Статья посвящена изучению взаимосвязи религии и политики в России с акцентом на почти не изученном территориальном измерении этого явления. Рост политического влияния РПЦ в последние годы можно частично объяснить союзом церкви и власти: приверженности власти “традиционным ценностям” в обмен на политическую лояльность церкви Кремлю. Неудивительно, что среди наиболее православных регионов наблюдается рост электоральной поддержки президента В.Путина. Парадоксальным образом к российскому “библейскому поясу” принадлежат регионы, бывшие еще 20 лет назад ядром “красного пояса”. Мы предполагаем, что это совпадение не носит случайного, ситуативного характера. Используя сравнительный исторический подход, мы показываем, что эти регионы Центральной и Южной России, Поволжья принадлежат к историческому ядру русского государства. Отказ Центра от коммунизма должен был привести к соответствующему сдвигу в историческом ядре, а консервативная повестка Центра прежде всего была принята в тех же регионах. Сравнение с наиболее изученным “библейским поясом” – протестантскими штатами на Юге США – показывает, что исторические вехи в становлении религиозных поясов очень схожи: принадлежность к историческому ядру государства, преобладание принудительного труда, раскол в гражданскую войну и массовая поддержка одной политической силы. Кроме того, анализ ряда современных социально-демографических показателей “библейских поясов” в обеих странах демонстрирует, как может в будущем проявляться политическая религиозность не только в электоральной сфере, но и на уровне политики в области семьи, брака и репродуктивного поведения.
Статья посвящена критике одного из ключевых положений неоинституциональной теории – “случайности” изначального институционального выбора. Наиболее последовательно эта идея воплощена в книге Д. Асемоглу (Аджемоглу) и Д. Робинсона “Почему одни страны богатые, а другие бедные”. Согласно этому подходу, выбор институтов происходит под воздействием случайных исторических обстоятельств. Данное положение подвергается критике, ибо оно игнорирует микрооснования институционального выбора в европейских обществах. Основываясь на большом массиве исторических данных по демографии, экологии, экономике, демонстрируется, как могут быть связаны структурные условия и модернизация с последующим выбором инклюзивных институтов в Северо-Западной Европе. Обращение к “модельному” сравнению Англии и Испании в раннее Новое время показывает, что к моменту институционального выбора Англия была намного более развита, чем Испания. В связи с этим некорректно говорить о случайности институционального выбора в Англии. Главный вывод статьи заключается в том, что институты – это не причина, а следствие развития.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека