- Код статьи
- S013160950004531-8-
- DOI
- 10.31860/0131-6095-2019-1-117-129
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 1
- Страницы
- 117-129
- Аннотация
В статье анализируются переклички между творчеством К. Бальмонта и И. Северянина и делается вывод, что младший современник не просто учился у старшего собрата по перу, перенимая мотивы и образы, но и трансформировал его поэтику с помощью пародийных приемов: травестии, гиперболизации, гротеска, парадокса, шаржирования и др. Художественный эффект ряда северянинских стихотворений достигается за счет столкновения разных стилистических кодов или «голосов», в результате чего создаются многоплановые, внутренне напряженные иронические произведения.
- Ключевые слова
- И. Северянин, К. Бальмонт, ирония, пародия, символизм, постсимволизм, эгофутуризм, мифопоэтика
- Дата публикации
- 29.03.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 89
- Всего просмотров
- 830
Библиография
- 1. Альфонсов В. Н. Поэзия русского футуризма // Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. СПб.; М., 2002.
- 2. Баймуратова А. С. Окказиональные имена на -ость в поэзии И. Северянина и К. Бальмонта // Русская речь. 2011. № 4.
- 3. Бальмонт К. Собр. соч.: В 2 т. М., 1994.
- 4. Богомолов Н. А. Постсимволизм (общие замечания) // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов): В 2 кн. М., 2001. Кн. 2.
- 5. Брюсов В. Соч.: В 2 т. М., 1987.
- 6. Волошин М. О модных позах и трафаретах // Северянин И. Царственный паяц. Автобиографические материалы. Письма. Критика. СПб., 2005.
- 7. Гиппиус З. Живые лица. М., 2002.
- 8. Глумов А. Нестертые строки // Игорь Северянин глазами современников. СПб., 2009.
- 9. Горький М. Из писем // Игорь Северянин глазами современников. СПб., 2009.
- 10. Грякалова Н. Ю. Травестия и трагедия: Литературные призраки Бориса Поплавского // Грякалова Н. Ю. Человек модерна: Биография — рефлексия — письмо. СПб., 2008.
- 11. Долинин К. А. Стилизация // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1972. Т. 7.
- 12. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
- 13. Исупов К. Г. Историко-бытовые архетипы в творческом поведении Северянина // О Игоре Северянине: Тезисы докладов научной конференции. Череповец, 1987.
- 14. Крохина Н. П. Архетип солнца в творчестве К. Д. Бальмонта // Известия Волгоградского гос. педагогического ун-та. 2010. № 1 (54).
- 15. Кушлина О. Б. Поэт вышел за папиросами // Русская литература ХХ века в зеркале пародии: Антология. М., 1993.
- 16. Лосев А. Ф. Ирония античная и романтическая // Эстетика и искусство: Из истории домарксистской эстетической мысли. М., 1966.
- 17. Минералова И. Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. М., 2009.
- 18. Морозов А. А. Пародия как литературный жанр (к теории пародии) // Русская литература. 1960. № 1.
- 19. Мочульский К. Игорь Северянин. Менестрель. Новейшие поэзы // Игорь Северянин. Царственный паяц. Автобиографические материалы. Письма. Критика. СПб., 2005.
- 20. Новиков В. И. Книга о пародии. М., 1989.
- 21. Петрова Н. А. Фиолетовый, лиловый, сиреневый // Миф–фольклор–литература. Па- мяти И. В. Зырянова. Пермь, 2008.
- 22. Петрова Н. Г. Коммуникативные универсалии в поэтических дискурсах К. Бальмонта и И. Северянина // Вестник Томского гос. педагогического ун-та. 2014. № 9 (150).
- 23. Прокофьев Д. С. Словарь литературного окружения Игоря Северянина. Псков, 2007.
- 24. Садовской Б. А. Озимь: Статьи о русской поэзии. К. Бальмонт. А. Блок. В. Брюсов. И. Северянин. Футуристы. Пг., 1915.
- 25. Северянин И. Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы / Сост. В. Н. Терёхина, Н. И. Шубникова-Гусева. М., 2004 (сер. «Литературные памятники»).
- 26. Северянин И. Полн. собр. соч.: В 1 т. М., 2014.
- 27. Семеновская С. А. Словообразовательная модель и языковая личность (на материале произведений К. Бальмонта и И. Северянина) // Предложение и текст. Саратов, 1999.
- 28. Силард Л. Масонская утопия в романе Б. Пильняка «Голый год» // Letterature Straniere dell’Universita di Sassari. Sassari, 2000.
- 29. Спасский С. Маяковский и его спутники. Л., 1940.
- 30. Спивак М. Л. «О, дети солнца, как они прекрасны!»: Андрей Белый — К. Д. Бальмонт — Ф. М. Достоевский — В. В. Розанов // Русская литература. 2017. № 1.
- 31. Сто одна поэтесса Серебряного века. СПб., 2000.
- 32. Терехина В. Н. Столетие русского футуризма: заметки исследователя // Современное есениноведение. 2015. № 1 (32).
- 33. Терехина В. Н., Шубникова-Гусева Н. И. «За струнной изгородью лиры…»: Научная биография Игоря Северянина. М., 2015.
- 34. Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
- 35. Тяпков С. Н. Русские символисты в литературных пародиях современников. Иваново, 1980.
- 36. Chambers R. Parody. The Art that plays with Art. New York, 2010.
- 37. Hutcheon L. A theory of parody: the teachings of twentieth-century art forms. New York, 1985.