Изложена краткая хронология антиправительственных выступлений мексиканской леворадикальной группировки «Сапатистская армия национального освобождения» (январь 1994 г.), социальную базу которой составило экономически уязвимое меньшинство граждан латиноамериканского государства – представители коренного индейского населения штата Чьяпас. Большинство современных наблюдателей склонны считать восстание сапатистов поворотным для регионального общественно-политического климата событием, давшим решающий толчок идейной консолидации мировых антиглобалистских сил. На материале философских сочинений и политических деклараций главного идеолога Сапатистской армии национального освобождения – субкоманданте Маркоса (полит. псевд.) – проанализировано идейное ядро сапатизма, вобравшее в себя – наряду с философскими максимами классического марксизма-ленинизма – в разных пропорциях элементы анархо-пацифизма, маоизма, геваризма, антиамериканизма, антикорпоративного активизма. Мишенью для жёсткой критики сапатисты избирали мировой неолиберальный капитализм, открыто исповедующий принципы этического и правового нигилизма в отношении участников мирового рынка. Согласно взглядам сапатистов, неолиберализм представляет собой серьёзную опасность для суверенных национальных государств, отпасованных на периферию мирового хозяйства, поскольку рассматривает их в качестве временного барьера на пути к разгосударствлению мирового сообщества через избирательную либерализацию и стандартизацию национальных отраслевых законодательств, стратегическим итогом которых станет радикальное усиление роли рычагов рыночного управления, игнорирующего в интересах крупнейших международных корпораций базовые национальные политико-экономические потребности. Так, неолиберальный капитализм логично нацелен на форсированную унификацию моделей управления государствами, отказывая в праве на существование локальным традициям политической культуры. Констатируется идейная близость между лидером движения сапатистов и крупнейшими современными «левыми» философами (Ю. Хабермасом, М. Хардтом, А. Негри) по ряду фундаментальных для политической философии вопросов. Охарактеризованы различия между сапатизмом и теорией коммунизма в оценках «национального вопроса» и социальной структуры революционных сил.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library