В статье поставлен вопрос о необходимости комплексного исследования российской национальной исторической ментальности как комплекса ценностно окрашенных представлений россиян об истории своей страны. Одна из особенностей исторической ментальности современных россиян – их сильная приверженность виртуальным (иллюзорным) версиям исторических событий, что находит выражение в высокой популярности как фантастики в жанре “альтернативной истории”, так и мифотворческой околонаучной литературы на темы российской истории, написанной с позиций державной идеологии. Критическое восприятие значительной части отечественной истории как травмы, от которой хотелось бы избавиться путем “переигрывания” или переистолковывания реальных событий, в значительной степени проекция на прошлое критического отношения многих россиян к настоящему, в частности таково желание изменить “неправильные” реформы начала 1990-х гг. Сделан вывод, что в “фантастических историях” действительно выражены наиболее частые умонастроения тех, кто хотел бы сохранить элементы социализма, развивать рыночные отношения, но без демократии
Анализируется эволюция экономических концепций борьбы с бедностью в странах догоняющего развития, начиная с Г. Мюрдаля в 1960-е гг. и кончая лауреатами премии им. А. Нобеля по экономике за 2019 г. – А. Банерджи, Э. Дюфло и М. Кремером. Работы этих нобелевских лауреатов сознательно делают акцент на вопросах не теории, а практики, привнося в экономику развития экспериментальные методы. Доказывается, что выводы “троицы“ нобелевских лауреатов на самом деле трудно назвать революционными, поскольку они развивают идеи предшествующих теоретиков (Г. Мюрдаля, А. Сена, А. Дитона) и практиков (М. Юнус, Э. де Сото) экономики развития, которые еще в 1960–1980-е гг. пришли к выводу, что для действенной помощи бедным в “третьем мире“ нужно сочетать макроэкономические меры с микро- и мезоэкономическими подходами, учитывающими региональную институциональную специфику. Критический взгляд на достижения экспериментальной экономики развития приводит к выводу, что стремление новых нобелевских лауреатов “уйти“ от теории приводит на самом деле к снижению результативности их подходов
На основе материалов общероссийских опросов, проводившихся Институтом социологии РАН в режиме мониторинга, рассматривается вероятность формирования в современной России “революционной ситуации” – роста массовых протестных выступлений “низов”. Анализ результатов опроса, проведенного в начале весны 2016 г., и сопоставление его с предыдущими “волнами” опросов доказывают, что в ближайшее время (год-два) “революционная ситуация” останется для России только опасным призраком – массовые протестные выступления будут лишь потенциальной угрозой, а не живой реальностью. Это обосновывается тем, что в 2015 г. наблюдался умеренный уровень личного участия в различных протестных акциях. Кроме того, современные протестные действия носят в основном экономический характер: протестуют главным образом против увольнений, роста цен и т.д., а не против правительства. Наблюдается парадокс: против существующих социально-экономических “правил игры” протестуют многие, но их протест не консолидирован; у протеста против существующих политических институтов есть “вожди” (либеральная оппозиция), но этот протест гораздо менее массовый. В то же время следует обратить внимание на опасный феномен относительно высокой волатильности характеристик протестной деятельности – российские граждане способны в ответ на “раздражающие” события скачком изменять свои социально-политические предпочтения.
Поводом для обсуждения итогов 25-летия социально-экономического развития постсоветской России является коллективная монография “Нова ли новая Россия?” под редакцией О. Шкаратана и Г. Ястребова. Ее концептуально-полемический характер ярко заявлен в самом заглавии. На этот вопрос авторы отвечают отрицательно: нет, в новой России продолжают воспроизводиться в качестве базовых институты власти-собственности, прочно укорененные в российской цивилизации с XIII в. В новой книге влияние зависимости от предшествующего “восточно-деспотического” развития рассматривается с точки зрения понимания особенностей социальной структуры и динамики современного российского общества, которое авторы называют неоэтакратическим. Общий аналитический результат получился неоднозначным. С одной стороны, заложенная в заголовке книги идея (показать, что и после “смерти” СССР в новой России продолжают сохраняться старые “правила игры”) вполне реализована: концептуально обосновано воспроизводство власти-собственности, эмпирически доказано отсутствие разрывов в развитии механизмов социальной мобильности и социальной поляризации. С другой стороны, стремление соединить концепцию воспроизводства власти-собственности с эмпирическими данными о социальной жизни постсоветской России удалось реализовать в существенно меньшей степени. В книге есть ряд новых аргументов в пользу того, что в России по-прежнему “государство сильнее, чем общество” (самый оригинальный и красивый – кейс “выбор врачей”). Однако комплексного доказательства все же пока нет. Это связано во многом с тем, что книга основана на результатах работы социологов с “обычными людьми”, в число которых представители “государства-класса” практически не попадают.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library