Работа посвящена изучению взаимосвязи межкультурной компетентности и креативности российских студентов. В исследовании приняли участие 272 студента НИУ ВШЭ. Креативность оценивалась по показателям творческого мышления при помощи теста “Множество примеров” из батареи тестов творческого мышления М. Рунко, межкультурная компетентность измерялась при помощи методики “Оценка межкультурной компетентности” А. Фантини. Было выявлено, что культурная гетерогенность групп не связана с более высоким уровнем креативности ее участников, но компоненты межкультурной компетентности (установки и адаптация поведения) у них выражены сильнее. При этом выявлено, что установки позитивно, а адаптация поведения – негативно связаны с креативностью.
Многочисленные зарубежные исследования показали, что опыт межкультурных взаимодействий способен стимулировать креативность, в случае, когда человек к нему адаптирован. Индикатором адаптированности к ситуации межкультурных взаимодействий может выступать кросскультурная компетентность. Однако прошлые работы выявили противоречивые отношения компонентов межкультурной компетентности с креативностью. Данное исследование представляет собой качественный анализ восприятия межкультурных различий и межкультурной компетентности у более и менее креативных российских студентов с целью прояснить выявленные ранее паттерны взаимосвязи компонентов межкультурной компетентности с креативностью. Результаты контент-анализа 30 интервью показали, что более и менее креативные российские студенты по-разному воспринимают культурные отличия иностранцев от русских и, соответственно, имеют разные представления о необходимых им межкультурных компетенциях и их основаниях.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека