Статья посвящена анализу образа постсоветской России в государствоведческих исследованиях 22 межгосударственных и неправительственных организаций, в ходе которых определяются 30 оценочных показателей институциональных характеристик государства. Политико-управленческие характеристики образа России говорят о том, что правящим является недемократический режим с выраженной авторитарной тенденцией, не обеспечивающий реализацию на должном уровне базовых политических и государственных порядков. Имеют место низкая эффективность управления делами государства и очень высокий уровень коррупции, что препятствует свободной экономической конкуренции и интенсивному инновационному развитию. Темпы социального развития и качество жизни российских граждан находятся на уровне ниже среднемирового, причем имеются существенные проблемы в области здравоохранения, образования и других социальных сферах. В международном аспекте постсоветская Россия при удовлетворительной экономической конкурентоспособности и достаточно высокой включенности в процесс глобализации оценивается как немиролюбивое государство с невысокой институциональной устойчивостью
Статья посвящена исследованию институционального аспекта постиндустриального цивилизационного транзита — процесса перехода от индустриальной цивилизации на новую стадию цивилизационного развития. Показано, что нарастающая динамика постиндустриальных трансформаций уже не вписывается в статичную модель цивилизационного развития как поэтапного перехода на новую ступень общественного развития. Постиндустриальный транзит представляет собой динамичный процесс формирования коридора цивилизационного развития. Траектория развития государства располагается в этом коридоре, если она находится внутри связанных в единое целое граничных условий, образующих его гибкую оболочку. Определена система граничных условий, включающая ценностно-правовой, политико-управленческий, социально-экономический и информационно-коммуникационный компоненты. В коридоре постиндустриального цивилизационного развития траектории транзита демократических государств образуют единый поток, в котором разные государства двигаются с разными скоростями в зависимости от качества реализации демократических политических и государственных порядков. Траектории развития государств с правящими авторитарными режимами различного типа находятся за пределами этого коридора из-за их несоответствия ценностно-правовому и политико-управленческому компонентам его оболочки.
В статье рассматривается вопрос о влиянии ленинизма на формирование существовавшей в СССР общественной системы. Они понимают эту систему как особую советскую цивилизацию. Ее отличали не только социально-экономический и политический строй, основанный на государственной экономике и монополии коммунистической партии на власть, но и декларируемая система ценностей, которая должна была определить отношения индивида с окружающим миром и обществом. Этими ценностями были провозглашены равенство, свобода, братство и счастье. В. Ленин полагал, что освобождение людей от частнокапиталистической эксплуатации само по себе приведет к созданию общества всеобщего счастья, основанного на свободном и творческом труде, социальном равенстве и солидарности свободных людей. Однако, столкнувшись с неготовностью общества принять его социальный идеал, с проблемами, обусловленными социальной и культурной отсталостью России, он пересмотрел свои прежние позиции и сделал ставку на государственное насилие. Ленин увидел в нем единственный способ построения общества всеобщего счастья. Это и стало одной из причин провала проекта новой цивилизации. Провозглашенные ценности так и не были воплощены на практике. Другая причина того, что эти ценности превратились в свою противоположность, заключалась в несостоятельности, утопичности самого проекта советской цивилизации
В статье рассматриваются вопросы возникновения и утверждения авторитарных режимов в постсоветских странах. Авторы анализируют причины неудачи демократического транзита в новых независимых государствах. Среди этих причин они называют отсутствие сильных традиций гражданского общества и то, что антикоммунистической революции 1991 г. в Советском Союзе не предшествовала “революция ценностей”. Важная причина приостановки демократических преобразований заключалась в том, что новые правящие слои, монополизировавшие власть и собственность в постсоветских государствах, не заинтересованы в дальнейших рыночных и демократических реформах. В анализе причин устойчивости авторитарных режимов авторы уделяют главное внимание роли таких факторов, как институт власти-собственности, номенклатуры как правящего слоя и патронажного государства. В то же время в статье рассматриваются факторы, ограничивающие возможности развития авторитаризмов на постсоветском пространстве: конкурирующие политические идентичности в обществе; равновесие сил между региональными элитами; деноменклатуризация политической элиты. Отмечается, что главная проблема на пути демократической трансформации – отсутствие в постсоветских государствах политических и социальных акторов, заинтересованных в таких изменениях.
Статья посвящена политико-антропологическому анализу феномена “восстание советских масс” как результата революции начала 1990-х гг. в СССР, освободившей общество от советских партийно-государственных оков. Восстание советских масс – это и выход масс на авансцену общественно-политической жизни постсоветской России, и вертикальное вторжение советской номенклатуры в публичную власть нового государства. Представлен сравнительный анализ онтологических черт “человека массы” Х. Ортеги-и-Гассета и “простого человека советского”. Показано, что составивший подавляющее типологическое большинство во всех правящих и управляемых социальных слоях и группах “человек советский”, приверженный государственно-патерналистской ориентации, имперскому синдрому и персонифицированному восприятию власти, стал одним из определяющих политических акторов. Это создало благоприятные социальные условия для развития постреволюционного политического процесса не по пути к демократии, а в направлении формирования персонифицированного неоавторитарного режима корпоративистского типа.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека