь…» (№ 8. С. 28; под заглавием «Только Я»), «Жизнь проходит в легких грезах…» (№ 9. С. 20), в 1906 году — «Невинный цвет и грешный аромат…» (№ 5. С. 64; под заглавием «Невинный цвет»), «Окно царица-небылица…» (№ 12. С. 15; под заглавием «Окно»), в 1907 году — «Чего недоставало…» (№ 1. С. 5; под заглавием «Чего недоставало»), «Не трогай в темноте…» (№ 3. С. 133; под заглавием «Не трогай»), «Не смейся над моим нарядом» (№ 8. С. 68; под заглавием «Не смейся»), «Зеленый изумруд в твоем бездонном взоре…» (№ 10. С. 195; под заглавием «Зеленый изумруд»). Авторизованная машинопись стихотворения «Иду в смятеньи чрезвычайном…» сохранилась в архиве Ясинского (РНБ.Ф. 901. Оп. 3. № 801. Л. 14).

2 «Почтальон» (Санкт-Петербург, 1902−1903) — ежемесячный иллюстрированный литературный журнал, издаваемый Ясинским. В журнале было опубликовано стихотворение Сологуба «По тем дорогам, где ходят люди…» (1903. № 1. С. 28; под заглавием «По тем дорогам»). 3

Ф. К. Сологуб — И. И. Ясинскому

<27 января 1907 года>

В воскресенье 28 января 1907 года1 прочтут

Г. И. Чулков свою драму «Тайга»,2

А. А. Кондратьев переведенные им «Песни Билитис» Пьера Луиса. 3

Начало чтения в 11 часов.

На именной почтовой бумаге: «Федор Кузьмич Тетерников. (Федор Сологуб). СПб. В. О., 7 л. 20»; адрес: «Е<го> В<ысокородию> Иерониму Иеронимовичу Ясинскому. Головинская 9. Здесь». Отправлено и получено по штемпелю 27 января 1907 года.

1«Воскресеньями» назывались литературные чтения на квартире Сологуба в Андреевском городском училище. 28 января 1907 года Ясинский на чтении не присутствовал (см.: «Тетради посещений» Федора Сологуба. С. 86).

2Чулков Георгий Иванович (1879−1939) — поэт, прозаик, переводчик, критик, драматург, мемуарист; регулярно посещал «воскресенья» Сологуба. Драма «Тайга» вышла в апреле 1907 года отдельным изданием (СПб.: Издательство «Оры»).

3Кондратьев Александр Алексеевич (1876−1967) — поэт, прозаик, переводчик, литературовед, регулярный посетитель «воскресений» Сологуба, автор воспоминаний о нем: Кондратьев А. Из литературных воспоминаний. I. Первая встреча с Сологубом // За свободу! (Варшава). 1927. 23 апр. № 92; переизд.: Кондратьев А. 1) Последние известия (Ревель). 1927. 6 янв. № 5; 2) Из воспоминаний о Федоре Кузьмиче Сологубе // Меч (Варшава). 1934. № 10. Переведенные Кондратьевым на русский язык «Песни Билитис» («Chansons de Bilitis», 1894) — сборник эротической поэзии, представлявший собой литературную мистификацию французского поэта и прозаика Пьера Луиса (1870−1925) (отд. изд: Луис П. Песни Билитис / Пер. Ал. Кондратьева. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1907; 2-е изд.: СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1911), — на «воскресенье» 28 января 1907 года прочитал Сологуб (см.: «Тетради посещений» Федора Сологуба. С. 86).

И. И. Ясинский — Ф. К. Сологубу

<18 декабря 1912 года>1

Дорогой Федор Кузьмич!

Большая просьба к вам. Пришлите как можно скорее стихотворение для «Огонька» и «Биржевых ведомостей» этак в рождественском духе. Что-нибудь про гадание и про звезду, в вашем великолепном народном духе, например. Это нужно как можно скорее. Деньги вы, разумеется, получите немедленно.

Преданный вам И. Ясинский.

Адрес: «Здесь. Разъезжая 31, кв. 4. Его Высокородию Федору Кузьмичу Тетерникову». Адрес отправителя: «Редакция „Биржевых ведомостей". С.-Петербург, Галерная ул., дом № 40». Получено и отправлено по штемпелю: 18.12.1912. Только подпись — автограф. Помета рукой Сологуба: «Ясинский. Посл<ано> 19 д<е>к<абря>». 1 Ответ Сологуба — п. 5.

Ф. К. Сологуб — И. И. Ясинскому

<19 декабря 1912 года. Петербург>

Посылаю стихотворение.1 Простите, что не немедленно сделал это, — ужасно мешали всё это время, и не мог подобрать ничего точно такого, как Вы хотели, — о гаданьях, о звезде, и в народном духе. — Сегодня утром ко мне приходили два посланца из «Бирж<евых> вед<омостей>». Первому моя горничная отдала приготовленный конверт с новогодним тостом-пожеланием, а потом пришел второй за тем же. Не вышло ли путаницы? М<ожет> б<ыть>, первый приходил от Вас и получил то, что назначалось для Нового Года и о чем со мною говорил в понедельник кто-то из Вашей редакции?2 М<ожет> б<ыть>, и стихи мои уже запоздали? Тогда будьте добры сказать или черкнуть.

Искренно преданный Вам Федор Сологуб

Датируется по содержанию; ответ на письмо Ясинского от 18 декабря 1912 года (п. 4).

1Согласно авторскому библиографическому указателю, 19 декабря 1912 года Сологуб послал в редакцию стихотворение «Там, где улицы так гулки…», публикация не состоялась, см.: Сологуб Ф. Полн. собр. стихотворений и поэм. Т. 2. Кн. 2. С. 369, 690.

2Возможно, имеется в виду стихотворение «Хмельный, ельный запах смол…», его авторизованная машинопись сохранилась в архиве Ясинского (РНБ.Ф. 901. Оп. 3. № 810. Л. 13); публикация стихотворения в «Биржевых ведомостях» не состоялась.

6

Ан. Н. Чеботаревская — И. И. Ясинскому

<26 января 1913 года>1 СПб. Разъезжая, 31. тел. 106-44

Глубокоуважаемый Иероним Иеронимович!

Пишу Вам по поручению Ф. К. Сологуба, чувствующего себя в данный момент нездоровым и просящего меня, вместе с сердечным приветом, передать Вам нижеследующую его просьбу.

Во имя справедливости, во имя общественной гласности, которой служит Ваша уважаемая газета, прошу Вас сообщить в отделе хроники о возмутительном факте произвола, являющегося следствием травли, которую давно ведет против Сологуба известная Вам компания «Современного мира» в лице гг. Кранихфельдов и Батюшко-вых,2 не постеснившихся публично обвинять его даже в столь частном поступке, как присутствие Ф. К. на Вашем почтенном юбилее.3 — Театр<ально>-литер<атурный> комитет (Батюшков, Котляревский, Морозов), уже отвергший пиесу Сологуба «Заложники жизни»,4 имевшую, вопреки всем их козням, столь неоспоримый успех и здесь (до сих пор полные сборы), и в провинции (в одном Воронеже было прочитано 12 рефератов о пиесе — те же в Одессе, Киеве, Томске, Красноярске и др.),5 — этот почтенный Комитет не постеснился в засед<ании> 9-го января «забраковать» инсценировку великого произведения Л. Толстого «Война и Мир», сделанную все тем же неугодным г. Батюшкову — Ф. Сологубом. 6 Не усматривая в этом решении никаких мотивов, кроме субъективно-произвольных, мы не хотим замалчивать этого факта, уже слишком угрожающего интересам истинного искусства и литературы. Нечего прибавлять, что инсценировка картин бессмертного романа сделана с большою тщательностью и благоговением, которое питает Ф. К. к памяти великого писателя, — с нею знаком А. А. Измайлов;7 если бы и нашлись некоторые длинноты, то устранить их, конечно, взялся бы режиссер. — Комитет же прежде всего допустил величайшую бестактность по отношению к памяти Толстого, ибо слава его — даже и в виде отдельных сцен — бесконечно выше той трухи, которую не задумываясь «одобряет» Ком<ите>т.8 Ф. К. очень просит Вас, уважаемый Иероним Иеронимович, отметить этот факт на страницах вечерн<ей> «Бирж<евки>» — в какой Вы найдете удобной форме. Вместе с тем Ф. К. просит передать В<а>м его глубокое огорчение пародией на его роман «Дым и пепел» в по-сл<еднем> № «Огонька».9 Ф. К. полагает, что сотрудничество в органах, к представителям которых он всегда относился с великим уважением и признанием, обязывает и их к некоторому уважению его имени и трудов.

За сим прошу принять мое и Ф. К. искреннее почтение. Анс. Чеботаревская-Сологуб.

1Датируется на основании ответного письма Ясинского Ан. Н. Чеботаревской.

2«Современный мир» — ежемесячный литературный, научный и политический журнал. Выходил в Петербурге с октября 1906-го по 1918 год, до 1906 года — под названием «Мир Божий». Владимир Павлович Кранихфельд (1865—1918), литературный критик, публицист, историк литературы, с № 11 1911-го по № 2 1913 года состоял редактором «Современного мира». Федор Дмитриевич Батюшков (1857—1920), историк литературы, литературный и театральный критик, в 1902—1906 годах был редактором журнала «МирБожий». На страницах «Современного мира» неоднократно появлялись иронические и негативные отклики на творчество Сологуба; см., например: Кранихфельд Вл. Литературные отклики // Современный мир. 1912. № 4. С. 295; Львов-Рогачевский В. 1)[Рец. на:] Альманахи изд-ва «Шиповник» // Там же. № 11. С. 361; 2)Без темы и без героя // Там же. 1913. № 1. С. 118; Батюшков Ф. В походе против драмы (По поводу «Заложников жизни» Ф. Сологуба) // Там же. 1912. № 12. С. 234-248.

340-летие литературной деятельности Ясинского торжественно отмечалось 8 января 1911 года в Петербурге в залах ресторана «Контана»; в статье Кранихфельда «Литературные отклики. Два юбилея», посвященной юбилею Ясинского и «банкету печати», состоявшемуся 19 февраля 1911 года, данные мероприятия были названы «если нелитературным скандалом, то, по крайней мере, литературным недоразумением» (Современный мир. 1911. № 3. С. 319); среди посетителей юбилея Сологуб не упоминается.

4Морозов Петр Осипович (1854—1920) — историк театра, литературовед. КотляревскийНестор Александрович (1863—1925) — историк литературы, переводчик, критик. Они были членами Театрально-литературного комитета, а Батюшков — главой его петербургского отделения. На заседании комитета пьеса Сологуба «Заложники жизни» получила отрицательную оценку. Подробнее о перипетиях постановки пьесы см.: Федор Сологуб и Ан. Н. Чеботаревская. Переписка с А. А. Измайловым / Публ. М. М. Павловой // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1995 год. СПб., 1999. С. 194—293; Галанина Ю. Вокруг «Заложников жизни» // Мейерхольд и другие: Документы и материалы. М., 2000. С. 157—175; Ф.Сологуб и Ан.Н. Чеботаревская. Переписка с В. Э. Мейерхольдом (1906-1927) / Вступ. статья, подг. текста и комм. Ю. Е. Галаниной // Федор Сологуб. Разыскания и материалы. С. 238-398.

5Пьесе «Заложники жизни» и ее постановкам были посвящены многочисленные публикации в провинциальной прессе, см., например: Алексеевич Мих. Литературные отголоски. «Заложники жизни» Федора Сологуба («Альманахи». 18-я книга) // Забайкальская новь (Чита). 1912. 25 нояб. № 1558; Вс. Ча-ц. [В. А. Чаговец]. Театр «Соловцов» («Заложники жизни» — др<ама> Сологуба; бенефис Н. Д. Красова) // Киевская мысль. 1912. 9 дек. № 341; С.Б. «Заложники жизни» // Бессарабская жизнь (Кишинев). 1912. 9 дек. № 283; [Б. п.]. «Заложники жизни», пьеса Ф. Сологуба (К предстоящей постановке в Благородном собрании) // Друг (Кишинев). 1912. 11 дек. № 281; Лоэнгрин [П. Т. Герцо-Виноградский]. Ростовский театр. «Заложники жизни» Ф. Сологуба (Бенефис Н. Л. Вульф) // Приазовский край (Ростов н/Д). 1912. 14 дек. № 328; Малхазов А. О символизме в «Заложниках жизни» Ф. Сологуба. По поводу рецензии г. С. Айвазова о пьесе // Баку. 1912.16 дек. № 284; Nellie. Отголоски театра. «Заложники жизни» // Воронежский телеграф. 1912. 16 дек. № 282; [Б. п.]. Литературные очерки // Саратовский листок. 1912. 18 дек. № 262. В газете «Воронежский телеграф» был опубликован отчет о диспуте, происходившем 22 декабря 1912 года в зале Общественного собрания (1912. 30 дек. № 292; сведения о публикации сообщены Ю. Е. Галаниной).

6См.: Война и мир. Картины из романа Л. Н. Толстого, избранные и приспособленные для сцены Сологубом. СПб., 1912.

7 О работе над пьесой и о ее сценической судьбе критику Александру Алексеевичу Измайлову (1873-1921) Чеботаревская сообщала в письме от 25 июля 1912 года и сентябрьском письме того же года, Сологуб — в письме от 9 августа 1912 года; см.: Федор Сологуб и Ан. Н. Чеботаревская. Переписка с А. А. Измайловым. С. 222-225, 230-231.

8Скорее всего, имеется в виду пьеса «Двенадцатый год. Историческая хроника в 11 картинах» Алексея Ивановича Бахметьева (1860-1917); премьера состоялась 26 августа 1912 года в Александринском театре в Петербурге и в Малом театре в Москве.

9Речь идет о пародии Измайлова «„Дым и жупел" (Творимая легенда в 6 частях да еще с терцинами)» (Огонек. 1913. № 3. 20 янв. <С. 13>); см.: Федор Сологуб и Ан. Н. Чеботаревская. Переписка с А. А. Измайловым. С. 239-247.

И. И. Ясинский — Ан. Н. Чеботаревской

1913, янв<аря> 27

Великодушно простите — я не знаю Вашего отчества и потому цельные сутки не отвечал на ваше письмо. Но и во «Всем Петербурге» не нашел, как Вас зовут. Все же отвечаю, потому что, главное, надо ответить.

Как сумел, я написал то, что Вас интересует и чему я вполне сочувствую. Меня до глубины души возмутило отношение «Современного мира» к Федору Кузьмичу.

Что же касается пародии Измайлова на «Дым и пепел», то на это и автор-пародист Измайлов, и теперешний редактор «Огонька» Бонди, 1 очевидно, посмотрели, как на рекламу роману. Теперь уж такая точка зрения установилась в литературе: карикатура и пародия служат герольдами, разносящими славу писателя. Это «по дружбе».

Должен признаться, впрочем, что я бы не напечатал пародии Измайлова, если бы был редактором «Огонька». Но у меня вообще особые взгляды.

Статью мою я сегодня сдаю — должно быть, она появится в понедельник в вечерней «Биржевке». 2

Искренне любящий Федора Кузьмича, преданный Вам и готовый к услугам.

И. Ясинский

На бланке: «Редакция „Биржевых ведомостей". Галерная, 40». Адрес: «СПбург. Разъезжая, 31. Федору Кузьмичу Тетерникову-Сологубу — прошу передать Ее Высокородию г-же Чеботаревской». Отправлено и получено по штемпелю 27.1.1913. Помета рукой Сологуба « И. Ясинский ».

1Бонди Владимир Александрович (1870—1947; псевдоним Вальди) — писатель, журналист, в 1912—1916 годах — редактор журнала «Огонек».

2Публикация не состоялась.

Ф. К. Сологуб — И. И. Ясинскому

13 декабря 1916

Дорогой Иероним Иеронимович,

На днях говорил я с С. М. Проппером1 насчет гонораров и прочего. Что касается стихов, то С. М. сказал мне, что это по Вашей части. Получал я в «Биржевых» гонорар допотопный, какого нигде не получаю, 50 к. за стих. А теперь к Вам просьба — эту плату поднять до 1 рубля за строку стихов.

Я всё езжу по России, и это письмо пишу Вам из Полоцка.2 Занятно, но утомительно.

Крепко жму Вашу руку.

Ваш Федор Сологуб

На именной почтовой бумаге: «Федор Кузьмич Тетерников. (Федор Сологуб). Петроград, В. О., 9 линия 44, кв. 19».

1Проппер Станислав Максимилианович (1855−1931) — издатель (1880−1917) и редактор (1891−1906)газеты «Биржевыеведомости».

2В 1916−1917 годах Сологуб совершал поездки по городам России с лекцией «Россия в мечтах и ожиданиях».

Ф. К. Сологуб — И. И. Ясинскому

1 января 1917 г.

Дорогой Иероним Иеронимович,

С Новым Годом!

Из Полоцка я посылал Вам письмо насчет гонорара за стихи.1 Судя по тому, что оно остается без ответа, а изложенное в нем без исполнения, повторяю:

Станислав Максимилианович, при разговоре о гонораре моем вообще, сказал, что гонорар за стихи относится к Вашему ведению. Т. к. я получал почему-то в «Биржевых ведомостях» за стихи по 50 к., что мало даже и по довоенному времени, то теперь эту норму придется повысить хотя бы до 1 рубля. Поэтому очень прошу Вас устроить так, чтобы за стихи мне уплачивали по 1 р. И очень меня обяжете, если дадите какой-нибудь дружеский знак Вашего внимания к этому моему письму, которое для меня является уже вторым об одном и том же.

Преданный Вам Федор Сологуб

На именной почтовой бумаге: «Федор Кузьмич Тетерников. (Федор Сологуб). Петроград, В. О., 9 линия 44, кв. 19».

1 См. п. 8.

10

Ф. К. Сологуб — И. И. Ясинскому

< Апрель−май 1917 года>

Дорогой Иероним Иеронимович,

Из Вашего Кружка поэтов имени Случевского1 к нам во Временный Комитет уполномоченных Союза Деятелей Искусства2 ходит только один делегат. В качестве второго делегата, м<ожет> б<ыть>, Вы пожелаете послать нам А. А. Кондратьева.3

С приветом

Федор Сологуб

Датируется по содержанию. Написано карандашом.

1«Вечера Случевского» (Кружок поэтов и поэтесс «Вечера Случевского») — литературное объединение, возникшее после смерти К. К. Случевского (25 сентября 1904 года) как продолжение его «пятниц». В разное время председателями кружка были Н. Н. Вентцель, Ф. Ф. Фидлер, И. И. Ясинский. Последнее заседание кружка состоялось 4 ноября 1917 года.

2Союз деятелей искусств — общественное объединение, образованное 12 марта 1917 года; союз состоял из 8 курий: архитектурной, скульптурной, живописной, музыкальной, литературной, истории искусств, декоративного и прикладного искусства; во Временный комитет уполномоченных входили: председатель — А. И. Таманов, члены: М. Ф. Блох, Г. М. Бобровский, П. П. Гайдебуров, Я. В. Гурецкий, В. А. Денисов, Д. И. Иванов, С. К. Исаков, М. А. Керзин, Б.Р. Криммер, В. Э. Мейерхольд, К. К. Романов, А. Д. Скалдин, Сологуб. Союз деятелей искусств прекратил свою деятельность в сентябре 1918 года.

3 Кондратьев был секретарем кружка «Вечера Случевского». 25 апреля 1917 года он писал Сологубу: «Глубокоуважаемый и дорогой Федор Кузьмич. Спасибо, что вспомнили про меня и послали повестку на 15 апреля, на собрание уполномоченных Союза деятелей искусства» (ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 3. № 342. Л. 20), а 12 мая благодарил: «Дорогой и глубокоуважаемый Федор Кузьмич. Спасибо Вам за участие, ибо чувствую, что без доброго участия Вашего дело о принятии меня в Союз деятелей искусства не обошлось» (Там же. Л. 21).

11

Ф. К. Сологуб — И. И. Ясинскому

<20мая 1917года>

Дорогой Иероним Иеронимович,

Усерднейшая просьба от Союза Д<еятелей> И<скусства>, — помогите устройству Дня Свободы,1 заготовьте несколько стягов, и завтра 21 мая воскр<есенья> в 2 ч. дня пожалуйте в Ак<адемию> Худ<ожеств> на общее собрание. Если около Вас есть молодежь — художники, то пригласите их помочь, поработать. Мастерская, где можно работать, при Музык<альной> Драме.2 Материал и необход<имый> технический труд будет оплачен. Очень ждем Вашей помощи.

На обороте визитной карточки «Федор Кузьмич Тетерников (Федор Сологуб)».

1Имеется в виду «День „Займа Свободы"», организованный Союзом деятелей искусств в поддержку инициированного Временным правительством государственного займа в рамках агитационной кампании с целью популяризации этого займа среди населения; состоялся в Петрограде 25 мая 1917 года; «Биржевые ведомости» описывали мероприятие следующим образом: «В течение двух недель работал „Союз деятелей искусств" над организацией дня „Займа Свободы". В огромных залах Академии художеств можно было видеть художников: Шервашидзе, Яковлева, Петрова-Водкина, Пунина, Кругликову, Любавина и многих других, неустанно расписывающих многочисленные плакаты, ленты и полотна для сегодняшнего дня. Была избрана специальная „приветственная комиссия", в которую вошли Леонид Андреев, Федор Сологуб, кн. А. И. Южин-Сумбатов, Ю. М. Юрьев, Корвин-Круковский и председатель Союза деятелей искусств — архитектор Таманов. Зрелище эффектное и необыкновенно величественное. Вся набережная Васильевского острова от Академии художеств до Дворцового моста запружена тысячной толпой. Реют знамена, развеваются флаги. Разукрашенные автомобили, грузовики, экипажи и коляски представляют необыкновенно живописную картину» (1917. 25 мая. № 16249).

2Театр музыкальной драмы — оперный театр в Петербурге-Петрограде (1912−1919), располагался в здании Петербургской консерватории; в театре работали художники: Б. И. Анисфельд, И. Я. Билибин, К. А. Вещилов, И. А. Гранди, В. И. Денисов, М. В. Добужинский, М. Н. Плачек, Г. С. Толмачев, С. Ф. Чупруненко, А. Н. Шильдер, П. Н. Шильдкнехт, А. В. Щекотихина-Потоцкая и др.

12 И. И. Ясинский — Ф. К. Сологубу

<2021 мая 1917 года>1

Дорогой Федор Кузьмич!

Недомогается и не могу быть в Академии. Немедленно, однако, принялся за задачу, но пришел к печальному выводу.

Работать можно только два дня: вторник и среду, т. е. времени нет.

В магазинах забастовка. Нельзя достать товару — ни шелковой или ластиковой материи, ни позумента для букв — вышивать некогда! — ни кистей — да и вообще материала нет; и еще первого мая рабочие, которым я изготовлял стяги,2 добывали материал захватным порядком — платили купцам, но под угрозою… и все же хватило шелку и прочего лишь на три стяга.

При бесплатной работе три стяга обошлись дорого; сами рабочие покупали материал; сами делали древки и точили и золотили наконечники; сами шили и нашивали золотые надписи, а все-таки стяг влетел в копеечку.

Смета теперь:

На один стяг — материя — 6 арш<ин> — 90 р. Позумент — 40 арш<ин> — 28 р. Два древка лакир<ованных> — 40 р. Золочен<ые> наконечники по 25 р. — 50 <р.> Бахрома — 6 арш<ин> 6 р. — 12 <р.>

Итого 210 р. Портному за шитье — 15 р.

Итого — 225 <р.>

Значит, три стяга обойдутся миним<ум> 700 р. — при накладных неожиданных расходах.

Срок такой короткий, что по совести не могу взяться. Ведь весь вторник уйдет на розыск материала, если даже не будет тех препятствий, о которых сказано выше.

С искренним уважением и преданностью Ваш Иер. Ясинский.

Машинопись с правкой рукой Ясинского, подпись — автограф. Помета рукой Сологуба: «Ясинский».

1Ответ на п. 11.

2В автобиографии кандидата в члены РКП (большевиков) 1920 года Ясинский отметил: «Агитировал добровольно на Выборгской стороне и делал (бесплатно) знамена для демонстраций рабочим завода Лесснера» (Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. Т. 2. С. 169).

Библиография

  1. 1. Белинский М. [Ясинский И. И.]. Эмиль Золя и его новый роман. Критические очерки [Рец. на роман Золя «Жерминаль»] // Наблюдатель. 1885. № 11.
  2. 2. Библиография Федора Сологуба: Стихотворения / Сост. Т. В. Мисникевич; под ред. М. М. Павловой. М.; Томск, 2004.
  3. 3. Клейнборт Л. М. Встречи: Федор Сологуб / Вступ. статья, публ. и комм. М. М. Павловой // Русская литература. 2003. № 1, 2.
  4. 4. М. Б. [Ясинский И. И.]. По поводу нового романа Зола // Заря. 1884. 20 янв. № 16.
  5. 5. Минц З. Г. Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. СПб., 2004. Кн. 3: Поэтика русского символизма.
  6. 6. Мисникевич Т. В. Федор Сологуб, его поклонницы и корреспондентки // Эротизм без берегов. М., 2004.
  7. 7. Нымм Е. Литературная позиция Иеронима Ясинского (1880?1890-е годы). Тарту, 2003.
  8. 8. Нымм Е. Ю. Журнал Иеронима Ясинского «Ежемесячные сочинения» как предтеча модернистских периодических изданий начала XX века // Русская литература. 2019. № 2.
  9. 9. О. И. [Ясинский И. И.]. Эмиль Золя и Клод Бернар: [Рец. на: Зола Э. Парижские письма. LII. Экспериментальный роман] // Слово. 1879. № 10.
  10. 10. Павлова М. М. Писатель-Инспектор: Федор Сологуб и Ф. К. Тетерников. М., 2007.
  11. 11. Пильд Л. Литературная судьба и мемуары Иеронима Ясинского // Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. Т. 1.
  12. 12. «Пятницы» К. К. Случевского и их Альбом / Исследование и публ. С. В. Сапожкова // Новое литературное обозрение. 1996. № 18.
  13. 13. Скабичевский А. Литературная хроника. Трагики, роман И. Ясинского. СПб., 1889 г. // Новости и Биржевая газета. 1889. 20 июля.
  14. 14. Сологуб Ф. Записи исходящих и входящих писем с указанием их содержания и записи адресов разных лиц // ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 6. № 82.
  15. 15. Тахо-Годи Е. А. Ф. Сологуб и К. Случевский — биографические и творческие контакты // Федор Сологуб. Разыскания и материалы: Сб. / Под ред. М. М. Павловой. М., 2016.
  16. 16. «Тетради посещений» Федора Сологуба / Вступ. статья, публ. и аннотированный указатель имен М. М. Павловой и А. Л. Соболева // Федор Сологуб. Разыскания и материалы: Сб. / Под ред. М. М. Павловой. М., 2016.
  17. 17. Фидлер Ф. Ф. Из мира литераторов: Характеры и суждения / Вступ. статья, сост., пер. с нем., прим., указатели и подбор иллюстраций К. М. Азадовского. М., 2008.
  18. 18. Я. [Ясинский И. И.]. Критические наброски // Биржевые ведомости. 1896. 6 (18) сент. № 246.
  19. 19. Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний / Сост. Т. В. Мисникевич и Л. Л. Пильд; вступ. статья Л. Л. Пильд; подг. текста Т. В. Мисникевич; комм. Т. В. Мисникевич и Л. Л. Пильд. Т. 1-2. М., 2010.
  20. 20. Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. М.; Л., 1926
  21. 21. Ясинский И. Роман моей жизни // Среди великих: Литературные встречи / Сост., вступ. статья и комм. М. М. Одесской. М., 2001.
  22. 22. Ясинский И. Рыцарь Зеркал. Критические наброски. Святочный сон // Петербургская газета. 1895. 27 дек. № 355.
  23. 23. Ясинский И. Эмиль Золя как романист: Критический очерк // Золя Э. Ругон-Маккар. СПб., 1894. Т. 1.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека