Во второй статье (первую см. в “ОНС”. 2015. № 3) рассматривается, как глобальные трен- ды, определяющие будущее университетов, преломляются на российской почве. Анализируются изменения, происшедшие в российской системе высшего образования с 1991 г., и тенденции, а также условия развития университетов, которые за это время сложились. Показаны те развилки, через которые в ближайшие годы должны будут пройти университеты в России, и последствия, к которым может привести сделанный выбор.
В статье обсуждается будущее университетов: те тенденции, на которые все больше обращается внимание, и те, которые еще только проявляются, не попав в поле зрения большинства исследователей высшего образования. Дискуссия о будущем университетов ведется в связи с появлением новых факторов и обстоятельств, играющих существенную роль в развитии высшего образования, особенно в ведущих странах. Среди ключевых вопросов выделяются как собственно факторы развития образования, так и глобальный контекст. К первым относятся быстрый рост издержек университетов и появление массовых онлайновых открытых курсов (МООС) как возможного противовеса удорожанию образования, а также наметившийся переход от массового высшего образования к всеобщему. Ко вторым – ход глобального кризиса и контуры тех новых социально-экономической и технологической реальностей, которые сформируются в результате его разрешения. Ведь на изменение места и роли университетов влияют и новые социальные условия, и смена экономической модели.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации