В статье проведен сравнительный анализ трех основных подходов, лежащих в основе комплекса финансовых инструментов поддержки культуры в разных странах. Культура как опекаемое благо, которому соответствует патерналистская модель поддержки культуры. Суть патерналистской модели – компенсация объективно складывающегося дефицита доходов учреждений культуры за счет бюджетных ассигнований. Культура как фактор формирования человеческого капитала, которому соответствует инвестиционная модель поддержки культуры. Суть инвестиционной модели – увеличение государственных инвестиций в гуманитарную сферу для обеспечения перехода к инновационной экономике, основанной на знаниях, и устойчивому социально-экономическому развитию. Культура – ядро креативной экономики, которому соответствует стимулирующая модель поддержки. Суть стимулирующей модели поддержки культуры – в создании условий для развития творческих индустрий и притока креативного класса, обеспечивающего международную конкурентоспособность стран и городов в глобальной экономике. Для каждого из трех подходов анализируется система мер поддержки на основе российского и зарубежного опыта.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library