С 2011 г. федеральные власти предприняли ряд мер, направленных на защиту предпринимателей от рейдерства. На основе публикаций в СМИ рассмотрены случаи силового давления на бизнес (4947 за 2011 г. и 3703 за 2015 г.). Сравнение особенностей рейдерских атак демонстрирует, как изменились их инструменты в России за эти годы. Так, в 2015 г. в России появляется "белое рейдерство" – использование лазеек в законодательстве и взыскание долгов, но инструменты "серого" и "черного" рейдерства по-прежнему активно используются в регионах России, причем они стали еще более рискованными.
До 2010 г. федеральная элита России могла закрывать глаза на силовое давление на бизнес в регионах, где местные власти обеспечивали высокие результаты на федеральных выборах для правящей партии. На основе анализа публичной информации о силовом давлении на бизнес с 2011 по 2016 гг., полученной на основе обращений предпринимателей в Центр общественных процедур “Бизнес против коррупции“, в статье показано, что экономический кризис мог заставить власти пересмотреть этот подход. На нескольких примерах демонстрируется, что попытки централизованной борьбы с рейдерством оказались малоэффективными. По этой причине федеральная власть начала использовать дополнительный инструмент управления насилием в регионах, связанный с ротацией губернаторов. Показано, что контроль за силовым давлением на бизнес мог стать частью обязанностей новых губернаторов. При этом возможность выполнения этих требований нелинейно связана с уровнем политической конкуренции в регионе. В регионах с относительно высокой конкуренцией контроль за насилием достигается через поиск консенсуса внутри элит, в регионах, где конкуренции на выборах в региональные парламенты практически нет, возможен авторитарный контроль за давлением на бизнес
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека