теория истории, теория цивилизаций, новые подходы к глобальной истории, глобальная историография, новая история России
В статье в контексте социокультурных и социально-психологических процессов, развития мировой исторической науки прослежены теоретические проблемы, вставшие перед отечественной исторической наукой во второй половине ХХ – начале ХХI вв., и способы их решения. Представлены позиции крупнейших историков, связь их теоретических позиций с их мировоззрением. Они рассматриваются в рамках культурного, антропологического и пространственного поворотов в историческом знании. Анализируются проблемы современной трансформации созданных ими направлений знания, центры новаторской исторической мысли и перспективы исторического знания в современной России.
В статье российские образы “другой Европы” анализируются в рамках дискурсного анализа с точки зрения борьбы за гегемонию, трансформаций темпорального режима, культурных трансферов “пустых означающих”, таких как “цивилизация” и “варварство”, и возникающих в их ходе “двойных зажимов” и когнитивных искажений. Показано, что появление этих образов имеет не только ближайшие политические причины, но и более глубокие основания, связанные с деформацией систем коммуникации и использованием темпоральных образов для изменения ментальных карт.
В статье рассматривается применимость теории культурного трансфера М. Эспаня к исследованию трансляции цивилизационного сознания и связанных с ним понятий и представлений. Показано, что описание трансфера цивилизационного сознания как обоюдного обмена по принципу экспорта и импорта односторонне. Оно связано с принципиальным метаисторическим универсализмом автора и с его приверженностью идее единой изначальной культуры человечества. Эспань лишь затрагивает, но не анализирует многочисленные феномены, связанные с использованием трансфера как инструмента манипуляций. Это особенно касается цивилизационного сознания, так как изначально оно формировалось именно как инструмент манипуляций, о чем свидетельствует изучение “процесса цивилизации“ Н. Элиасом. В статье анализируются различные проявления манипулятивности цивилизационного сознания, выявляемые концепцией схизмогенеза Г. Бейтсона на ее стыке с идеями Элиаса, концепцией культурной гегемонии Э. Лаклау и Ш. Муфф, концепцией “троянского“ обучения А. Поддьякова и др. Показаны условия использования цивилизационных представлений в историческом анализе. Они связаны с развитием диалога носителей цивилизационного сознания и деконструкцией гегемонических и контргегемонических моделей цивилизации.
В статье анализируются особенности глобальной истории, ее истоки и смежные с ней системы исторических взглядов – “перекрестных” или “совмещенных” историй. Показана их рольв изучении истории России и новые возможности, которые они представляют.
В статье обсуждается получающая все большее распространение концепция пограничных цивилизаций Я.Шемякина, которая помогает анализировать общее и особенное в культурах Латинской Америки и России. Подчеркивая большое значение этой концепции, автор отмечает ее укорененность в библейской парадигме противопоставления "крепкого" и "разделенного" царств и условность традиции использования такого противопоставления в познавательных схемах. На примерах западноевропейской и особенно латиноамериканских и российских цивилизационных концепций демонстрируется, что образы классической, целостной, воплощающей синтез ценностей, а также расколотой, варварской цивилизаций активно использовались для формирования позитивной или негативной самоидентификации как в эпоху становления цивилизационного самосознания в середине XIX в. (Ф.Гизо, Д.С.Милль, Г.В.Ф.Гегель, И.В.Киреевский, Х.Б.Альберди, Д.Ф.Сармьенто), так и на современном этапе его развития (Э.Дуссель, Л.Сеа, А.Ройг, А.Ахиезер, И.Яковенко). Прослеживается связь между становлением такого рода концепций и идентификационным этапом исторического знания, который следует отличать от когнитивного его этапа. Указываются границы применимости подобных подходов.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека