Концептуализация влияния современных цифровых каналов коммуникации на производство политического действия рассматривается в статье как возможность выхода из теоретического тупика, образовавшегося после завершения эпохи “транзита” – многолетнего безраздельного господства в политологическом дискурсе представлений об исторической неизбежности движения посткоммунистических стран в сторону авторитетных западных образцов. Автор отмечает очевидную схожесть некоторых существенных тенденций во внутриполитическом развитии очень разных, часто оппонирующих друг другу государств. Профессионализация политической деятельности и реакция на нее массового избирателя, кризис легитимности политических элит и нарастание популистских практик объединяют сегодня старые и новые, либеральные и процедурные (электоральные) демократии. Общая почва для развития этих явлений в странах с различным предшествующим политическим опытом – внедрение цифровых технологий в политический процесс и, как следствие, трансформация всей системы политических коммуникаций. При этом Россия, по мнению автора, благодаря специфике своего исторического развития, оказалась во многих отношениях в авангарде данных процессов. В статье обосновывается тезис о том, что наша страна опережает развитые либеральные демократии по части реализации последствий (в том числе негативных) бурного вхождения в политику дигитальных сетей. Это делает отечественный опыт особенно интересным не только для нас самих или таких же “молодых демократий”, как наша, но и для так называемых “старых”, устоявшихся систем, основанных на власти “народа-суверена”. Изучение этого опыта позволяет отчетливее увидеть и оценить потенциальные угрозы, которые несет с собой цифровизация публичного пространства. Необходимость в разработке таких инструментов для анализа политической сферы всех видов современных демократий остро ощущается в политической науке.
Разговор о влиянии коммуникационных технологий на политический процесс, начатый в первой статье (см. “ОНС“, 2019, № 5), во второй продолжается анализом низовой политической активности. Автор подчеркивает, что в “старых“ демократиях под воздействием цифровых сетей происходит постепенное вытеснение традиционных массовых организаций или их замещение гибридными формами объединений; а в “новых“ – сообщества для политического взаимодействия создаются сразу в цифровых каналах. Однако онлайн и оффлайн активность и тех и других выглядит сегодня сходным образом в разных политических контекстах. Сходство, по мнению автора, порождается новой логикой, которая лежит в основе дигитально-опосредованной сетевой активности. Показаны отличия этой логики от “логики коллективного действия“, которую описал М. Олсон в середине ХХ в. и которая объясняла процесс создания и функционирования групповых объединений в доцифровую эпоху. Общение становится очень персонифицированным, неиерархизированным, с неакцентированной идентичностью участников. Радикально снижаются издержки создания сообществ, снимается “проблема безбилетника“ (free-ride). Тем самым практически исчезают барьеры для индивидуального участия в коллективном действии и создаются предпосылки для массовой политической активности. В статье также идентифицируется процесс “цифровизации архаики“ – перенос в дигитальное пространство несетевых моделей поведения, использование новых технологий для стимулирования различных форм фальсифицированной низовой активности. Автор демонстрирует амбивалентный характер перехода к дигитально-опосредованному политическому действию. Глубинная демократизация политического общения сопровождается вытеснением с политической сцены организаций-посредников, что приводит к разрушению механизмов демократической ответственности, сформировавшихся и успешно работавших в либеральных демократиях на протяжении всей истории их существования.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека