ПЕРЕПИСКА Ф. К. СОЛОГУБА И АН. Н. ЧЕБОТАРЕВСКОЙ С И. И. ЯСИНСКИМ
ПЕРЕПИСКА Ф. К. СОЛОГУБА И АН. Н. ЧЕБОТАРЕВСКОЙ С И. И. ЯСИНСКИМ
Аннотация
Код статьи
S013160950006870-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мисникевич Татьяна Владимировна 
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
122-133
Аннотация

В публикации представлена переписка крупнейшего писателя-символиста Федора Сологуба и его жены Анастасии Чеботаревской с Иеронимом Ясинским, весьма значимым для истории русской литературы последней трети XIX — начала XX века прозаиком, литературным критиком, журналистом и издателем, проанализированы причины их взаимного интереса в контексте литературной и политической ситуации эпохи.

Ключевые слова
Федор Сологуб, Иероним Ясинский, русский символизм, эпистолярное наследие, мемуаристика.
Классификатор
Получено
27.09.2019
Дата публикации
27.09.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
590
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2019-3-122-133
2 ПЕРЕПИСКА Ф.К.СОЛОГУБА И АН.Н.ЧЕБОТАРЕВСКОЙ С И.И.ЯСИНСКИМ
3 (ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ, ПОДГОТОВКА ТЕКСТА И КОММЕНТАРИИ © Т. В. МИСНИКЕВИЧ)
4 Иероним Иеронимович Ясинский (1850−1931), несомненно, является весьма значимым для истории русской литературы последней трети XIX — начала XX века прозаиком, литературным критиком, журналистом и издателем. Мемуары Ясинского «Роман моей жизни» представляют широкую и подробную панораму русской литературной и общественной жизни 1860—1920-х годов. При жизни писателя его книга воспоминаний была опубликована в весьма сокращенной версии.1 Полный вариант текста «Романа моей жизни»2 дает возможность выявить авторские стратегии Ясинского-мемуариста, одной из которых является большая или меньшая степень детализации в изображении того или иного участника литературного процесса, вплоть до полного или частичного умолчания.3 Такой фигурой умолчания в известном смысле является и крупнейший поэт-символист, прозаик, переводчик, драматург Федор Сологуб.
5 В «Романе моей жизни» мемуарист упомянул Сологуба лишь дважды: отметил, что Сологуб, в числе других поэтов-символистов, был участником «пятниц» К. К. Слу-чевского: «…бывал и читал свои стихи Брюсов, и появлялись Бальмонт и Сологуб» 4 — и посещал «журфиксы» Мережковских: «…впервые появился со своими стихами на литературном горизонте еще не печатавшийся Тетерников (Федор Сологуб). О Приютил его у себя „Северный вестник", напечатавший его рассказ „Тени". Содержание „Теней" понравилось критике».5 Жена Сологуба, писательница и переводчица Ан. Н. Чеботаревская, активная участница литературной жизни 1910-х годов, не упоминается вовсе. Однако личные и творческие контакты Сологуба и Ясинского были достаточно глубокими и продолжительными, а умолчание о них, сопровожденное известным небрежением к подробностям литературной биографии Сологуба (его публикации появились еще до начала сотрудничества в «Северном вестнике»), могло быть вполне мотивированным.
6 Заняв в 1896 году пост редактора «Биржевых ведомостей», Ясинский стал достаточно активно привлекать к сотрудничеству наряду с популярными в то время литераторами и писателей-модернистов, в свою очередь охотно откликнувшихся на возможность публиковаться в крупном столичном издании.6 Первое зафиксированное обращение Сологуба к Ясинскому — запись от 24 января 1896 года о посылке его первого сборника «Стихи. Книга первая» (СПб., 1896) на домашний адрес Ясинского (Головинская ул., д. 9).7 15 июля 1896 года Сологуб получил от редакции «Биржевых ведомостей» письмо с предложением о публикации, на что ответил присылкой рассказа «Шаня и Женя».8 С 1897 года произведения Сологуба, в первую очередь стихотворения, регулярно появлялись на страницах издания.9
7 1См.: Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. М.; Л., 1926; фрагменты перепечатаны с комментариями: Среди великих: Литературные встречи / Сост., вступ. статья и комм. М. М. Одесской. М., 2001.
8 2См.: Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний / Сост. Т. В. Мисникевичи Л. Л. Пильд; вступ. статья Л. Л. Пильд; подг. текста Т. В. Мисникевич; комм. Т. В. Мисникевичи Л. Л. Пильд. Т. 1−2. М., 2010.
9 3Подробнее см.: Пильд Л. Литературная судьба и мемуары Иеронима Ясинского // Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. Т. 1. С. 29−41.
10 4Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. Т. 1. С. 361−362.
11 5Там же. С. 445−446.
12 6В автобиографическом очерке «Мои цензора» (1911) Ясинский вспоминал: «…я стал редакторствовать в „Биржевых ведомостях" и на оставленный мне бюджет пригласил таких авторов, как Мережковский, Сологуб, Салиас, Мордовцев и мн. др.» (цит. по: Ясинский И. Романмоей жизни: Книга воспоминаний. Т. 2. С. 107).
13 7 См.: Сологуб Ф. Записи исходящих и входящих писем с указанием их содержания и записи адресов разных лиц // ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 6. № 82. Л. 26 об. В архиве Ясинского со хранился титульный лист сборника «Стихи. Книга первая» с дарственной надписью Сологуба: «Многоуважаемому Иерониму Иеронимовичу Ясинскому от автора» (РНБ.Ф. 901. № 1276. Л. 15).
14 Ясинский был одним из ярких предшественников символизма в русской литературе,10 и его интерес к творчеству Сологуба, безусловно, связан с пристальным вниманием к становлению и развитию данного литературного направления;11 в частности, Ясинский благожелательно отозвался о романе Сологуба «Тяжелые сны»12 и его рассказе «К звездам» .13 Определение Сологуба как «единственного цельного представителя символизма в русской беллетристике»,14 данное писателю Ясинским, а также его тонкие и вдумчивые рассуждения о природе и особенностях декадентства и символизма могли послужить для Сологуба стимулом к более близкому знакомству с критиком. Кроме того, Ясинский был переводчиком и рецензентом произведений Э. Золя,15 чье творчество сыграло значительную роль в формировании эстетических взглядов и писательской манеры Сологуба.16
15 Согласно записям в «Тетради посещений», Сологуб впервые посетил Ясинского 22 сентября 1896 года, вскоре после публикации его критического обзора в «Биржевых ведомостях»; беседовали литераторы более двух часов — с 11:30 до 14:00.17
16 8См.: Сологуб Ф. Записи исходящих и входящих писем…Л. 87 об. Ответ Ясинского относительно рассказа «Шаня и Женя» Сологуб получил 22 июля 1896 года, 20 сентября осведомился о гонораре за принятый к публикации рассказ (Там же. Л. 34, 87 об.); рассказ был опубликован в «Биржевых ведомостях» в 1897 году (17 мая, № 133; 19−21 мая, № 135−137; 24 мая, № 140; 26−27 мая, № 142−143), 13 июля Сологуб просил Ясинского прислать ему 5 экземпляров номеров с рассказом (Сологуб Ф. Записи исходящих и входящих писем… Л. 40 об.).
17 9См.: Библиография Федора Сологуба: Стихотворения / Сост. Т. В. Мисникевич; под ред. М. М. Павловой. М.; Томск, 2004.
18 10См.: Минц З. Г. 1) Статья Н. Минского «Старинный спор» и ее место в становлении русского символизма // Минц З. Г. Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. СПб., 2004. Кн. 3: Поэтика русского символизма. С. 150−161; 2) «Новые романтики»: К проблеме русского пресимволизма // Там же. С. 162−174.
19 11Подробнее см.: Нымм Е. Литературная позиция Иеронима Ясинского (1880−1890-е годы). Тарту, 2003.
20 12См.: Ясинский И. Рыцарь Зеркал. Критические наброски. Святочный сон // Петербургская газета. 1895. 27 дек. № 355. С. 2.
21 13См.: Я. [Ясинский И. И.]. Критические наброски // Биржевые ведомости. 1896. 6 сент. № 246. С. 2.
22 14Там же.
23 15См.: Трясина / Пер. М. Белинского // Ежемесячные литературные приложения к журналу «Живописное обозрение». 1882. № 2−4, 6−12; Наслаждение жизнью / Пер. М. Белинского // Заря. 1883. Ноябрь−декабрь; 1884. Январь; отд. изд.: Киев, 1884; Пост / Пер. И. И. Ясинского // Всемирная иллюстрация. 1892. № 1206. С. 178—179; Кошачий рай: Рассказ / Пер. И. И. Ясинского // Всемирная иллюстрация. 1893. № 1266. С. 306−307; К молодежи: Письмо / Пер. И. Ясинского. С прим. переводчика // Всемирная иллюстрация. 1896. № 9. С. 228−229; О. И. [Ясинский И. И.]. Эмиль Золя и Клод Бернар: [Рец. на: Зола Э. Парижские письма. LII. Экспериментальный роман] // Слово. 1879. № 10. С. 152−154; М. Б. [Ясинский И. И.]. По поводу нового романа Зола // Заря. 1884. 20 янв. № 16; Белинский М. [Ясинский И. И.]. Эмиль Золя и его новый роман. Критические очерки [Рец. на роман Золя «Жерминаль»] // Наблюдатель. 1885. № 11. С. 56−59; Ясинский И. Эмиль Золя как романист: Критический очерк // Золя Э. Ругон-Маккар. СПб., 1894. Т. 1. С. XIII−XXIV.
24 16О воздействии эстетических взглядов Золя на творчество Сологуба и его трактат «Теория романа» (1888) см.: Павлова М. М. Писатель-Инспектор: Федор Сологуб и Ф. К. Тетерников. М., 2007. С. 82−109, 113−161.
25 17См.: «Тетради посещений» Федора Сологуба / Вступ. статья, публ. и аннотированный указатель имен М. М. Павловой и А. Л. Соболева // Федор Сологуб. Разыскания и материалы: Сб. / Под ред. М. М. Павловой. М., 2016. С. 47.
26 Не исключено, что в работе над статьей «Не постыдно ли быть декадентом»18 Сологуб учитывал и рассуждения Ясинского.
27 Контакты Сологуба с Ясинским, редактором и издателем, не ограничивались «Биржевыми ведомостями». Регулярные встречи двух литераторов на «пятницах» Случевского19 определили участие Сологуба, наряду с другими символистами, в журнале «Ежемесячные сочинения», который Ясинский начал издавать в марте 1900 года.20 Кроме того, Сологуб регулярно публиковал свои стихотворения в издаваемых и редактируемых Ясинским журналах «Беседа», «Новое слово», «Новый журнал для всех», «Почтальон».21
28 Еще одна точка пересечений в жизни литераторов — события литературно-художественной и общественной жизни 1900—1910-х годов. В частности, Ясинский был посетителем «воскресений» Сологуба — еженедельных литературных чтений на его квартире.22 Как член комитета и председатель литературной курии организованного в марте 1917 года Союза деятелей искусств Сологуб привлекал Ясинского к участию в его работе.
29 Однако в «Романе моей жизни» довольно длительная, лишенная каких-либо обострений история отношений Сологуба и Ясинского, связанная с яркими и значимыми моментами в их литературной и общественной биографии, практически никак не обозначена. С одной стороны, это вполне объясняется перенасыщенностью повествования событиями, фактами и героями. С другой стороны, за «игнорированием» персоны Сологуба могли крыться и социально-психологические причины.
30 Как известно, среди современников Ясинский, как и Сологуб, пользовался крайне неоднозначной, зачастую граничащей со скандальной, репутацией. Так, А. В. Скабичевский характеризовал Ясинского следующим образом: «Он привык вращаться в мире пошлости и грязи до такой степени, что ему трудно и представить себе такие душевные движения и страсти, которые возвышались бы над пошлостью».23 Ф. Ф. Фидлер оставил в своем дневнике следующие записи: «Несколько дней назад меня навестила моя бывшая ученица Александра Лаврова. Она нашла место за 25 рублей в месяц, рабочий день составляет три-четыре часа ежедневно, и происходит все это — у И. И. Ясинского, диктующего ей свои повести. Она жаловалась моей жене, что у него на письменном столе разложены, наподобие игральных карт, изображения обнаженных женщин, зачастую — в непристойных позах и положениях» (запись от 30 сентября 1888 года); «В интимной беседе со мной Ясинский признался, что у него было намерение обесчестить Лаврову и сделать ее таким образом своей постоянной домашней любовницей» (запись от 5 ноября 1889 года); «Я рассказал, что он (Ясинский) обесчестил среди прочих и мою бывшую ученицу Александру Лаврову (она сама сообщила мне об этом), дав ей какое-то усыпляющее средство» (запись от 15 октября 1895 года).24
31 После Октябрьского переворота Ясинский всячески старался подчеркнуть свою лояльность новой власти и, вполне вероятно, поэтому стремился отмежеваться от Сологуба, имевшего в восприятии многих современников одиозную репутацию декадента, садиста, порнографа и т. п. Тем не менее в своих записях, совпадающих по времени с выходом в свет его мемуаров, Ясинский актуализирует именно эту сторону образа Сологуба. В дневнике за сентябрь 1926 года среди подробных перечней бытовых расходов и вклеенных семейных фотографий обнаруживаются следующие пассажи:
32 18Подробно о работе Сологуба над статьей «Не постыдно ли быть декадентом» и ее текст см.: Павлова М. М. Писатель-Инспектор. С. 146−157, 494−501.
33 19См.: «Пятницы» К. К. Случевского и их Альбом / Исследование и публ. С. В. Сапожкова // Новое литературное обозрение. 1996. № 18. С. 231−352; Фидлер Ф. Ф. Из мира литераторов: Характеры и суждения / Вступ. статья, сост., пер. с нем., прим., указатели и подбор иллюстраций К. М. Азадовского. М., 2008; Тахо-Годи Е. А. Ф. Сологуб и К. Случевский — биографические и творческие контакты // Федор Сологуб. Разыскания и материалы. С. 517−529.
34 20Подробнее см.: Нымм Е. Ю. Журнал Иеронима Ясинского «Ежемесячные сочинения» как предтеча модернистских периодических изданий начала XX века // Русская литература. 2019. №2. С. 103-111.
35 21См.: Библиография Федора Сологуба: Стихотворения.
36 22См: «Тетради посещений» Федора Сологуба. С. 77, 80, 95.
37 23Скабичевский А. Литературная хроника. Трагики, роман И. Ясинского. СПб., 1889 г. // Новости и Биржевая газета. 1889. 20 июля.
38 24Фидлер Ф. Ф. Из мира литераторов: Характеры и суждения. С. 46, 70, 164.
39 «Теперь ей кажется, что приснилось. Так дико.
40 Поэтесса Домашевская25 рассказала, что, когда ей было 14 лет, гимназистке еще в корот<ком> платьице, но уже барышне с начинающим обозначаться возрастом, захотелось повидать поэта, Сологуба, Ф. К., и она пришла к нему. — Что вам надо? — спросил он и ласково провел по ее пояснице рукою. — Она покраснела и испугалась. — С какою-нибудь просьбою пришли? — Она стала дрожать, а рука его уже была под ее платьицем ниже талии. — Что же, молчание добродетельно, но я люблю, когда девочка кричит! — сказал он, взвихрил ей юбку и, как по случаю лета она была без панталон, опрокинул на стол и больно высек розгою „по голой". Она вытерпела и ушла и только на улице пришла в себя и закричала от стыда и боли.
41 <…>
42 Сам Сологуб Передонов.
43 Такую же историю о Сологубе рассказывает художник Соколов (Соколовский). Когда он был розовым мальчиком и был учеником в городской школе на В. О., Сологуб у себя на квартире, в том же училище, раздевал его, клал в постель, утром застилан-ную предварительно чистой простыней, и драл розгой до крови, после чего доканчивал ладонью. У Сок<олова> до 35 лет с тех пор подергивания головой».26
44 Показательно, что наряду с откровениями о Сологубе в записях Ясинского обнаруживается и изнанка его собственной жизни: в дневник вклеены снимки обнаженной натуры, а также описаны коллизии взаимоотношений с последней любовью престарелого писателя — Ольгой Орефьевной Чикунской.
45 Возможно, «паучье» (по определению Л. М. Клейнборта)27 начало в человеческом облике Сологуба в послереволюционные годы стало для Ясинского доминантой образа писателя и напоминало ему о собственной душевной раздвоенности. Не исключено, что, «забывая» о Сологубе в итоговой книге воспоминаний, Ясинский в известной степени стремился освободиться от преследовавшего его до конца жизни собственного «подполья».
46 Историю взаимоотношений Сологуба и Ясинского объективно документируют материалы их переписки. В состав настоящей публикации включены письма Сологуба к Ясинскому, хранящиеся в фонде Ясинского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (РНБ.Ф. 901. № 1276), письмо Ан. Н. Чеботаревской (Там же. № 1401), письма Ясинского к Сологубу, хранящиеся в фонде Сологуба в Рукописном отделе Пушкинского Дома (ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 3. № 802), его письмо к Ан. Н. Чеботаревской (Там же. Оп. 5. № 347). Орфография и пунктуация писем приведена в соответствие с современными нормами.
47 25Домашевская Татьяна Константиновна (1900−1918) — поэтесса, участница литературного сборника «Страда» (Пг., 1917. Кн. 2), выступала со стихами в журнале «Красный огонек» (1918. № 2, 3−4, 5−6, 7, 8−12). В архиве Сологуба сохранились посланные ему стихотворения Домашевской; см.: Мисникевич Т. В. Федор Сологуб, его поклонницы и корреспондентки // Эротизм без берегов. М., 2004. С. 107.
48 26ИР ЛИ. Ф. 352. Оп. 3. № 6. Л. 24-25.
49 27См.: Клейнборт Л. М. Встречи: Федор Сологуб / Вступ. статья, публ. и комм. М. М. Павловой // Русская литература. 2003. № 1. С. 186−213; № 2. С. 102−121.
50 Ф. К. Сологуб — И. И. Ясинскому СПб. В. О. 7 линия, 20.
51 6 декабря 1900
52 Многоуважаемый Иероним Иеронимович,
53 Посылаю при этом стихотворение, о котором Вы говорили в пятницу.1 Я несколько замедлил, потому что мне хотелось заменить некоторые слова, но плохо удавалось. — Надеюсь, что Вы не забыли Вашего любезного обещания — присылать мне Ваш журнал «Ежемесячные сочинения».2
54 С истинным уважением
55 Федор Тетерников
56 1Вероятно, имеется в виду одна из «пятниц» Случевского, состоявшихся 24 ноября и 1 декабря 1900 года; см.: «Пятницы» К. К. Случевского и их Альбом. С. 316. Согласно авторскому библиографическому указателю и указателю содержания писем, 6 декабря 1900 года Сологуб послал Ясинскому для публикации в «Ежемесячных сочинениях» стихотворение «Я здесь один, жесток мой рок…» (26 ноября 1900 года); публикация в журнале не состоялась; см.: Сологуб Ф. Полн. собр. стихотворений и поэм: В 3 т. СПб., 2014. Т. 2. Кн. 2 / Изд. подг. Т. В. Мисникевич. С. 450, 544.
57 2«Ежемесячные сочинения» (Санкт-Петербург, 1900−1903) — литературный, с 1902 года — литературный, научный, политический и художественный журнал, единолично издаваемый и редактируемый Ясинским; Сологуб посылал для публикации в журнале подборки своих стихотворений: 5 июля 1902 года — «Разъединить себя с другим собою…» (опубликовано: 1903. № 2. С. 89; под заглавием «Разъединение»), «Не говори, что здесь свобода…», «Суровы очи у дивных дев…», «По тем дорогам, где ходят люди…», 4 июля 1903 года — «Люблю мое молчанье…», «Забыты вино и веселье…», «Келья моя и тесна, и темна…», «Не понимаю, отчего…», «Недотыкомка серая…», «Иду в смятеньи чрезвычайном…», «Грустное слово — конец!..», «Жизнь проходит в легких грезах…», «Неустанное в работе…».Б ольшая часть данных стихотворений была опубликована в журналах «Беседа» и «Почтальон» (см. прим. 1, 2 к п. 2).
58 2
59 Ф. К. Сологуб — И. И. Ясинскому
60 18 ноября 1903
61 Многоуважаемый Иероним Иеронимович,
62 Очень благодарю Вас за любезную присылку «Беседы». 1 Позвольте обратиться к Вам с просьбою довершить Вашу любезность и прислать мне также и Ваш «Почтальон» ,2 за что буду весьма благодарен.
63 Преданный Вам
64 Федор Тетерников
65 1 «Беседа» (Санкт-Петербург, 1903−1908) — ежемесячный иллюстрированный литературный журнал, единолично издаваемый и редактируемый Ясинским. Ясинский регулярно публиковал в «Беседе» стихотворения Сологуб а: в 1903 году — «Не говори, что здесь свобода…» (№ 6. С. 274), «Не понимаю, отчего…» (№ 8. С. 394; под заглавием «Духовной жизни торжество»), «Неустанное в работе…» (№ 9. С. 552), «Люблю мое молчанье…» (№ 10. С. 588; под заглавием «Успокоение»), «Забыты вино и веселье…», «Иду в смятеньи чрезвычайном…» (№ 11. С. 691, 785), «Келья моя и тесна, и темна…» (№ 12. С. 832), в 1905 году — «Настало время чудесам…» (№ 1. С. 13), «Безгрешный сон…» (№ 2. С. 104), «Душа» («Сотворенная вне мира…») (№ 6. С. 25), «То не слезы, — только росы, только дождь…» (№ 8. С. 28; под заглавием «Только Я»), «Жизнь проходит в легких грезах…» (№ 9. С. 20), в 1906 году — «Невинный цвет и грешный аромат…» (№ 5. С. 64; под заглавием «Невинный цвет»), «Окно царица-небылица…» (№ 12. С. 15; под заглавием «Окно»), в 1907 году — «Чего недоставало…» (№ 1. С. 5; под заглавием «Чего недоставало»), «Не трогай в темноте…» (№ 3. С. 133; под заглавием «Не трогай»), «Не смейся над моим нарядом» (№ 8. С. 68; под заглавием «Не смейся»), «Зеленый изумруд в твоем бездонном взоре…» (№ 10. С. 195; под заглавием «Зеленый изумруд»). Авторизованная машинопись стихотворения «Иду в смятеньи чрезвычайном…» сохранилась в архиве Ясинского (РНБ.Ф. 901. Оп. 3. № 801. Л. 14).
66 2 «Почтальон» (Санкт-Петербург, 1902−1903) — ежемесячный иллюстрированный литературный журнал, издаваемый Ясинским. В журнале было опубликовано стихотворение Сологуба «По тем дорогам, где ходят люди…» (1903. № 1. С. 28; под заглавием «По тем дорогам»). 3
67 Ф. К. Сологуб — И. И. Ясинскому
68 <27 января 1907 года>
69 В воскресенье 28 января 1907 года1 прочтут
70 Г. И. Чулков свою драму «Тайга»,2
71 А. А. Кондратьев переведенные им «Песни Билитис» Пьера Луиса. 3
72 Начало чтения в 11 часов.
73 На именной почтовой бумаге: «Федор Кузьмич Тетерников. (Федор Сологуб). СПб. В. О., 7 л. 20»; адрес: «Е<го> В<ысокородию> Иерониму Иеронимовичу Ясинскому. Головинская 9. Здесь». Отправлено и получено по штемпелю 27 января 1907 года.
74 1«Воскресеньями» назывались литературные чтения на квартире Сологуба в Андреевском городском училище. 28 января 1907 года Ясинский на чтении не присутствовал (см.: «Тетради посещений» Федора Сологуба. С. 86).
75 2Чулков Георгий Иванович (1879−1939) — поэт, прозаик, переводчик, критик, драматург, мемуарист; регулярно посещал «воскресенья» Сологуба. Драма «Тайга» вышла в апреле 1907 года отдельным изданием (СПб.: Издательство «Оры»).
76 3Кондратьев Александр Алексеевич (1876−1967) — поэт, прозаик, переводчик, литературовед, регулярный посетитель «воскресений» Сологуба, автор воспоминаний о нем: Кондратьев А. Из литературных воспоминаний. I. Первая встреча с Сологубом // За свободу! (Варшава). 1927. 23 апр. № 92; переизд.: Кондратьев А. 1) Последние известия (Ревель). 1927. 6 янв. № 5; 2) Из воспоминаний о Федоре Кузьмиче Сологубе // Меч (Варшава). 1934. № 10. Переведенные Кондратьевым на русский язык «Песни Билитис» («Chansons de Bilitis», 1894) — сборник эротической поэзии, представлявший собой литературную мистификацию французского поэта и прозаика Пьера Луиса (1870−1925) (отд. изд: Луис П. Песни Билитис / Пер. Ал. Кондратьева. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1907; 2-е изд.: СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1911), — на «воскресенье» 28 января 1907 года прочитал Сологуб (см.: «Тетради посещений» Федора Сологуба. С. 86).
77 И. И. Ясинский — Ф. К. Сологубу
78 <18 декабря 1912 года>1
79 Дорогой Федор Кузьмич!
80 Большая просьба к вам. Пришлите как можно скорее стихотворение для «Огонька» и «Биржевых ведомостей» этак в рождественском духе. Что-нибудь про гадание и про звезду, в вашем великолепном народном духе, например. Это нужно как можно скорее. Деньги вы, разумеется, получите немедленно.
81 Преданный вам И. Ясинский.
82 Адрес: «Здесь. Разъезжая 31, кв. 4. Его Высокородию Федору Кузьмичу Тетерникову». Адрес отправителя: «Редакция „Биржевых ведомостей". С.-Петербург, Галерная ул., дом № 40». Получено и отправлено по штемпелю: 18.12.1912. Только подпись — автограф. Помета рукой Сологуба: «Ясинский. Посл<ано> 19 д<е>к<абря>». 1 Ответ Сологуба — п. 5.
83 Ф. К. Сологуб — И. И. Ясинскому
84 <19 декабря 1912 года. Петербург>
85 Посылаю стихотворение.1 Простите, что не немедленно сделал это, — ужасно мешали всё это время, и не мог подобрать ничего точно такого, как Вы хотели, — о гаданьях, о звезде, и в народном духе. — Сегодня утром ко мне приходили два посланца из «Бирж<евых> вед<омостей>». Первому моя горничная отдала приготовленный конверт с новогодним тостом-пожеланием, а потом пришел второй за тем же. Не вышло ли путаницы? М<ожет> б<ыть>, первый приходил от Вас и получил то, что назначалось для Нового Года и о чем со мною говорил в понедельник кто-то из Вашей редакции?2 М<ожет> б<ыть>, и стихи мои уже запоздали? Тогда будьте добры сказать или черкнуть.
86 Искренно преданный Вам Федор Сологуб
87 Датируется по содержанию; ответ на письмо Ясинского от 18 декабря 1912 года (п. 4).
88 1Согласно авторскому библиографическому указателю, 19 декабря 1912 года Сологуб послал в редакцию стихотворение «Там, где улицы так гулки…», публикация не состоялась, см.: Сологуб Ф. Полн. собр. стихотворений и поэм. Т. 2. Кн. 2. С. 369, 690.
89 2Возможно, имеется в виду стихотворение «Хмельный, ельный запах смол…», его авторизованная машинопись сохранилась в архиве Ясинского (РНБ.Ф. 901. Оп. 3. № 810. Л. 13); публикация стихотворения в «Биржевых ведомостях» не состоялась.
90 6
91 Ан. Н. Чеботаревская — И. И. Ясинскому
92 <26 января 1913 года>1 СПб. Разъезжая, 31. тел. 106-44
93 Глубокоуважаемый Иероним Иеронимович!
94 Пишу Вам по поручению Ф. К. Сологуба, чувствующего себя в данный момент нездоровым и просящего меня, вместе с сердечным приветом, передать Вам нижеследующую его просьбу.
95 Во имя справедливости, во имя общественной гласности, которой служит Ваша уважаемая газета, прошу Вас сообщить в отделе хроники о возмутительном факте произвола, являющегося следствием травли, которую давно ведет против Сологуба известная Вам компания «Современного мира» в лице гг. Кранихфельдов и Батюшко-вых,2 не постеснившихся публично обвинять его даже в столь частном поступке, как присутствие Ф. К. на Вашем почтенном юбилее.3 — Театр<ально>-литер<атурный> комитет (Батюшков, Котляревский, Морозов), уже отвергший пиесу Сологуба «Заложники жизни»,4 имевшую, вопреки всем их козням, столь неоспоримый успех и здесь (до сих пор полные сборы), и в провинции (в одном Воронеже было прочитано 12 рефератов о пиесе — те же в Одессе, Киеве, Томске, Красноярске и др.),5 — этот почтенный Комитет не постеснился в засед<ании> 9-го января «забраковать» инсценировку великого произведения Л. Толстого «Война и Мир», сделанную все тем же неугодным г. Батюшкову — Ф. Сологубом. 6 Не усматривая в этом решении никаких мотивов, кроме субъективно-произвольных, мы не хотим замалчивать этого факта, уже слишком угрожающего интересам истинного искусства и литературы. Нечего прибавлять, что инсценировка картин бессмертного романа сделана с большою тщательностью и благоговением, которое питает Ф. К. к памяти великого писателя, — с нею знаком А. А. Измайлов;7 если бы и нашлись некоторые длинноты, то устранить их, конечно, взялся бы режиссер. — Комитет же прежде всего допустил величайшую бестактность по отношению к памяти Толстого, ибо слава его — даже и в виде отдельных сцен — бесконечно выше той трухи, которую не задумываясь «одобряет» Ком<ите>т.8 Ф. К. очень просит Вас, уважаемый Иероним Иеронимович, отметить этот факт на страницах вечерн<ей> «Бирж<евки>» — в какой Вы найдете удобной форме. Вместе с тем Ф. К. просит передать В<а>м его глубокое огорчение пародией на его роман «Дым и пепел» в по-сл<еднем> № «Огонька».9 Ф. К. полагает, что сотрудничество в органах, к представителям которых он всегда относился с великим уважением и признанием, обязывает и их к некоторому уважению его имени и трудов.
96 За сим прошу принять мое и Ф. К. искреннее почтение. Анс. Чеботаревская-Сологуб.
97 1Датируется на основании ответного письма Ясинского Ан. Н. Чеботаревской.
98 2«Современный мир» — ежемесячный литературный, научный и политический журнал. Выходил в Петербурге с октября 1906-го по 1918 год, до 1906 года — под названием «Мир Божий». Владимир Павлович Кранихфельд (1865—1918), литературный критик, публицист, историк литературы, с № 11 1911-го по № 2 1913 года состоял редактором «Современного мира». Федор Дмитриевич Батюшков (1857—1920), историк литературы, литературный и театральный критик, в 1902—1906 годах был редактором журнала «МирБожий». На страницах «Современного мира» неоднократно появлялись иронические и негативные отклики на творчество Сологуба; см., например: Кранихфельд Вл. Литературные отклики // Современный мир. 1912. № 4. С. 295; Львов-Рогачевский В. 1)[Рец. на:] Альманахи изд-ва «Шиповник» // Там же. № 11. С. 361; 2)Без темы и без героя // Там же. 1913. № 1. С. 118; Батюшков Ф. В походе против драмы (По поводу «Заложников жизни» Ф. Сологуба) // Там же. 1912. № 12. С. 234-248.
99 340-летие литературной деятельности Ясинского торжественно отмечалось 8 января 1911 года в Петербурге в залах ресторана «Контана»; в статье Кранихфельда «Литературные отклики. Два юбилея», посвященной юбилею Ясинского и «банкету печати», состоявшемуся 19 февраля 1911 года, данные мероприятия были названы «если нелитературным скандалом, то, по крайней мере, литературным недоразумением» (Современный мир. 1911. № 3. С. 319); среди посетителей юбилея Сологуб не упоминается.
100 4Морозов Петр Осипович (1854—1920) — историк театра, литературовед. КотляревскийНестор Александрович (1863—1925) — историк литературы, переводчик, критик. Они были членами Театрально-литературного комитета, а Батюшков — главой его петербургского отделения. На заседании комитета пьеса Сологуба «Заложники жизни» получила отрицательную оценку. Подробнее о перипетиях постановки пьесы см.: Федор Сологуб и Ан. Н. Чеботаревская. Переписка с А. А. Измайловым / Публ. М. М. Павловой // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1995 год. СПб., 1999. С. 194—293; Галанина Ю. Вокруг «Заложников жизни» // Мейерхольд и другие: Документы и материалы. М., 2000. С. 157—175; Ф.Сологуб и Ан.Н. Чеботаревская. Переписка с В. Э. Мейерхольдом (1906-1927) / Вступ. статья, подг. текста и комм. Ю. Е. Галаниной // Федор Сологуб. Разыскания и материалы. С. 238-398.
101 5Пьесе «Заложники жизни» и ее постановкам были посвящены многочисленные публикации в провинциальной прессе, см., например: Алексеевич Мих. Литературные отголоски. «Заложники жизни» Федора Сологуба («Альманахи». 18-я книга) // Забайкальская новь (Чита). 1912. 25 нояб. № 1558; Вс. Ча-ц. [В. А. Чаговец]. Театр «Соловцов» («Заложники жизни» — др<ама> Сологуба; бенефис Н. Д. Красова) // Киевская мысль. 1912. 9 дек. № 341; С.Б. «Заложники жизни» // Бессарабская жизнь (Кишинев). 1912. 9 дек. № 283; [Б. п.]. «Заложники жизни», пьеса Ф. Сологуба (К предстоящей постановке в Благородном собрании) // Друг (Кишинев). 1912. 11 дек. № 281; Лоэнгрин [П. Т. Герцо-Виноградский]. Ростовский театр. «Заложники жизни» Ф. Сологуба (Бенефис Н. Л. Вульф) // Приазовский край (Ростов н/Д). 1912. 14 дек. № 328; Малхазов А. О символизме в «Заложниках жизни» Ф. Сологуба. По поводу рецензии г. С. Айвазова о пьесе // Баку. 1912.16 дек. № 284; Nellie. Отголоски театра. «Заложники жизни» // Воронежский телеграф. 1912. 16 дек. № 282; [Б. п.]. Литературные очерки // Саратовский листок. 1912. 18 дек. № 262. В газете «Воронежский телеграф» был опубликован отчет о диспуте, происходившем 22 декабря 1912 года в зале Общественного собрания (1912. 30 дек. № 292; сведения о публикации сообщены Ю. Е. Галаниной).
102 6См.: Война и мир. Картины из романа Л. Н. Толстого, избранные и приспособленные для сцены Сологубом. СПб., 1912.
103 7 О работе над пьесой и о ее сценической судьбе критику Александру Алексеевичу Измайлову (1873-1921) Чеботаревская сообщала в письме от 25 июля 1912 года и сентябрьском письме того же года, Сологуб — в письме от 9 августа 1912 года; см.: Федор Сологуб и Ан. Н. Чеботаревская. Переписка с А. А. Измайловым. С. 222-225, 230-231.
104 8Скорее всего, имеется в виду пьеса «Двенадцатый год. Историческая хроника в 11 картинах» Алексея Ивановича Бахметьева (1860-1917); премьера состоялась 26 августа 1912 года в Александринском театре в Петербурге и в Малом театре в Москве.
105 9Речь идет о пародии Измайлова «„Дым и жупел" (Творимая легенда в 6 частях да еще с терцинами)» (Огонек. 1913. № 3. 20 янв. <С. 13>); см.: Федор Сологуб и Ан. Н. Чеботаревская. Переписка с А. А. Измайловым. С. 239-247.
106 И. И. Ясинский — Ан. Н. Чеботаревской
107 1913, янв<аря> 27
108 Великодушно простите — я не знаю Вашего отчества и потому цельные сутки не отвечал на ваше письмо. Но и во «Всем Петербурге» не нашел, как Вас зовут. Все же отвечаю, потому что, главное, надо ответить.
109 Как сумел, я написал то, что Вас интересует и чему я вполне сочувствую. Меня до глубины души возмутило отношение «Современного мира» к Федору Кузьмичу.
110 Что же касается пародии Измайлова на «Дым и пепел», то на это и автор-пародист Измайлов, и теперешний редактор «Огонька» Бонди, 1 очевидно, посмотрели, как на рекламу роману. Теперь уж такая точка зрения установилась в литературе: карикатура и пародия служат герольдами, разносящими славу писателя. Это «по дружбе».
111 Должен признаться, впрочем, что я бы не напечатал пародии Измайлова, если бы был редактором «Огонька». Но у меня вообще особые взгляды.
112 Статью мою я сегодня сдаю — должно быть, она появится в понедельник в вечерней «Биржевке». 2
113 Искренне любящий Федора Кузьмича, преданный Вам и готовый к услугам.
114 И. Ясинский
115 На бланке: «Редакция „Биржевых ведомостей". Галерная, 40». Адрес: «СПбург. Разъезжая, 31. Федору Кузьмичу Тетерникову-Сологубу — прошу передать Ее Высокородию г-же Чеботаревской». Отправлено и получено по штемпелю 27.1.1913. Помета рукой Сологуба « И. Ясинский ».
116 1Бонди Владимир Александрович (1870—1947; псевдоним Вальди) — писатель, журналист, в 1912—1916 годах — редактор журнала «Огонек».
117 2Публикация не состоялась.
118 Ф. К. Сологуб — И. И. Ясинскому
119 13 декабря 1916
120 Дорогой Иероним Иеронимович,
121 На днях говорил я с С. М. Проппером1 насчет гонораров и прочего. Что касается стихов, то С. М. сказал мне, что это по Вашей части. Получал я в «Биржевых» гонорар допотопный, какого нигде не получаю, 50 к. за стих. А теперь к Вам просьба — эту плату поднять до 1 рубля за строку стихов.
122 Я всё езжу по России, и это письмо пишу Вам из Полоцка.2 Занятно, но утомительно.
123 Крепко жму Вашу руку.
124 Ваш Федор Сологуб
125 На именной почтовой бумаге: «Федор Кузьмич Тетерников. (Федор Сологуб). Петроград, В. О., 9 линия 44, кв. 19».
126 1Проппер Станислав Максимилианович (1855−1931) — издатель (1880−1917) и редактор (1891−1906)газеты «Биржевыеведомости».
127 2В 1916−1917 годах Сологуб совершал поездки по городам России с лекцией «Россия в мечтах и ожиданиях».
128 Ф. К. Сологуб — И. И. Ясинскому
129 1 января 1917 г.
130 Дорогой Иероним Иеронимович,
131 С Новым Годом!
132 Из Полоцка я посылал Вам письмо насчет гонорара за стихи.1 Судя по тому, что оно остается без ответа, а изложенное в нем без исполнения, повторяю:
133 Станислав Максимилианович, при разговоре о гонораре моем вообще, сказал, что гонорар за стихи относится к Вашему ведению. Т. к. я получал почему-то в «Биржевых ведомостях» за стихи по 50 к., что мало даже и по довоенному времени, то теперь эту норму придется повысить хотя бы до 1 рубля. Поэтому очень прошу Вас устроить так, чтобы за стихи мне уплачивали по 1 р. И очень меня обяжете, если дадите какой-нибудь дружеский знак Вашего внимания к этому моему письму, которое для меня является уже вторым об одном и том же.
134 Преданный Вам Федор Сологуб
135 На именной почтовой бумаге: «Федор Кузьмич Тетерников. (Федор Сологуб). Петроград, В. О., 9 линия 44, кв. 19».
136 1 См. п. 8.
137 10
138 Ф. К. Сологуб — И. И. Ясинскому
139 < Апрель−май 1917 года>
140 Дорогой Иероним Иеронимович,
141 Из Вашего Кружка поэтов имени Случевского1 к нам во Временный Комитет уполномоченных Союза Деятелей Искусства2 ходит только один делегат. В качестве второго делегата, м<ожет> б<ыть>, Вы пожелаете послать нам А. А. Кондратьева.3
142 С приветом
143 Федор Сологуб
144 Датируется по содержанию. Написано карандашом.
145 1«Вечера Случевского» (Кружок поэтов и поэтесс «Вечера Случевского») — литературное объединение, возникшее после смерти К. К. Случевского (25 сентября 1904 года) как продолжение его «пятниц». В разное время председателями кружка были Н. Н. Вентцель, Ф. Ф. Фидлер, И. И. Ясинский. Последнее заседание кружка состоялось 4 ноября 1917 года.
146 2Союз деятелей искусств — общественное объединение, образованное 12 марта 1917 года; союз состоял из 8 курий: архитектурной, скульптурной, живописной, музыкальной, литературной, истории искусств, декоративного и прикладного искусства; во Временный комитет уполномоченных входили: председатель — А. И. Таманов, члены: М. Ф. Блох, Г. М. Бобровский, П. П. Гайдебуров, Я. В. Гурецкий, В. А. Денисов, Д. И. Иванов, С. К. Исаков, М. А. Керзин, Б.Р. Криммер, В. Э. Мейерхольд, К. К. Романов, А. Д. Скалдин, Сологуб. Союз деятелей искусств прекратил свою деятельность в сентябре 1918 года.
147 3 Кондратьев был секретарем кружка «Вечера Случевского». 25 апреля 1917 года он писал Сологубу: «Глубокоуважаемый и дорогой Федор Кузьмич. Спасибо, что вспомнили про меня и послали повестку на 15 апреля, на собрание уполномоченных Союза деятелей искусства» (ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 3. № 342. Л. 20), а 12 мая благодарил: «Дорогой и глубокоуважаемый Федор Кузьмич. Спасибо Вам за участие, ибо чувствую, что без доброго участия Вашего дело о принятии меня в Союз деятелей искусства не обошлось» (Там же. Л. 21).
148 11
149 Ф. К. Сологуб — И. И. Ясинскому
150 <20мая 1917года>
151 Дорогой Иероним Иеронимович,
152 Усерднейшая просьба от Союза Д<еятелей> И<скусства>, — помогите устройству Дня Свободы,1 заготовьте несколько стягов, и завтра 21 мая воскр<есенья> в 2 ч. дня пожалуйте в Ак<адемию> Худ<ожеств> на общее собрание. Если около Вас есть молодежь — художники, то пригласите их помочь, поработать. Мастерская, где можно работать, при Музык<альной> Драме.2 Материал и необход<имый> технический труд будет оплачен. Очень ждем Вашей помощи.
153 На обороте визитной карточки «Федор Кузьмич Тетерников (Федор Сологуб)».
154 1Имеется в виду «День „Займа Свободы"», организованный Союзом деятелей искусств в поддержку инициированного Временным правительством государственного займа в рамках агитационной кампании с целью популяризации этого займа среди населения; состоялся в Петрограде 25 мая 1917 года; «Биржевые ведомости» описывали мероприятие следующим образом: «В течение двух недель работал „Союз деятелей искусств" над организацией дня „Займа Свободы". В огромных залах Академии художеств можно было видеть художников: Шервашидзе, Яковлева, Петрова-Водкина, Пунина, Кругликову, Любавина и многих других, неустанно расписывающих многочисленные плакаты, ленты и полотна для сегодняшнего дня. Была избрана специальная „приветственная комиссия", в которую вошли Леонид Андреев, Федор Сологуб, кн. А. И. Южин-Сумбатов, Ю. М. Юрьев, Корвин-Круковский и председатель Союза деятелей искусств — архитектор Таманов. Зрелище эффектное и необыкновенно величественное. Вся набережная Васильевского острова от Академии художеств до Дворцового моста запружена тысячной толпой. Реют знамена, развеваются флаги. Разукрашенные автомобили, грузовики, экипажи и коляски представляют необыкновенно живописную картину» (1917. 25 мая. № 16249).
155 2Театр музыкальной драмы — оперный театр в Петербурге-Петрограде (1912−1919), располагался в здании Петербургской консерватории; в театре работали художники: Б. И. Анисфельд, И. Я. Билибин, К. А. Вещилов, И. А. Гранди, В. И. Денисов, М. В. Добужинский, М. Н. Плачек, Г. С. Толмачев, С. Ф. Чупруненко, А. Н. Шильдер, П. Н. Шильдкнехт, А. В. Щекотихина-Потоцкая и др.
156 12 И. И. Ясинский — Ф. К. Сологубу
157 <2021 мая 1917 года>1
158 Дорогой Федор Кузьмич!
159 Недомогается и не могу быть в Академии. Немедленно, однако, принялся за задачу, но пришел к печальному выводу.
160 Работать можно только два дня: вторник и среду, т. е. времени нет.
161 В магазинах забастовка. Нельзя достать товару — ни шелковой или ластиковой материи, ни позумента для букв — вышивать некогда! — ни кистей — да и вообще материала нет; и еще первого мая рабочие, которым я изготовлял стяги,2 добывали материал захватным порядком — платили купцам, но под угрозою… и все же хватило шелку и прочего лишь на три стяга.
162 При бесплатной работе три стяга обошлись дорого; сами рабочие покупали материал; сами делали древки и точили и золотили наконечники; сами шили и нашивали золотые надписи, а все-таки стяг влетел в копеечку.
163 Смета теперь:
164 На один стяг — материя — 6 арш<ин> — 90 р. Позумент — 40 арш<ин> — 28 р. Два древка лакир<ованных> — 40 р. Золочен<ые> наконечники по 25 р. — 50 <р.> Бахрома — 6 арш<ин> 6 р. — 12 <р.>
165 Итого 210 р. Портному за шитье — 15 р.
166 Итого — 225 <р.>
167 Значит, три стяга обойдутся миним<ум> 700 р. — при накладных неожиданных расходах.
168 Срок такой короткий, что по совести не могу взяться. Ведь весь вторник уйдет на розыск материала, если даже не будет тех препятствий, о которых сказано выше.
169 С искренним уважением и преданностью Ваш Иер. Ясинский.
170 Машинопись с правкой рукой Ясинского, подпись — автограф. Помета рукой Сологуба: «Ясинский».
171 1Ответ на п. 11.
172 2В автобиографии кандидата в члены РКП (большевиков) 1920 года Ясинский отметил: «Агитировал добровольно на Выборгской стороне и делал (бесплатно) знамена для демонстраций рабочим завода Лесснера» (Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. Т. 2. С. 169).

Библиография

1. Белинский М. [Ясинский И. И.]. Эмиль Золя и его новый роман. Критические очерки [Рец. на роман Золя «Жерминаль»] // Наблюдатель. 1885. № 11.

2. Библиография Федора Сологуба: Стихотворения / Сост. Т. В. Мисникевич; под ред. М. М. Павловой. М.; Томск, 2004.

3. Клейнборт Л. М. Встречи: Федор Сологуб / Вступ. статья, публ. и комм. М. М. Павловой // Русская литература. 2003. № 1, 2.

4. М. Б. [Ясинский И. И.]. По поводу нового романа Зола // Заря. 1884. 20 янв. № 16.

5. Минц З. Г. Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. СПб., 2004. Кн. 3: Поэтика русского символизма.

6. Мисникевич Т. В. Федор Сологуб, его поклонницы и корреспондентки // Эротизм без берегов. М., 2004.

7. Нымм Е. Литературная позиция Иеронима Ясинского (1880?1890-е годы). Тарту, 2003.

8. Нымм Е. Ю. Журнал Иеронима Ясинского «Ежемесячные сочинения» как предтеча модернистских периодических изданий начала XX века // Русская литература. 2019. № 2.

9. О. И. [Ясинский И. И.]. Эмиль Золя и Клод Бернар: [Рец. на: Зола Э. Парижские письма. LII. Экспериментальный роман] // Слово. 1879. № 10.

10. Павлова М. М. Писатель-Инспектор: Федор Сологуб и Ф. К. Тетерников. М., 2007.

11. Пильд Л. Литературная судьба и мемуары Иеронима Ясинского // Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. Т. 1.

12. «Пятницы» К. К. Случевского и их Альбом / Исследование и публ. С. В. Сапожкова // Новое литературное обозрение. 1996. № 18.

13. Скабичевский А. Литературная хроника. Трагики, роман И. Ясинского. СПб., 1889 г. // Новости и Биржевая газета. 1889. 20 июля.

14. Сологуб Ф. Записи исходящих и входящих писем с указанием их содержания и записи адресов разных лиц // ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 6. № 82.

15. Тахо-Годи Е. А. Ф. Сологуб и К. Случевский — биографические и творческие контакты // Федор Сологуб. Разыскания и материалы: Сб. / Под ред. М. М. Павловой. М., 2016.

16. «Тетради посещений» Федора Сологуба / Вступ. статья, публ. и аннотированный указатель имен М. М. Павловой и А. Л. Соболева // Федор Сологуб. Разыскания и материалы: Сб. / Под ред. М. М. Павловой. М., 2016.

17. Фидлер Ф. Ф. Из мира литераторов: Характеры и суждения / Вступ. статья, сост., пер. с нем., прим., указатели и подбор иллюстраций К. М. Азадовского. М., 2008.

18. Я. [Ясинский И. И.]. Критические наброски // Биржевые ведомости. 1896. 6 (18) сент. № 246.

19. Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний / Сост. Т. В. Мисникевич и Л. Л. Пильд; вступ. статья Л. Л. Пильд; подг. текста Т. В. Мисникевич; комм. Т. В. Мисникевич и Л. Л. Пильд. Т. 1-2. М., 2010.

20. Ясинский И. Роман моей жизни: Книга воспоминаний. М.; Л., 1926

21. Ясинский И. Роман моей жизни // Среди великих: Литературные встречи / Сост., вступ. статья и комм. М. М. Одесской. М., 2001.

22. Ясинский И. Рыцарь Зеркал. Критические наброски. Святочный сон // Петербургская газета. 1895. 27 дек. № 355.

23. Ясинский И. Эмиль Золя как романист: Критический очерк // Золя Э. Ругон-Маккар. СПб., 1894. Т. 1.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести