English
English
en
Русский
ru
About
Archive
Contact us
Везде
Везде
Author
Title
Text
Keywords
Искать
Home
>
Issue 1
>
New Data on M. Yu. Lermontov
New Data on M. Yu. Lermontov
Table of contents
Annotation
Estimate
Publication content
References
Comments
Share
Metrics
New Data on M. Yu. Lermontov
1
New Data on M. Yu. Lermontov
R. Yu. Danilevsky
Annotation
PII
S013160950004559-8-1
DOI
10.31860/0131-6095-2019-1-239-240
Publication type
Review
Status
Published
Authors
R. Yu. Danilevsky
Send message
Affiliation:
Institute of Russian Literature (the Pushkin House), RAS
Address: Russian Federation,
Edition
Issue 1
Pages
239-240
Abstract
-
Keywords
-
Received
29.03.2019
Date of publication
29.03.2019
Number of purchasers
89
Views
523
Readers community rating
0.0
(0 votes)
Cite
Download pdf
GOST
Danilevsky R. New Data on M. Yu. Lermontov // Russian literature. – 2019. – Issue 1 C. 239-240 . URL: https://ruslitras.ru/s013160950004559-8-1/?version_id=9041. DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-239-240
MLA
Danilevsky, R. Yu "New Data on M. Yu. Lermontov."
Russian literature.
1 (2019).:239-240. DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-239-240
APA
Danilevsky R. (2019). New Data on M. Yu. Lermontov.
Russian literature.
no. 1, pp.239-240 DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-239-240
Publication content
1
DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-239-240
DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-239-240
DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-239-240
2
©
Р
.
Ю
.
Д
анилевски
й
<em><strong>©</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>Р</strong></em><em><strong>.</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>Ю</strong></em><em><strong>.</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>Д</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>анилевски</strong></em><em><strong>й</strong></em><em><strong> </strong></em>
<em><strong>©</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>Р</strong></em><em><strong>.</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>Ю</strong></em><em><strong>.</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>Д</strong></em><em><strong> </strong></em><em><strong>анилевски</strong></em><em><strong>й</strong></em><em><strong> </strong></em>
3
НОВЫ
Е
МАТЕРИАЛ
Ы
О
М
.
Ю
.
ЛЕРМОНТОВ
Е
*
<strong>НОВЫ</strong><strong>Е</strong><strong> </strong><strong>МАТЕРИАЛ</strong><strong>Ы</strong><strong> </strong><strong>О</strong><strong> </strong><strong>М</strong><strong>.</strong><strong> Ю</strong><strong>.</strong><strong> </strong><strong>ЛЕРМОНТОВ</strong><strong>Е</strong><strong>*</strong>
<strong>НОВЫ</strong><strong>Е</strong><strong> </strong><strong>МАТЕРИАЛ</strong><strong>Ы</strong><strong> </strong><strong>О</strong><strong> </strong><strong>М</strong><strong>.</strong><strong> Ю</strong><strong>.</strong><strong> </strong><strong>ЛЕРМОНТОВ</strong><strong>Е</strong><strong>*</strong>
4
Новый сборник «Лермонтовских чтений» оставляет то же самое впечатление, что и его предшественник:1 в распоряжении исследова- телей находится обширный материал, до сих пор еще мало изученный, а подчас и совсем не- исследованный, связанный с жизнью и творче- ством великого поэта. Особенность сборника, которую можно считать его недостатком, а мож- но принять и за достоинство, — это широкая разбросанность тематики — от обзоров музей- ных собраний (раздел I) до иллюстративного (разделы II и III) и музыкального материала (раздел IV), а также разделы «Лермонтовский кинематограф» (раздел V), топонимика (раз- дел VII), двухсотлетие со дня рождения поэта (раздел VIII) и библиографические материалы (раздел IX). Четвертый раздел — «Филологические ас- пекты произведений М. Ю. Лермонтова», за- нимает в сборнике не первостепенное, но важ- ное место. Обратим особенное внимание имен- но на него. Небольшая статья М. Н. Михеевой-Ника- тиной «С. Н. Дурылин о М. Ю. Лермонтове: ощущение неповторимого бытия» (с. 88–92) несколько удручает своей краткостью. Несмо- тря на имеющиеся уже подходы к теме, указан- ные в подстрочной библиографии, «особое от- ношение» (с. 92) такого яркого литературове- да, как С. Н. Дурылин, к наследию Лермонтова остро нуждается в дальнейшем подробном ис- следовании. Обзор Н. Е. Купцовой «Восприя- тие романа „Герой нашего времени“ М. Ю. Лер- монтова исследователями и читателями из США» (с. 100–104) обогащает читателя ма- лоизвестными фактами, которые, однако, не всегда свидетельствуют о понимании этого произведения
(
ср.: «хорошая книга на дождли- вый день» (с. 104)
)
. Примечательно, что неко- торые американские исследователи лермонтовского романа обращают внимание на его сложный психологизм, по-видимому совсем
Новый сборник «Лермонтовских чтений» оставляет то же самое впечатление, что и его предшественник:1 в распоряжении исследова- телей находится обширный материал, до сих пор еще мало изученный, а подчас и совсем не- исследованный, связанный с жизнью и творче- ством великого поэта. Особенность сборника, которую можно считать его недостатком, а мож- но принять и за достоинство, — это широкая разбросанность тематики — от обзоров музей- ных собраний (раздел I) до иллюстративного (разделы II и III) и музыкального материала (раздел IV), а также разделы «Лермонтовский кинематограф» (раздел V), топонимика (раз- дел VII), двухсотлетие со дня рождения поэта (раздел VIII) и библиографические материалы (раздел IX). Четвертый раздел — «Филологические ас- пекты произведений М. Ю. Лермонтова», за- нимает в сборнике не первостепенное, но важ- ное место. Обратим особенное внимание имен- но на него. Небольшая статья М. Н. Михеевой-Ника- тиной «С. Н. Дурылин о М. Ю. Лермонтове: ощущение неповторимого бытия» (с. 88–92) несколько удручает своей краткостью. Несмо- тря на имеющиеся уже подходы к теме, указан- ные в подстрочной библиографии, «особое от- ношение» (с. 92) такого яркого литературове- да, как С. Н. Дурылин, к наследию Лермонтова остро нуждается в дальнейшем подробном ис- следовании. Обзор Н. Е. Купцовой «Восприя- тие романа „Герой нашего времени“ М. Ю. Лер- монтова исследователями и читателями из США» (с. 100–104) обогащает читателя ма- лоизвестными фактами, которые, однако, не всегда свидетельствуют о понимании этого произведения <strong>(</strong>ср.: «хорошая книга на дождли- вый день» (с. 104)<strong>)</strong>. Примечательно, что неко- торые американские исследователи лермонтовского романа обращают внимание на его сложный психологизм, по-видимому совсем
Новый сборник «Лермонтовских чтений» оставляет то же самое впечатление, что и его предшественник:1 в распоряжении исследова- телей находится обширный материал, до сих пор еще мало изученный, а подчас и совсем не- исследованный, связанный с жизнью и творче- ством великого поэта. Особенность сборника, которую можно считать его недостатком, а мож- но принять и за достоинство, — это широкая разбросанность тематики — от обзоров музей- ных собраний (раздел I) до иллюстративного (разделы II и III) и музыкального материала (раздел IV), а также разделы «Лермонтовский кинематограф» (раздел V), топонимика (раз- дел VII), двухсотлетие со дня рождения поэта (раздел VIII) и библиографические материалы (раздел IX). Четвертый раздел — «Филологические ас- пекты произведений М. Ю. Лермонтова», за- нимает в сборнике не первостепенное, но важ- ное место. Обратим особенное внимание имен- но на него. Небольшая статья М. Н. Михеевой-Ника- тиной «С. Н. Дурылин о М. Ю. Лермонтове: ощущение неповторимого бытия» (с. 88–92) несколько удручает своей краткостью. Несмо- тря на имеющиеся уже подходы к теме, указан- ные в подстрочной библиографии, «особое от- ношение» (с. 92) такого яркого литературове- да, как С. Н. Дурылин, к наследию Лермонтова остро нуждается в дальнейшем подробном ис- следовании. Обзор Н. Е. Купцовой «Восприя- тие романа „Герой нашего времени“ М. Ю. Лер- монтова исследователями и читателями из США» (с. 100–104) обогащает читателя ма- лоизвестными фактами, которые, однако, не всегда свидетельствуют о понимании этого произведения <strong>(</strong>ср.: «хорошая книга на дождли- вый день» (с. 104)<strong>)</strong>. Примечательно, что неко- торые американские исследователи лермонтовского романа обращают внимание на его сложный психологизм, по-видимому совсем
5
* Лермонтовские чтения — 2016: Современ- ные аспекты изучения творчества М. Ю. Лер- монтова: Сб. статей. СПб.: Лики России, 2017. 143 с. 1 См.:
Д
анилевский
Р.
Ю
. Событие в лер- монтоведении // Русская литература. 2015. № 4. С. 180–182. новый для русской прозы 1840-х годов. «У ав- тора нет стремления сделать повествование легким для чтения, — пишет о романе Д. По- велсток. — Напротив, можно сказать, что кни- га является вызовом для читателя» (цит. на с. 102). Зарубежный образ Лермонтова — вот еще одна проблема, требующая в будущем бо- лее подробного освещения, несмотря на вклю- ченную в настоящий сборник работу К. Б. Мо- розовой «Мероприятия, посвященные 200-ле- тию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, за рубежом» (с. 109–114). В связи со статьей С. А. Шульца «„Маскарад“ Лермонтова и „Ген- рих VIII“ Шекспира (жанрово-мотивный ас- пект)» (c. 93–99) можно задуматься о право- мерности подобных сопоставлений и даже о не- которой их спорности. Арбенин —
пародия
ли на «высокое безумие романтических героев», как считает автор статьи (с. 98), или это все- таки крайне сложный психологический тип характера, открытый Лермонтовым? В «Критико-библиографическом разделе» (раздел IХ) опубликованы письмо В. А. Ма- нуйлова к С. А. Макашину от 30 октября 1956 года (с. 115–117; публикатор В. В. Те- мяков) с несколькими предложениями по из- данию посвященных Лермонтову книг, а так- же отзыв Б. М. Эйхенбаума о диссертации В. А. Мануйлова «Детские и отроческие годы М. Ю. Лермонтова» (с. 118–121; публикатор В. А. Захаров). Мы видим, как накаплива- ются материалы о жизни и работе главно- го редактора «Лермонтовской энциклопедии» (1981) — издания, уникального в истории русской литературы, которое заслуживает от- дельного исследования, точно так же, как и деятельность самого редактора, инициатора создания первой русской энциклопедии од- ного писателя, обаятельного и незабвенного В. А. Мануйлова. Статьи сборника по-своему интересны для чтения и ценны как собрание редких фактов жизни лермонтовского наследия. При- ведем в пример хотя бы работу Л. А. Скаф- тымовой «Обращаясь к Лермонтову: вокаль- ный цикл Г. Свиридова» (с. 57–64). Однако почти у всех статей один общий недостаток: они слишком лаконичны. Одно из исклю- чений — обстоятельная работа Н. С. Беляе- ва «М. Ю. Лермонтов на экране: основные проблемы изучения и их отражение в опубли- кованных источниках» (с. 76–87). Хотелось бы читать о Лермонтове много и долго, проникая в смысл музыкальных и жи- вописных интерпретаций созданных им обра- зов, возвращаясь вновь и вновь к бессмертным строкам великого поэта.
* Лермонтовские чтения — 2016: Современ- ные аспекты изучения творчества М. Ю. Лер- монтова: Сб. статей. СПб.: Лики России, 2017. 143 с. 1 См.: <em>Д</em><em>анилевский</em><em> </em><em>Р.</em><em> </em><em>Ю</em>. Событие в лер- монтоведении // Русская литература. 2015. № 4. С. 180–182. новый для русской прозы 1840-х годов. «У ав- тора нет стремления сделать повествование легким для чтения, — пишет о романе Д. По- велсток. — Напротив, можно сказать, что кни- га является вызовом для читателя» (цит. на с. 102). Зарубежный образ Лермонтова — вот еще одна проблема, требующая в будущем бо- лее подробного освещения, несмотря на вклю- ченную в настоящий сборник работу К. Б. Мо- розовой «Мероприятия, посвященные 200-ле- тию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, за рубежом» (с. 109–114). В связи со статьей С. А. Шульца «„Маскарад“ Лермонтова и „Ген- рих VIII“ Шекспира (жанрово-мотивный ас- пект)» (c. 93–99) можно задуматься о право- мерности подобных сопоставлений и даже о не- которой их спорности. Арбенин — <em>пародия</em><em> </em>ли на «высокое безумие романтических героев», как считает автор статьи (с. 98), или это все- таки крайне сложный психологический тип характера, открытый Лермонтовым? В «Критико-библиографическом разделе» (раздел IХ) опубликованы письмо В. А. Ма- нуйлова к С. А. Макашину от 30 октября 1956 года (с. 115–117; публикатор В. В. Те- мяков) с несколькими предложениями по из- данию посвященных Лермонтову книг, а так- же отзыв Б. М. Эйхенбаума о диссертации В. А. Мануйлова «Детские и отроческие годы М. Ю. Лермонтова» (с. 118–121; публикатор В. А. Захаров). Мы видим, как накаплива- ются материалы о жизни и работе главно- го редактора «Лермонтовской энциклопедии» (1981) — издания, уникального в истории русской литературы, которое заслуживает от- дельного исследования, точно так же, как и деятельность самого редактора, инициатора создания первой русской энциклопедии од- ного писателя, обаятельного и незабвенного В. А. Мануйлова. Статьи сборника по-своему интересны для чтения и ценны как собрание редких фактов жизни лермонтовского наследия. При- ведем в пример хотя бы работу Л. А. Скаф- тымовой «Обращаясь к Лермонтову: вокаль- ный цикл Г. Свиридова» (с. 57–64). Однако почти у всех статей один общий недостаток: они слишком лаконичны. Одно из исклю- чений — обстоятельная работа Н. С. Беляе- ва «М. Ю. Лермонтов на экране: основные проблемы изучения и их отражение в опубли- кованных источниках» (с. 76–87). Хотелось бы читать о Лермонтове много и долго, проникая в смысл музыкальных и жи- вописных интерпретаций созданных им обра- зов, возвращаясь вновь и вновь к бессмертным строкам великого поэта.
* Лермонтовские чтения — 2016: Современ- ные аспекты изучения творчества М. Ю. Лер- монтова: Сб. статей. СПб.: Лики России, 2017. 143 с. 1 См.: <em>Д</em><em>анилевский</em><em> </em><em>Р.</em><em> </em><em>Ю</em>. Событие в лер- монтоведении // Русская литература. 2015. № 4. С. 180–182. новый для русской прозы 1840-х годов. «У ав- тора нет стремления сделать повествование легким для чтения, — пишет о романе Д. По- велсток. — Напротив, можно сказать, что кни- га является вызовом для читателя» (цит. на с. 102). Зарубежный образ Лермонтова — вот еще одна проблема, требующая в будущем бо- лее подробного освещения, несмотря на вклю- ченную в настоящий сборник работу К. Б. Мо- розовой «Мероприятия, посвященные 200-ле- тию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, за рубежом» (с. 109–114). В связи со статьей С. А. Шульца «„Маскарад“ Лермонтова и „Ген- рих VIII“ Шекспира (жанрово-мотивный ас- пект)» (c. 93–99) можно задуматься о право- мерности подобных сопоставлений и даже о не- которой их спорности. Арбенин — <em>пародия</em><em> </em>ли на «высокое безумие романтических героев», как считает автор статьи (с. 98), или это все- таки крайне сложный психологический тип характера, открытый Лермонтовым? В «Критико-библиографическом разделе» (раздел IХ) опубликованы письмо В. А. Ма- нуйлова к С. А. Макашину от 30 октября 1956 года (с. 115–117; публикатор В. В. Те- мяков) с несколькими предложениями по из- данию посвященных Лермонтову книг, а так- же отзыв Б. М. Эйхенбаума о диссертации В. А. Мануйлова «Детские и отроческие годы М. Ю. Лермонтова» (с. 118–121; публикатор В. А. Захаров). Мы видим, как накаплива- ются материалы о жизни и работе главно- го редактора «Лермонтовской энциклопедии» (1981) — издания, уникального в истории русской литературы, которое заслуживает от- дельного исследования, точно так же, как и деятельность самого редактора, инициатора создания первой русской энциклопедии од- ного писателя, обаятельного и незабвенного В. А. Мануйлова. Статьи сборника по-своему интересны для чтения и ценны как собрание редких фактов жизни лермонтовского наследия. При- ведем в пример хотя бы работу Л. А. Скаф- тымовой «Обращаясь к Лермонтову: вокаль- ный цикл Г. Свиридова» (с. 57–64). Однако почти у всех статей один общий недостаток: они слишком лаконичны. Одно из исклю- чений — обстоятельная работа Н. С. Беляе- ва «М. Ю. Лермонтов на экране: основные проблемы изучения и их отражение в опубли- кованных источниках» (с. 76–87). Хотелось бы читать о Лермонтове много и долго, проникая в смысл музыкальных и жи- вописных интерпретаций созданных им обра- зов, возвращаясь вновь и вновь к бессмертным строкам великого поэта.
Comments
No posts found
Write a review
Translate
Sign in
Email
Password
Войти
Forgot your password?
Register
Via social network
Comments
No posts found