Президиум РАНОбщественные науки и современность Obshchestvennye nauki i sovremennost

  • ISSN (Print) 0869-0499
  • ISSN (Online) 2712-9101

Мифологемы К. Бальмонта в поэзии И. Северянина: подражание или пародия?

Код статьи
S013160950004531-8-
DOI
10.31860/0131-6095-2019-1-117-129
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 1
Страницы
117-129
Аннотация

В статье анализируются переклички между творчеством К. Бальмонта и И. Северянина и делается вывод, что младший современник не просто учился у старшего собрата по перу, перенимая мотивы и образы, но и трансформировал его поэтику с помощью пародийных приемов: травестии, гиперболизации, гротеска, парадокса, шаржирования и др. Художественный эффект ряда северянинских стихотворений достигается за  счет  столкновения разных стилистических кодов или  «голосов», в результате чего  создаются многоплановые, внутренне напряженные иронические произведения.

Ключевые слова
И. Северянин, К. Бальмонт, ирония, пародия, символизм, постсимволизм, эгофутуризм, мифопоэтика
Дата публикации
29.03.2019
Год выхода
2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
830

Библиография

  1. 1. Альфонсов В. Н. Поэзия русского футуризма // Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. СПб.; М., 2002.
  2. 2. Баймуратова А. С. Окказиональные имена на -ость в поэзии И. Северянина и К. Бальмонта // Русская речь. 2011. № 4.
  3. 3. Бальмонт К. Собр. соч.: В 2 т. М., 1994.
  4. 4. Богомолов Н. А. Постсимволизм (общие замечания) // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов): В 2 кн. М., 2001. Кн. 2.
  5. 5. Брюсов В. Соч.: В 2 т. М., 1987.
  6. 6. Волошин М. О модных позах и трафаретах // Северянин И. Царственный паяц. Автобиографические материалы. Письма. Критика. СПб., 2005.
  7. 7. Гиппиус З. Живые лица. М., 2002.
  8. 8. Глумов А. Нестертые строки // Игорь Северянин глазами современников. СПб., 2009.
  9. 9. Горький М. Из писем // Игорь Северянин глазами современников. СПб., 2009.
  10. 10. Грякалова Н. Ю. Травестия и трагедия: Литературные призраки Бориса Поплавского // Грякалова Н. Ю. Человек модерна: Биография — рефлексия — письмо. СПб., 2008.
  11. 11. Долинин К. А. Стилизация // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1972. Т. 7.
  12. 12. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
  13. 13. Исупов К. Г. Историко-бытовые архетипы в творческом поведении Северянина // О Игоре Северянине: Тезисы докладов научной конференции. Череповец, 1987.
  14. 14. Крохина Н. П. Архетип солнца в творчестве К. Д. Бальмонта // Известия Волгоградского гос. педагогического ун-та. 2010. № 1 (54).
  15. 15. Кушлина О. Б. Поэт вышел за папиросами // Русская литература ХХ века в зеркале пародии: Антология. М., 1993.
  16. 16. Лосев А. Ф. Ирония античная и романтическая // Эстетика и искусство: Из истории домарксистской эстетической мысли. М., 1966.
  17. 17. Минералова И. Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. М., 2009.
  18. 18. Морозов А. А. Пародия как литературный жанр (к теории пародии) // Русская литература. 1960. № 1.
  19. 19. Мочульский К. Игорь Северянин. Менестрель. Новейшие поэзы // Игорь Северянин. Царственный паяц. Автобиографические материалы. Письма. Критика. СПб., 2005.
  20. 20. Новиков В. И. Книга о пародии. М., 1989.
  21. 21. Петрова Н. А. Фиолетовый, лиловый, сиреневый // Миф–фольклор–литература. Па- мяти И. В. Зырянова. Пермь, 2008.
  22. 22. Петрова Н. Г. Коммуникативные универсалии в поэтических дискурсах К. Бальмонта и И. Северянина // Вестник Томского гос. педагогического ун-та. 2014. № 9 (150).
  23. 23. Прокофьев Д. С. Словарь литературного окружения Игоря Северянина. Псков, 2007.
  24. 24. Садовской Б. А. Озимь: Статьи о русской поэзии. К. Бальмонт. А. Блок. В. Брюсов. И. Северянин. Футуристы. Пг., 1915.
  25. 25. Северянин И. Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы / Сост. В. Н. Терёхина, Н. И. Шубникова-Гусева. М., 2004 (сер. «Литературные памятники»).
  26. 26. Северянин И. Полн. собр. соч.: В 1 т. М., 2014.
  27. 27. Семеновская С. А. Словообразовательная модель и языковая личность (на материале произведений К. Бальмонта и И. Северянина) // Предложение и текст. Саратов, 1999.
  28. 28. Силард Л. Масонская утопия в романе Б. Пильняка «Голый год» // Letterature Straniere dell’Universita di Sassari. Sassari, 2000.
  29. 29. Спасский С. Маяковский и его спутники. Л., 1940.
  30. 30. Спивак М. Л. «О, дети солнца, как они прекрасны!»: Андрей Белый — К. Д. Бальмонт — Ф. М. Достоевский — В. В. Розанов // Русская литература. 2017. № 1.
  31. 31. Сто одна поэтесса Серебряного века. СПб., 2000.
  32. 32. Терехина В. Н. Столетие русского футуризма: заметки исследователя // Современное есениноведение. 2015. № 1 (32).
  33. 33. Терехина В. Н., Шубникова-Гусева Н. И. «За струнной изгородью лиры…»: Научная биография Игоря Северянина. М., 2015.
  34. 34. Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
  35. 35. Тяпков С. Н. Русские символисты в литературных пародиях современников. Иваново, 1980.
  36. 36. Chambers R. Parody. The Art that plays with Art. New York, 2010.
  37. 37. Hutcheon L. A theory of parody: the teachings of twentieth-century art forms. New York, 1985.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека