Незамеченная пушкинская реминисценция в «Обломове»
Незамеченная пушкинская реминисценция в «Обломове»
Аннотация
Код статьи
S013160950004548-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Балакин Алексей Юрьевич 
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
237-238
Аннотация

В заметке указывается источник одной  из метафор романа И.  А. Гончарова «Обломов» — стихотворение А. С. Пушкина «Виноград».

Ключевые слова
И. А. Гончаров, А. С. Пушкин, «Виноград»
Классификатор
Получено
28.03.2019
Дата публикации
29.03.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
635
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-237-238
2 © А. Ю. Балакин
3 НЕЗАМЕЧЕННАЯ ПУШКИНСКАЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ В «ОБЛОМОВЕ»
4 В пятой главе второй части романа «Об- ломов» помещен портрет Ольги Ильинской, который рисует в своем воображении заглав- ный герой. Начинается он следующей фразой, выделенной в отдельный абзац: «Ольга в стро- гом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилет- него ребенка, с пальцами в виде винограда».1 Этот апофатический портрет стал уже хрестоматийным: он многократно цитируется, подробно разбирается на школьных уроках, фигурирует в тестовых заданиях по литерату- ре. Ему уделяется даже больше внимания, чем собственно описанию внешности Ольги. Одна- ко нельзя не заметить, что по сути он представ- ляет собой коллекцию общих мест романтиче- ской литературы второго ряда, над которой иронизирует писатель. «Все это стандартные романтические признаки женской красоты <…>, — замечает В. И. Мельник. — Чем даль- ше заходит негативная портретная характери- стика, тем очевиднее для читателя, что Гонча- ров <…> пародирует романтический штамп, взятый напрокат современной толпой».2 С последним суждением можно было бы согласиться, если б не одно обстоятельство. Действительно, и «яркий колорит щек и губ», и «лучи внутреннего огня», и «кораллы на гу- бах» с «жемчугом во рту» уже к моменту замы- сла романа воспринимались как романтические клише. Однако последняя метафора — сравне- ние пальцев с плодами винограда — отнюдь не была широко распространенной. Она заимство- вана Гончаровым из пушкинского стихотворе- ния «Виноград»:
5 He стану я жалеть о розах, Увядших с легкою весной; Мне мил и виноград на лозах, В кистях созревший под горой, Краса моей долины злачной, Отрада осени златой, Продолговатый и прозрачный, Как персты девы молодой.3
6 Это обстоятельство удивительным обра- зом ускользнуло от исследователей «Обломо- ва» и его комментаторов. Аллюзию к пуш- кинскому стихотворению не заметили ни автор многочисленных работ на тему «Пушкин и Гон- чаров» В. И. Мельник, ни составители наибо- лее обстоятельных и подробных коммента- риев к роману Л. С. Гейро4 и А. Г. Гродецкая.5 Между тем она чрезвычайно важна. Отсылкой к Пушкину Гончаров моментально переключа- ет регистр повествования, коллекцию общих мест заключая ярким, небанальным сравнени- ем, безусловно рассчитывая на то, что внима- тельный читатель вспомнит пушкинское сти- хотворение. Возможно также, что для автора «Обло- мова» пушкинская цитата в портрете главной героини романа имела значение не только как элемент стилистической игры с читателем. Обратим внимание на то, что заключительной части цитированной фразы с упоминанием винограда не было в рукописи,6 т. е. она была вставлена уже при подготовке романа к пе- чати — либо в наборную рукопись, либо уже в корректуру. Не значит ли это, что цитатой из «крымского» стихотворения Пушкина7 автор «Обломова» хотел намекнуть на будущую «крымскую» судьбу героини,8 которая до за- вершающего этапа работы над романом была ему самому не вполне ясной? Так это или нет, но кажется вполне прав- доподобным, что Гончаров вспомнил про «Ви- ноград», читая второй том «Сочинений Пуш- кина», выпущенных П. В. Анненковым,9 куда вошло это стихотворение. В библиотеке писателя было это издание;10 нельзя исключать, что его автору «Обломова» поднес издатель в тот момент, когда отдавал в цензуру седьмой, до- полнительный том.11 Произошло это незадолго то того, как Гончаров отправился в Мариенбад заканчивать свой главный роман, где была на- писана и пятая глава второй части. Вряд ли тогда он открывал новое издание Пушкина, но, уже поставив точку и окончательно обраба- тывая текст «Обломова» для печати, писатель вполне мог обратиться к нему. И вероятно, именно после этого процитированный в начале заметки фрагмент был дополнен запоминаю- щейся пушкинской метафорой.
7 1 Гончаров И. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. СПб., 1998. Т. 4. С. 192. 2 Мельник В. И. «И только он один…»: Пушкинские традиции в романе И. А. Гонча- рова «Обломов» // Литература в школе. 2007. № 9. С. 12. 3 Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: [В 16 т.]. [М.; Л.], 1947. Т. 2. Кн. 1. С. 342. 4 См.: Гейро Л. С. Примечания // Гонча- ров И. А. Обломов. Роман в 4 ч. Л., 1987. С. 670 (сер. «Литературные памятники»). 5 См.: Гродецкая А. Г. 1) Примечания // Гончаров И. А. Полн. собр. соч. и писем. Т. 6. С. 557; 2) Примечания // Гончаров И. А. Обло- мов / Вступ. статья и прим. А. Г. Гродецкой. СПб., 2012. С. 593. 6 См.: Гончаров И. А. Полн. собр. соч. и писем. Т. 5. С. 266. 7 В изданиях «Стихотворений Алексан- дра Пушкина» 1826 и 1829 годов стихотворе- ние «Виноград» было датировано 1820 годом, т. е. временем пребывания поэта в Крыму; сей- час на основании положения черновика этого стихотворения в пушкинских рукописях оно относится к михайловскому периоду (подроб- нее см.: Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 20 т. СПб., 2019. Т. 3. Кн. 1. С. 563–565; прим. А. С. Бодровой к стихотворению «Фонтану Бах- чисарайского дворца»). 8 О значимости «крымского» эпизода в структуре романа писали многие исследовате- ли; среди последних обобщающих работ назо- вем следующую: Недзвецкий В. А. Тоска Ольги Ильинской в «крымской» главе романа «Обло- мов»: Интерпретации и реальность // Известия РАН. Сер. литературы и языка. 2008. Т. 67. № 3. С. 40–46. 9 Первые шесть томов этого издания вы- шли в свет 17 февраля 1855 года, почти одно- временно с возвращением Гончарова из кру- госветного плавания. Еще задолго до выхода издания в свет в письме к М. А. Языкову с борта фрегата «Паллада» от 15 (27) декабря 1853 года он сообщал, что «было навязывался на подарок экземпляра, да Павел Васильич, уклончивый вообще, в этом случае уклонился с особенным старанием» (Гончаров И. А. Полн. собр. соч. и писем. Т. 15. С. 204). 10 См.: И. А. Гончаров. Дар в Симбирскую Карамзинскую общественную библиотеку: Ка- талог / Сост. В. В. Морозова, Л. Ю. Ивашкина, К. А. Грачева. Ульяновск, 2012. С. 98–100. Впрочем, на момент передачи библиотеки Гон- чарова в Симбирск в 1881 году второй том в ней отсутствовал. 11 В цензуру рукопись тома поступила 26 марта 1857 года и была отдана на рассмотрение Гончарову (см.: Гончаров И. А. Полн. собр. соч. и писем. Т. 10. С. 313); 6 апреля последний представил в Комитет доклад, где, высказывая сомнения по поводу отдельных мест, полагал «испросить разрешение Главного управления цензуры на одобрение <…> в печать без всяких изменений…» (Там же. С. 26–27). Кроме того, Гончаров дополнительно хлопотал о судьбе тома в письме к секретарю цензурного комитета А. К. Ярославцеву (см.: Там же. С. 485).

Библиография

1. Гейро Л. С. Примечания // Гончаров И. А. Обломов. Роман в 4 ч. Л., 1987 (сер. «Литературные памятники»).

2. Гончаров И. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. СПб., 1998. Т. 4, 5, 10, 15.

3. Гродецкая А. Г. Примечания // Гончаров И. А. Обломов / Вступ. статья и прим. А. Г. Гродецкой. СПб., 2012.

4. И. А. Гончаров. Дар в Симбирскую Карамзинскую общественную библиотеку: Каталог / Сост. В. В. Морозова, Л. Ю. Ивашкина, К. А. Грачева. Ульяновск, 2012.

5. Мельник В. И. «И только он один…»: Пушкинские традиции в романе И. А. Гончарова «Обломов» // Литература в школе. 2007. № 9.

6. Недзвецкий В. А. Тоска Ольги Ильинской в «крымской» главе романа «Обломов»: Интерпретации и реальность // Известия РАН. Сер. литературы и языка. 2008. Т. 67. № 3.

7. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: [В 16 т.]. [М.; Л.], 1947. Т. 2. Кн. 1.

8. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 20 т. СПб., 2019. Т. 3. Кн. 1.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести