Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
Архив
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Номер 1
>
Десятые Лотмановские дни
Десятые Лотмановские дни
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
Десятые Лотмановские дни
1
Десятые Лотмановские дни
Константин Баршт
Аннотация
Код статьи
S013160950004568-8-1
DOI
10.31860/0131-6095-2019-1-252-253
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Баршт Константин Абрекович
Связаться с автором
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация:
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Номер 1
Страницы
252-253
Аннотация
-
Ключевые слова
-
Классификатор
Получено
29.03.2019
Дата публикации
29.03.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
452
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
ГОСТ
Баршт К. А. Десятые Лотмановские дни // Русская литература. – 2019. – Номер 1 C. 252-253 . URL: https://ruslitras.ru/s013160950004568-8-1/?version_id=9048. DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-252-253
MLA
Barsht, K. A "Lotman Days, No. 10."
Russian literature.
1 (2019).:252-253. DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-252-253
APA
Barsht K. (2019). Lotman Days, No. 10.
Russian literature.
no. 1, pp.252-253 DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-252-253
Содержание публикации
1
DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-252-253
DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-252-253
DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-252-253
2
ДЕСЯТЫ
Е
ЛОТМАНОВСКИ
Е
ДНИ
<strong>ДЕСЯТЫ</strong><strong>Е</strong><strong> </strong><strong>ЛОТМАНОВСКИ</strong><strong>Е</strong><strong> </strong><strong>ДНИ</strong>
<strong>ДЕСЯТЫ</strong><strong>Е</strong><strong> </strong><strong>ЛОТМАНОВСКИ</strong><strong>Е</strong><strong> </strong><strong>ДНИ</strong>
3
С 8 по 10 июня 2018 года в Таллинском университете с большим успехом прошли Де- сятые Лотмановские дни (10th Аnnual Juri Lotman days). Конференция фактически состо- яла из двух форумов, идущих параллельно: на русском и английском языках, как бы фикси- руя значение наследия Ю. М. Лотмана для рус- ской и мировой науки. Название конферен- ции: «„…ты еще можешь удивить меня“. Позд- нее творчество Ю. М. Лотмана: итоги и пробле- мы изучения» — намекает на необходимость по-новому взглянуть на концепции ученого, выдвинутые им в период завершения его твор- ческого и жизненного пути, идеи, с помощью которых он пытался защитить литературовед- ческую семиотику от агрессии постструктура- лизма и деконструктивизма. Открывая конфе- ренцию, сын ученого, известный литературо- вед и культуролог Михаил Юрьевич Лотман, отметил важность сохранения и развития на- следия Ю. М. Лотмана в новых условиях, пред- лагаемых современным состоянием гумани- тарной науки. Затем состоялась презентация новых книг, отражающих жизненный путь и концептосферу ученого: «Ю. М. Лотман, З. Г. Минц — Б. Ф. Егоров: Переписка 1954– 1993» (СПб., 2018), сборника «Текст как дина- мический объект» (Краков, 2018). Богуслав Жилко (Польша) рассказал о новых изданиях трудов Лотмана и книг о нем на польском языке. Далее прозвучали доклады Е. Вельмезо- вой (Швейцария) и К. Кулль (Эстония) «От „се- миотики культуры“ к „семиотике жизни“», С. Н. Зенкина (Москва) «Сон как окно из семио- тики», К. А. Баршта (Санкт-Петербург) «О тер- нарной модели эстетической коммуникации», М. Ю. Лотмана (Эстония) «К семиотике (не)ис- кренности II». Сообщения вызвали живой ин- терес участников, состоялся продуктивный об- мен мнениями. В этих докладах было указано на важность идеи Бахтина о тернарном харак- тере эстетической коммуникации как основе строительства нарративной модели художест- венного текста, на необходимость учета харак- терных особенностей сна и сновидения с их различным онтологическим статусом, на суще- ственность условий рецепции при оценке вы- сказывания по осям «ложное/истинное» и «ис- креннее/неискреннее». Большой интерес участников конферен- ции вызвало тематическое заседание «Эписто- лярное наследие Ю. М. Лотмана: проблемы изучения», на котором Л. Э. Найдич (Израиль) в докладе «Ранние биографические контексты формирования научных взглядов Ю. М. Лот- мана» ввела в научный оборот ранее неизвест- ные материалы из эпистолярного наследия ученого. В подобного рода сообщении Т. Ку- зовкиной (Эстония) аналитическому рассмо- трению были подвергнуты письма Ю. М. Лот- мана о книге Освальда Шпенглера «Закат Европы». О юморе и иронии в переписке сорат- ников и друзей — Ю. М. Лотмана и Б. Ф. Его- рова — рассказала Т. Шор (Эстония). И. Бул- кина (Украина) посвятила свой доклад позд- ним работам Ю. М. Лотмана о Е. А. Баратын- ском. Специальное заседание на конференции было посвящено докладу Н. С. Автономовой (Москва) «Поздний Лотман: концептуальные сдвиги и проясняющие контексты (Якобсон, Бахтин, другие и другое)», в котором были подвергнуты аналитическому рассмотрению особенности концепций Лотмана, сближаю- щие его с идеями М. М. Бахтина, а также опирающиеся на теоремы классических работ Р. Якобсона. В. С. Парсамов (Москва) в докладе «„Идея истории“ в научном творчестве Ю. М. Лотма- на 1980-х — начала 1990-х гг.» попытался со- здать научное описание концепции истории, исходя из лотмановской теоремы «семиосфе- ры». Г. Пономарева (Эстония) сделала в выс- шей степени интересное и информативное сообщение «Некрологи и юбилейные статьи в позднем творчестве Ю. М. Лотмана», Н. Марь- енко (Украина) проанализировал тему дуэли в культурологических и литературоведческих трудах Ю. М. Лотмана, А. Л. Юрганов (Мос- ква) попытался сделать семиотическое описа- ние картины К. Редько «Восстание» (1925), в которой содержится социально значимый след исторического события — выхода И. В. Сталина на вершину власти в стране. Среди других докладов следует выделить выступление А. Ю. Балакина (Санкт-Петербург) «Ю. М. Лотман и проблема нового академиче- ского издания Пушкина», в котором были про- демонстрированы возможности интерактив- ного издания Полного собрания сочинений А. С. Пушкина, доклад Э. Пилярчик (Польша) «К вопросу о поэтике трудов Ю. М. Лотмана: на материале монографии „Непредсказуемые механизмы культуры“», вызвавшие особый интерес аудитории доклады С. Доценко (Эсто- ния) «Право на биографию: Случай А. Ремизо- ва», Т. И. Акимовой (Саранск) «„Галантный диалог“ как литературное явление дворянской культуры XVIII века» и А. В. Сысоевой (Санкт- Петербург) «Моделирование истории: обуче- ние членов Литературного объединения Крас- ной армии и флота идеологически верной шиф- ровке фактов на примере войны, которой не было», где были обнародованы сведения, в выс- шей степени полезные для истории русской ли- тературы ХХ века. Л. О. Зайонц (Москва) в сво- ем докладе предприняла попытку семиотиче- ского анализа истории русско-польских отно- шений XVII–XVIII веков, увиденных сквозь призму русской придворной моды, Е. Погосян (Канада) показала чрезвычайно интересный изобразительный материал, связанный с бы- том украинских иммигрантов в Канаде (1891– 1931), М. Назаренко (Украина) проанализиро- вал последние достижения современной укра- инской литературы в жанре «альтернативно- исторического» романа. Можно констатировать, что тематическая и концептуальная широта конференции впол- не соответствовала духу и букве творческого наследия Ю. М. Лотмана, отражая весь спектр научных и философских исканий ученого, его корневой концепции о тотальном семиозисе культуры, одним из слоев которой является литература. Следует отметить гостеприимство хозяев и превосходную организацию конфе- ренции. Ее участники и гости были едины во мнении, что Лотмановские дни являются су- щественным вкладом в научную жизнь Эсто- нии, России и всего мира, не только адекватно отражая ту роль, которую играют труды уче- ного в современной филологии, но и пред- принимая попытки развития ценнейших идей, высказанных им в «Семиосфере», «Культуре и взрыве» и других поздних работах.
С 8 по 10 июня 2018 года в Таллинском университете с большим успехом прошли Де- сятые Лотмановские дни (10th Аnnual Juri Lotman days). Конференция фактически состо- яла из двух форумов, идущих параллельно: на русском и английском языках, как бы фикси- руя значение наследия Ю. М. Лотмана для рус- ской и мировой науки. Название конферен- ции: «„…ты еще можешь удивить меня“. Позд- нее творчество Ю. М. Лотмана: итоги и пробле- мы изучения» — намекает на необходимость по-новому взглянуть на концепции ученого, выдвинутые им в период завершения его твор- ческого и жизненного пути, идеи, с помощью которых он пытался защитить литературовед- ческую семиотику от агрессии постструктура- лизма и деконструктивизма. Открывая конфе- ренцию, сын ученого, известный литературо- вед и культуролог Михаил Юрьевич Лотман, отметил важность сохранения и развития на- следия Ю. М. Лотмана в новых условиях, пред- лагаемых современным состоянием гумани- тарной науки. Затем состоялась презентация новых книг, отражающих жизненный путь и концептосферу ученого: «Ю. М. Лотман, З. Г. Минц — Б. Ф. Егоров: Переписка 1954– 1993» (СПб., 2018), сборника «Текст как дина- мический объект» (Краков, 2018). Богуслав Жилко (Польша) рассказал о новых изданиях трудов Лотмана и книг о нем на польском языке. Далее прозвучали доклады Е. Вельмезо- вой (Швейцария) и К. Кулль (Эстония) «От „се- миотики культуры“ к „семиотике жизни“», С. Н. Зенкина (Москва) «Сон как окно из семио- тики», К. А. Баршта (Санкт-Петербург) «О тер- нарной модели эстетической коммуникации», М. Ю. Лотмана (Эстония) «К семиотике (не)ис- кренности II». Сообщения вызвали живой ин- терес участников, состоялся продуктивный об- мен мнениями. В этих докладах было указано на важность идеи Бахтина о тернарном харак- тере эстетической коммуникации как основе строительства нарративной модели художест- венного текста, на необходимость учета харак- терных особенностей сна и сновидения с их различным онтологическим статусом, на суще- ственность условий рецепции при оценке вы- сказывания по осям «ложное/истинное» и «ис- креннее/неискреннее». Большой интерес участников конферен- ции вызвало тематическое заседание «Эписто- лярное наследие Ю. М. Лотмана: проблемы изучения», на котором Л. Э. Найдич (Израиль) в докладе «Ранние биографические контексты формирования научных взглядов Ю. М. Лот- мана» ввела в научный оборот ранее неизвест- ные материалы из эпистолярного наследия ученого. В подобного рода сообщении Т. Ку- зовкиной (Эстония) аналитическому рассмо- трению были подвергнуты письма Ю. М. Лот- мана о книге Освальда Шпенглера «Закат Европы». О юморе и иронии в переписке сорат- ников и друзей — Ю. М. Лотмана и Б. Ф. Его- рова — рассказала Т. Шор (Эстония). И. Бул- кина (Украина) посвятила свой доклад позд- ним работам Ю. М. Лотмана о Е. А. Баратын- ском. Специальное заседание на конференции было посвящено докладу Н. С. Автономовой (Москва) «Поздний Лотман: концептуальные сдвиги и проясняющие контексты (Якобсон, Бахтин, другие и другое)», в котором были подвергнуты аналитическому рассмотрению особенности концепций Лотмана, сближаю- щие его с идеями М. М. Бахтина, а также опирающиеся на теоремы классических работ Р. Якобсона. В. С. Парсамов (Москва) в докладе «„Идея истории“ в научном творчестве Ю. М. Лотма- на 1980-х — начала 1990-х гг.» попытался со- здать научное описание концепции истории, исходя из лотмановской теоремы «семиосфе- ры». Г. Пономарева (Эстония) сделала в выс- шей степени интересное и информативное сообщение «Некрологи и юбилейные статьи в позднем творчестве Ю. М. Лотмана», Н. Марь- енко (Украина) проанализировал тему дуэли в культурологических и литературоведческих трудах Ю. М. Лотмана, А. Л. Юрганов (Мос- ква) попытался сделать семиотическое описа- ние картины К. Редько «Восстание» (1925), в которой содержится социально значимый след исторического события — выхода И. В. Сталина на вершину власти в стране. Среди других докладов следует выделить выступление А. Ю. Балакина (Санкт-Петербург) «Ю. М. Лотман и проблема нового академиче- ского издания Пушкина», в котором были про- демонстрированы возможности интерактив- ного издания Полного собрания сочинений А. С. Пушкина, доклад Э. Пилярчик (Польша) «К вопросу о поэтике трудов Ю. М. Лотмана: на материале монографии „Непредсказуемые механизмы культуры“», вызвавшие особый интерес аудитории доклады С. Доценко (Эсто- ния) «Право на биографию: Случай А. Ремизо- ва», Т. И. Акимовой (Саранск) «„Галантный диалог“ как литературное явление дворянской культуры XVIII века» и А. В. Сысоевой (Санкт- Петербург) «Моделирование истории: обуче- ние членов Литературного объединения Крас- ной армии и флота идеологически верной шиф- ровке фактов на примере войны, которой не было», где были обнародованы сведения, в выс- шей степени полезные для истории русской ли- тературы ХХ века. Л. О. Зайонц (Москва) в сво- ем докладе предприняла попытку семиотиче- ского анализа истории русско-польских отно- шений XVII–XVIII веков, увиденных сквозь призму русской придворной моды, Е. Погосян (Канада) показала чрезвычайно интересный изобразительный материал, связанный с бы- том украинских иммигрантов в Канаде (1891– 1931), М. Назаренко (Украина) проанализиро- вал последние достижения современной укра- инской литературы в жанре «альтернативно- исторического» романа. Можно констатировать, что тематическая и концептуальная широта конференции впол- не соответствовала духу и букве творческого наследия Ю. М. Лотмана, отражая весь спектр научных и философских исканий ученого, его корневой концепции о тотальном семиозисе культуры, одним из слоев которой является литература. Следует отметить гостеприимство хозяев и превосходную организацию конфе- ренции. Ее участники и гости были едины во мнении, что Лотмановские дни являются су- щественным вкладом в научную жизнь Эсто- нии, России и всего мира, не только адекватно отражая ту роль, которую играют труды уче- ного в современной филологии, но и пред- принимая попытки развития ценнейших идей, высказанных им в «Семиосфере», «Культуре и взрыве» и других поздних работах.
С 8 по 10 июня 2018 года в Таллинском университете с большим успехом прошли Де- сятые Лотмановские дни (10th Аnnual Juri Lotman days). Конференция фактически состо- яла из двух форумов, идущих параллельно: на русском и английском языках, как бы фикси- руя значение наследия Ю. М. Лотмана для рус- ской и мировой науки. Название конферен- ции: «„…ты еще можешь удивить меня“. Позд- нее творчество Ю. М. Лотмана: итоги и пробле- мы изучения» — намекает на необходимость по-новому взглянуть на концепции ученого, выдвинутые им в период завершения его твор- ческого и жизненного пути, идеи, с помощью которых он пытался защитить литературовед- ческую семиотику от агрессии постструктура- лизма и деконструктивизма. Открывая конфе- ренцию, сын ученого, известный литературо- вед и культуролог Михаил Юрьевич Лотман, отметил важность сохранения и развития на- следия Ю. М. Лотмана в новых условиях, пред- лагаемых современным состоянием гумани- тарной науки. Затем состоялась презентация новых книг, отражающих жизненный путь и концептосферу ученого: «Ю. М. Лотман, З. Г. Минц — Б. Ф. Егоров: Переписка 1954– 1993» (СПб., 2018), сборника «Текст как дина- мический объект» (Краков, 2018). Богуслав Жилко (Польша) рассказал о новых изданиях трудов Лотмана и книг о нем на польском языке. Далее прозвучали доклады Е. Вельмезо- вой (Швейцария) и К. Кулль (Эстония) «От „се- миотики культуры“ к „семиотике жизни“», С. Н. Зенкина (Москва) «Сон как окно из семио- тики», К. А. Баршта (Санкт-Петербург) «О тер- нарной модели эстетической коммуникации», М. Ю. Лотмана (Эстония) «К семиотике (не)ис- кренности II». Сообщения вызвали живой ин- терес участников, состоялся продуктивный об- мен мнениями. В этих докладах было указано на важность идеи Бахтина о тернарном харак- тере эстетической коммуникации как основе строительства нарративной модели художест- венного текста, на необходимость учета харак- терных особенностей сна и сновидения с их различным онтологическим статусом, на суще- ственность условий рецепции при оценке вы- сказывания по осям «ложное/истинное» и «ис- креннее/неискреннее». Большой интерес участников конферен- ции вызвало тематическое заседание «Эписто- лярное наследие Ю. М. Лотмана: проблемы изучения», на котором Л. Э. Найдич (Израиль) в докладе «Ранние биографические контексты формирования научных взглядов Ю. М. Лот- мана» ввела в научный оборот ранее неизвест- ные материалы из эпистолярного наследия ученого. В подобного рода сообщении Т. Ку- зовкиной (Эстония) аналитическому рассмо- трению были подвергнуты письма Ю. М. Лот- мана о книге Освальда Шпенглера «Закат Европы». О юморе и иронии в переписке сорат- ников и друзей — Ю. М. Лотмана и Б. Ф. Его- рова — рассказала Т. Шор (Эстония). И. Бул- кина (Украина) посвятила свой доклад позд- ним работам Ю. М. Лотмана о Е. А. Баратын- ском. Специальное заседание на конференции было посвящено докладу Н. С. Автономовой (Москва) «Поздний Лотман: концептуальные сдвиги и проясняющие контексты (Якобсон, Бахтин, другие и другое)», в котором были подвергнуты аналитическому рассмотрению особенности концепций Лотмана, сближаю- щие его с идеями М. М. Бахтина, а также опирающиеся на теоремы классических работ Р. Якобсона. В. С. Парсамов (Москва) в докладе «„Идея истории“ в научном творчестве Ю. М. Лотма- на 1980-х — начала 1990-х гг.» попытался со- здать научное описание концепции истории, исходя из лотмановской теоремы «семиосфе- ры». Г. Пономарева (Эстония) сделала в выс- шей степени интересное и информативное сообщение «Некрологи и юбилейные статьи в позднем творчестве Ю. М. Лотмана», Н. Марь- енко (Украина) проанализировал тему дуэли в культурологических и литературоведческих трудах Ю. М. Лотмана, А. Л. Юрганов (Мос- ква) попытался сделать семиотическое описа- ние картины К. Редько «Восстание» (1925), в которой содержится социально значимый след исторического события — выхода И. В. Сталина на вершину власти в стране. Среди других докладов следует выделить выступление А. Ю. Балакина (Санкт-Петербург) «Ю. М. Лотман и проблема нового академиче- ского издания Пушкина», в котором были про- демонстрированы возможности интерактив- ного издания Полного собрания сочинений А. С. Пушкина, доклад Э. Пилярчик (Польша) «К вопросу о поэтике трудов Ю. М. Лотмана: на материале монографии „Непредсказуемые механизмы культуры“», вызвавшие особый интерес аудитории доклады С. Доценко (Эсто- ния) «Право на биографию: Случай А. Ремизо- ва», Т. И. Акимовой (Саранск) «„Галантный диалог“ как литературное явление дворянской культуры XVIII века» и А. В. Сысоевой (Санкт- Петербург) «Моделирование истории: обуче- ние членов Литературного объединения Крас- ной армии и флота идеологически верной шиф- ровке фактов на примере войны, которой не было», где были обнародованы сведения, в выс- шей степени полезные для истории русской ли- тературы ХХ века. Л. О. Зайонц (Москва) в сво- ем докладе предприняла попытку семиотиче- ского анализа истории русско-польских отно- шений XVII–XVIII веков, увиденных сквозь призму русской придворной моды, Е. Погосян (Канада) показала чрезвычайно интересный изобразительный материал, связанный с бы- том украинских иммигрантов в Канаде (1891– 1931), М. Назаренко (Украина) проанализиро- вал последние достижения современной укра- инской литературы в жанре «альтернативно- исторического» романа. Можно констатировать, что тематическая и концептуальная широта конференции впол- не соответствовала духу и букве творческого наследия Ю. М. Лотмана, отражая весь спектр научных и философских исканий ученого, его корневой концепции о тотальном семиозисе культуры, одним из слоев которой является литература. Следует отметить гостеприимство хозяев и превосходную организацию конфе- ренции. Ее участники и гости были едины во мнении, что Лотмановские дни являются су- щественным вкладом в научную жизнь Эсто- нии, России и всего мира, не только адекватно отражая ту роль, которую играют труды уче- ного в современной филологии, но и пред- принимая попытки развития ценнейших идей, высказанных им в «Семиосфере», «Культуре и взрыве» и других поздних работах.
4
©
К
.
А
.
Барш
т
<em><strong>©</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>К</strong></em><em><strong>.</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>А</strong></em><em><strong>.</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>Барш</strong></em><em><strong>т</strong></em><em><strong> </strong></em>
<em><strong>©</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>К</strong></em><em><strong>.</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>А</strong></em><em><strong>.</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>Барш</strong></em><em><strong>т</strong></em><em><strong> </strong></em>
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены